об установлении инвалидности



Дело №2-4277/10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 сентября 2010 года г.Ульяновск

Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Петровой И.И.,

при секретаре Козельском А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску З.Р.Р. к Федеральному государственному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» о признании незаконным решения комиссии, установлении группы инвалидности,

УСТАНОВИЛ:

З.Р.Р. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» о признании незаконным решения комиссии от 02.03.2009г., признании ее инвалидом 3 группы.

В обоснование своих требований указала, что 18.09.1992г. ей был поставлен диагноз «ретинобластома правого глаза». 23.10.1992г. в Московском научно-исследовательском институте глазных болезней им.Гельмгольца ей удалили правый глаз. Впоследствии истица получила статус инвалид детства по зрению 2 группы. Истица регулярно получала химиотерапию, ежегодно за свой счет протезировалась в г.Москва и в г.Самара.

По достижению 18-летнего возраста она прошла освидетельствование на установление группы инвалидности в филиале №10 ФГУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области», где ее инвалидом не признали. Данное решение филиала ею было обжаловано в экспертный состав №2 ФГУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области», а затем в ФБ МСЭ, где решение об отказе в признании истицу инвалидом оставили в силе. Однако с данными решениями истица не согласна, т.к. считает, что отсутствие у нее правого глаза является значительным нарушением зрительных функций. В связи с этим истица и обратилась в суд с настоящим иском.

Истец в судебном заседании настаивала на исковых требованиях. Поддержала все изложенное в исковом заявлении.

Представитель ответчика Саркисов Ю.Л. исковые требования не признал в полном объеме, указав, что решение филиала №10 ФГУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области», а также ФГУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области являются обоснованными, кроме того, данные решения комиссии подтверждены проведенной по делу судебной медико-социальной экспертизой.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна представить суду доказательства в обоснование своих требований и возражений.

Судом установлено следующее.

Из представленных в материалы дела медицинских документов истицы усматривается следующее.

В сентябре 1992г. истице был установлен диагноз «ретинобластома правого глаза», в связи с чем она проходила стационарное лечение в Московском научно-исследовательском институте глазных болезней им.Гельмгольца, ей была выполнена операция: энуклеация глаза с последующим протезированием полости.

С 01.12.1992г. по 02.12.1994г. истице была установлена категория «ребенок-инвалид».

В период с 19.11.1992г. по 05.11.1993г. ей были проведены курсы полихимиотерапии.

При контрольном осмотре в Московском НИИ глазных болезней им.Гельмгольца 18.01.1994г. признаков рецидива не выявлено.

Истице была установлена категория «ребенок-инвалид» с 17.02.1995г. по 15.01.2007г.

В июле 2000г. истица проходила стационарное лечение в Областной детской клинической больнице с диагнозом «острая нижнедолевая пневмония осложненная гидротораксом. ДН II-III».

Также истица проходила лечение в ноябре 2005г. с диагнозом «острый риносинусит».

08.09.2006г. при эхобиометрии глаза было установлено, что структура правого глаза не определялась, структура левого глаза сохранена.

За период с 22.08.1997г. по 25.03.2010г. истица с жалобами на снижение зрения левого глаза не обращалась.

При очередном переосвидетельствовании в Филиале №10 ГБ МСЭ по Ульяновской области в январе 2009г., экспертная комиссия пришла к выводу о том, что оснований для установления истице не имеется.

Второй экспертный состав ГБ МСЭ по Ульяновской области, рассмотрев жалобу истицы, 02.03.2009г. подтвердил выводы решения комиссии Филиала №10, поскольку незначительные нарушения функции зрения не приводит к ограничению жизнедеятельности и не является основанием для определения группы инвалидности.

По мнению суда, исковые требования З.Р.Р.. удовлетворению не подлежат в связи со следующим.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статьи 7 и 8 названного Федерального закона предусматривают, что Медико-социальная экспертиза - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется Правительством Российской Федерации.

На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются:

1) установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты.

