ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 октября 2010 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Петровой И.И.,
при секретаре Штыровой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Федеральному государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия» об обязании устранить нарушения природоохранного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Ульяновский межрайонный природоохранный прокуратур обратился в суд с исковыми требованиями, уточненными в ходе рассмотрения дела, к ФГУ ВПО «Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия» об обязании в срок до 01 августа 2011 года составить и утвердить проект на проведение работ по разведке и подсчету запасов подземных вод, провести указанные работы, в обоснование указав следующее.
Прокуратурой была проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при добыче общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод на территории Ульяновской области.
Федеральным Законом «О недрах» предусмотрено, что основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов Российской Федерации.
Государственное регулирование отношений недропользования осуществляется посредством управления, лицензирования, учета и контроля.
В соответствии со ст. 29 Закона РФ «О недрах» в целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе.
Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2005г. № 69 утверждено «Положение о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участков недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение». В соответствии с п.8 Положения предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых.
Пунктом 8 Положения предусмотрено, что Государственная экспертиза осуществляется путем проведения анализа документов и материалов по подсчету запасов полезных ископаемых всех вовлекаемых в освоение и разрабатываемых месторождений вне зависимости от вида, количества, качества и направления использования полезных ископаемых.
Проведенной проверкой установлено, что Ульяновскнедра предоставлено в пользование ответчику ФГОУ ВПО «Ульяновская ГСХА» участок недр путем выдачи лицензии на право пользования недрам (серия УЛН, № 02198 вид ВЭ) для добычи подземных вод из восьми водозаборных скважин. Данная лицензия зарегистрирована 05.05.2004г., номер регистрации в реестре - 1338.
Согласно данной лицензии, одной из неотъемлемой составной частью лицензии является Соглашение об условиях недропользования (Приложение № 1 к лицензии), заключенное между ФГОУ ВПО «Ульяновская ГСХА» и Ульяновск-недра.
Согласно п.9.3 эксплуатационные запасы подземных вод на водозаборе не утверждались.
В связи с этим и поскольку водозаборные скважины являются основным источником водоснабжения ответчику рекомендовалось в срок до 01.06.2005г. составить и утвердить проект на проведение работ по разведке и подсчету запасов подземных вод, а в срок до 01.01.2009г. - провести эти работы.
В соответствии со ст. 29 Закона РФ «О недрах» провести работы по проведению государственной экспертизы.
Однако проведенной проверкой было установлено, что ФГОУ ВПО «Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия» до настоящего времени не выполнило условие лицензионных соглашений. Ответчиком не составлен проект на проведение работ по разведке и подсчету запасов подземных вод, не проведены сами работы.
Требования прокурора направлены в защиту интересов Российской Федерации, а также прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц,незаконные действия ответчика нарушают права Российской Федерации как собственника подземных водных объектов, а также права неопределенного круга лиц по обеспечению качественной питьевой водой.
Неисполнение в полном объеме требований природоохранного законодательства может привести к негативному воздействию деятельности ответчика на состояние окружающей среды, в частности, ее водных объектов, а также на здоровье населения, создает потенциальную экологическую опасность в виде истощения, загрязнения водного объекта, что может негативно отразиться на благоприятной среде обитания населения, проживающего и находящегося в непосредственной близости от водного объекта, круг которых невозможно персонифицировать (неопределенный круг лиц).
В связи с изложенным, на основании пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ», ст. 45 ГПК РФ прокурор и обратился в суд с настоящим иском.
Представитель истца в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме, дав пояснения, аналогичные изложенным в иске.
Представитель ответчика в судебном заседании заявила о признании иска в полном объеме, пояснив, что невыполнение указанных работ связано с отсутствием финансирования учебного заведения из бюджета.
Последствия принятия судом признания иска, предусмотренные ст. 173, 198 ГПК РФ, представителю ответчика разъяснены и понятны, о чем отобрана расписка.
Представители третьих лиц Управления по недропользованию по Ульяновской области и ФГУ «ТФГИ по Приволжскому федеральному округу» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены, представили в суд письменные отзыв на иск, в которых просили рассматривать дело в свое отсутствие.
В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии с ч.4 ст.198 ГПК РФ в случае признания ответчиком иска в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Поскольку признание представителем ответчика иска не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц, суд считает возможным принять признание иска, заявленные требования удовлетворить.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, учитывая правовой статус ответчика и финансовое положение, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 400 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 173, 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия» в срок до 01 августа 2011 года составить и утвердить проект на проведение работ по разведке и подсчету запасов подземных вод, провести работы по разведке и подсчету запасов подземных вод.
Взыскать с Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Ульяновска.
Судья Петрова И.И.