Дело № 2-5301/10 |
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 сентября 2010 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Чебукиной,
с участием помощника прокурора Ленинского района г. Ульяновска Карабанова А.С.,
при секретаре Грызуновой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к Мэрии города Ульяновска о возложении обязанности устранить свалку,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Ленинского района г. Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к мэрии города Ульяновска об устранении свалки мусора и твердых бытовых отходов напротив <адрес> в г. Ульяновске.
В обоснование исковых требований прокурор указал следующее. Прокурорской проверкой соблюдения требований природоохранного законодательства в деятельности органов местного самоуправления выявлены нарушения. Согласно ч.1 ст.13 Федерального закона от 24.06.98 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Частью 3 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды ситуаций в границах городского округа, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В силу п.п.8, 11 и 24 ч.1 ст.16 Закона РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городских округов относится: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов и промышленных отходов.
Как следует из ч.4 ст.37 Устава Муниципального образования «город Ульяновск», утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 14.12.2005 г. № 202, к полномочиям мэрии г. Ульяновска относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В нарушение указанных норм напротив <адрес> обнаружена свалка промышленных и бытовых отходов.
Таким образом, несоблюдение законодательства об отходах производства и потребления влечет возникновение чрезвычайных ситуаций, и создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также окружающей природной среде.
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Ульяновска Карабанов А.С. настаивал на удовлетворении исковых требований, уточнив, что свалка обнаружена в Ленинском районе г.Ульяновска, рядом с перекрестком улиц <адрес> <адрес> <адрес>, <адрес>.
Представитель мэрии города Ульяновска Умнова Т.Н. в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме. Пояснила суду, что истец не учитывает того обстоятельства, что земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, находится ближе к дому № по <адрес> в г. Ульяновске, таким образом, указанный земельный участок, возможно, является придомовой домовой территорией, обслуживание которой, возможно, входит в компетенцию ТСЖ «Север-1». Муниципальное образование «город Ульяновск» не является собственником данного земельного участка, поскольку право муниципальной собственности на него не зарегистрировано. Иными словами, обязанность устранения несанкционированной свалки отходов на указанном земельном участке, в силу действующего законодательства может быть возложена на обслуживающую организацию. В соответствии с п. 2.5 Правил благоустройства территории МО «г. Ульяновск» от 24.04.2008 г., земельный участок, на котором расположена свалка является придомовой территорией и ответственность за ее содержание должна нести организация, обслуживающая данный жилищный фонд. Исходя из изложенного, мэрия г. Ульяновска просит Ленинский районный суд в удовлетворении исковых требований прокурору Ленинского района г. Ульяновска отказать, поскольку мэрия города Ульяновска не может считаться надлежащим ответчиком по данному делу.
Представитель мэрии города Ульяновска Урдин Д.Ю. в судебном заседании исковые требования прокурора также не признал, дав аналогичные пояснения.
Представители Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта мэрии г.Ульяновска в судебное заседание не явились, извещались.
Представитель Комитета по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области (ГОСЭКОКОНТРОЛЬ) просил рассмотреть дело в свое отсутствие, указав в отзыве, что иск прокурора полностью поддерживает.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, суд рассматривает дело и дает оценку тем доводам и доказательствам, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно п. 1 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных и оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Судом установлено, что при проведении проверки сообщения о нарушениях в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды 24.08.2010 года инспектором по охране природы Госэкоконтроля Ульяновской области Маничевым Ш.С. на территории Ленинского района г. Ульяновска, а именно на <адрес>, рядом с перекрестком зафиксирована несанкционированная свалка мусора и бытовых отходов.
Наличие указанной свалки представителями ответчика в судебном заседании не отрицалось. Кроме того, факт наличия указанной свалки на дату вынесения судебного решения был установлен в ходе выездного судебного заседания.
Как следует из представленных документов, а именно уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, какими-либо правами не обременен, сведений о правах на указанный земельный участок в Управлении Росреестра не имеется.
Доказательств того, что земельный участок, занятый свалкой, находится в зоне ответственности какого-либо юридического лица или гражданина, Мэрией города Ульяновска не представлено.
Доводы представителей Мэрии города Ульяновска о том, что ответственность по устранению свалки должна быть возложена на организацию, обслуживающую <адрес> в г. Ульяновске, ничем не подтвержден, является надуманным, поскольку, земельный участок, на котором указанная свалка расположена, чьими-либо правами не обременен.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Частью 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городских округов относится: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов и промышленных отходов.
Согласно статье 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Уставом муниципального образования «город Ульяновск» (ч. 4 ст. 37) закреплено, что к полномочиям Мэрии города Ульяновска относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В силу названных норм Мэрия города Ульяновска, с одной стороны, как юридическое лицо выступает субъектом деятельности по обращению с отходами, а с другой стороны - органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципального образования.
Пунктом 2.2. Порядка обращения с бытовыми и промышленными отходами на территории муниципального образования «Город Ульяновск», утвержденного постановлением Главы г. Ульяновска от 15.04.2008 г. № 2604, установлено, что в пределах муниципального образования «Город Ульяновск» запрещается загрязнение территории отходами (в т.ч. сжигание, выбрасывание, захоронение и хранение отходов в местах, не предусмотренных для их сбора и обезвреживания).
В соответствии с п. 5.5. вышеназванного Порядка должностные лица мэрии и ее структурных подразделений, осуществляющие контроль за его соблюдением, обязаны своевременно и качественно документально фиксировать признаки выявленных нарушений и принимать меры по пресечению и предотвращению нарушений в сфере обращения с отходами на подведомственных территориях.
Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, образующих несанкционированную свалку на территории, не находящейся в пользовании, и, следовательно, в зоне ответственности какого-либо юридического лица либо гражданина, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду, в связи с чем иск подлежит удовлетворению в отношении Мэрии города Ульяновска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к Мэрии города Ульяновска удовлетворить.
Обязать Мэрию города Ульяновска устранить свалку мусора и твердых бытовых отходов, расположенную рядом с перекрестком <адрес> и <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение 10 дней.
Судья С.Н. Чебукина