Согласно ст. 50 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993г. медико-социальная экспертиза производится федеральными учреждениями МСЭ в порядке, установленном законодательством РФ.

Постановлением Правительства РФ № 95 от 20.02.2006 г. утверждены Правила признания лица инвалидом, которые предусматривают, что признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности к трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ №535 от 22.08.2005 г. утверждены «Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы». Классификации, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основные виды нарушений функций организма человека обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности; основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий.

Критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют условия установления степени ограничения способности к трудовой деятельности и групп инвалидности (категории "ребенок-инвалид").

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.12.2004 г. № 805 «О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» к федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы относятся: Главные бюро МСЭ, имеющие филиалы - бюро МСЭ в городах и районах.

Согласно п. 6 указанного постановления МСЭ выполняет следующие функции:

а) рассматривает жалобы граждан, проходящих освидетельствование, на решения бюро и в случае признания их обоснованными изменяет либо отменяет решения бюро;

б) проводит по собственной инициативе повторное освидетельствование граждан, прошедших освидетельствование в бюро, и при наличии оснований изменяет либо отменяет решения бюро;

в) проводит освидетельствование граждан, обжаловавших решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования, в целях установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности (в том числе степени ограничения способности к трудовой деятельности) и их реабилитационного потенциала.

По результатам проведенной ФГУ «ГБ МСЭ по Чувашской Республике - Чувашии» Федерального медико-биологического агентства с 04.08.2010г. по 20.08.2010г. в рамках настоящего гражданского дела судебной очной медико-социальной экспертизы у З.Р.Р. на момент проведения освидетельствования в ФГУ ГБ МСЭ по Ульяновской области, а также на момент проведения судебной экспертизы признаков инвалидности ни одной из групп не имелось.

По мнению суда, оснований не доверять выводам данной экспертизы не имеется, поскольку заключение дано в пределах полномочий экспертов на основании изучения всей медицинской документации истца и его очного осмотра, эксперты были предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Так, эксперты в заключении указывают, что в соответствии с «Классификациями и критериями, используемым при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009г №1013н, расстройство зрения относится к группе нарушений сенсорных функций.

Главной характеристикой, отражающей тяжесть патологии органа зрения и определяющей ее влияние на жизнедеятельность и социальную достаточность человека, является состояние зрительных функций, основные среди которых острота зрении и поле зрения. Оценка зрительных функций проводится по состоянию лучше видящего или единственного глаза в условиях переносимой (оптимальной) коррекции.

Основанием для признания лица инвалидом вследствие патологии органа зрения является наличие стойких умеренно выраженных расстройств зрительных функций (средняя степень слабовидения), приводящих к ограничению способности к трудовой деятельности 1 степени (способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособности продолжать работу по основной профессии при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации) или ограничению таких категорий жизнедеятельности в их различных сочетаниях, как: способности к самообслуживанию 1 степени, способности к самопередвижению 1 степени, способности к обучению 1 степени, способности к общению 1 степени, способности к ориентации 1 степени.

Между тем, как указали эксперты, нарушение сенсорной функции организма у З.Р.Р. вследствие отсутствия зрения одного глаза при высоких зрительных функциях другого глаза (острота зрения с коррекцией 1,0) стойкое и незначительное.

Таким образом, нарушение здоровья З.Р.Р.. со стойкими незначительными нарушениями сенсорной функции, обусловленные патологией органов зрения, не приводящие к ограничению ни одной из основных категорий жизнедеятельности, не вызывает необходимость в мерах социальной защиты, что не дает оснований для установления группы инвалидности в соответствии с Правилами признания лица инвалидом.

Учитывая изложенное, суд считает, что законных оснований для удовлетворения исковых требований истца не имеется, поскольку ею не представлено доказательств обоснованности заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования З.Р.Р. к Федеральному государственному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» о признании незаконным решения комиссии, установлении третьей группы инвалидности - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение 10 дней.

Судья И.И.Петрова