Дело № 2-4695/10
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 сентября 2010 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе:
судьи Матвеевой Л.Н.,
при секретаре Айсиной А.Х.,
рассмотрев дело по иску Топтыгина Н.Н. к администрации муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области. Министерству труда и социального развития Ульяновской области, Правительству Ульяновской области, Администрации Муниципального образования «Спешневское сельское поселение» о признании участником подпрограммы, возложении обязанности включить в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и выдачи сертификата,
установил:
Топтыгин Н.Н. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области, Министерству труда и социального развития Ульяновской области, Правительству Ульяновской области, Администрации Муниципального образования «Спешневское сельское поселение» о признании участником подпрограммы, возложении обязанности включить в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и выдачи сертификата.
В обоснование иска указал, что истец с декабря 1986 года по январь 1987 года выполнял работы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, является инвалидом 2 группы, инвалидность получена при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с катастрофой на ЧАЭС. С 19.10.2007 года истец прописан и проживает по адресу: <адрес>. Это аварийный деревянный дом, не пригодный для жилья, который передан ему по наследству от отца, общей площадью 26 кв.м. В декабре 2009г. истец обращался с письменными заявлениями к Главе Администрации МО «Кузоватовский район» Ульяновской области, к Главе МО «Спешневское сельское поселение» Кузоватовского района Ульяновской РФ, в Департамент социальной защиты населения Ульяновской области о постановки его на льготную очередь по обеспечению жилой площадью в размерах и порядке, установленном Правительством РФ для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Топтыгин Н.Н. является инвалидом 2 группы вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, имел право на одноразовое бесплатное обеспечение благоустроенной жилой площадью в течение трех месяцев со дня подачи заявления, а также одноразовое обеспечение дополнительной ФИО11 площадью в виде отдельной комнаты, а в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем некоторых категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010» на 33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина и дополнительно 15 кв.м. Просит обязать Администрацию муниципального образования «Кузоватовский район», Администрацию МО «Спешневское сельское поселение» Ульяновской области включить Топтыгина Николая Николаевича в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Признать Топтыгина Н.Н. участником подпрограммы. Обязать Министерство труда и социального развития Ульяновской области выдать в порядке первоочерёдности Топтыгину Н.Н. государственный жилищный сертификат, удостоверяющий его право на получение за счёт средств федерального бюджета субсидии для приобретения жилого помещения на состав семьи 1 человека с учетом права на получение дополнительной общей площади жилого помещения в соответствии с Правилами выпуска и реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года, № 153.
В судебном заседании истец не присутствовал, о времени месте слушания гражданского дела был извещен, просил гражданское дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель истца в судебном заседании на иске и доводах иска настаивал.
Представитель ответчиков Администрации муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области, Администрации МО «Спешневское сельское поселение» Кузоватовского района Ульяновской области в судебном заседании иск не признал и пояснил, что Администрация муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области является ненадлежащим ответчиком по делу, а Администрация МО «Спешневское сельское поселение» Кузоватовского района Ульяновской области прав истца не нарушала.
Представитель ответчика Правительства Ульяновской области в судебном заседании иск не признал и пояснил, что Правительство Ульяновской области является ненадлежащим ответчиком по делу, каких-либо требований к Правительству Ульяновской области истцом не заявлено.
Представитель ответчика Министерства труда и социального развития Ульяновской области в судебном заседании иск не признал и пояснил, что Топтыгин Н.Н. не является участником подпрограммы, не включен в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В связи с чем, требования к Министерству труда и социального развития Ульяновской области заявлены преждевременно.
Суд определил, рассмотреть гражданское дело при данной явке.
Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, копию отказного производства по пожару, копию дела освидетельствования МСЭ, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Топтыгин Н.Н. является инвалидом 2 группы бессрочно, имеет право на компенсации и льготы установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В судебном заседании установлено, что Топтыгин Н.Н. с 06.12.1985 года по 1999 год, с 20.03.2000 года по 05.10.2007 года был зарегистрирован в с. ФИО2 <адрес>, в качестве сожителя в жилом доме общей площадью 20.4 кв.м.
С 19.10.2007 года Топтыгин Н.Н. зарегистрирован по настоящее время, а фактически проживал до июля 2010 года по адресу: <адрес>, в доме общей площадью 26 кв.м. Согласно данным похозяйственной книги Топтыгин Н.Н. является собственником указанного дома на основании завещания.
Представитель истца в судебном заседании не отрицал, что такое завещание имеется. Однако пояснил, что Топтыгин Н.Н. право собственности на дом официально не зарегистрировал, в наследство не вступил, поэтому не является собственником указанного жилого дома.
В судебном заседании также установлено, что данный жилой дом сгорел 29 июля 2010 года.
24 декабря 2009 года Топтыгин Н.Н. обратился к Главе администрации МО «Кузоватовский район» Ульяновской области с заявлением о постановке его в очередь по обеспечению жилой площадью.
31 декабря 2009 года Глава администрации МО «Спешневское сельское поселение» Кузоватовского района Ульяновской области отказал в постановке его на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Закон Российской Федерации от 15 мая 1991г. № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, гарантировал гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 этого Закона одноразовое бесплатное обеспечение независимо от времени постоянного проживания в данном населенном пункте благоустроенной ФИО11 площадью в течение трех месяцев со дня подачи заявления при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий либо проживания в коммунальных квартирах.
Федеральным законом от 22 августа 2004г. № 122-ФЗ изменены формы реализации предоставленных жилищных гарантий, льготы по обеспечению жилой площадью установлены одинаковые для всех вышеуказанных категорий граждан. Закон РФ от 15 мая 1991г. № 1244-1 в редакции, действующей с 1 января 2005 г., гарантирует гражданам, указанным в пунктах 1, 2 и 3 части первой статьи 13 этого Закона, обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Таким образом, федеральным законодателем при переходе с 1 января 2005г. к новому правовому регулированию обеспечения мерами социальной поддержки сохранен достигнутый уровень защиты жилищных прав всех перечисленных категорий граждан.
При переходе с 1 января 2005 г. к новому правовому регулированию обеспечения мерами социальной поддержки граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, должны быть предусмотрены соответствующие правовые механизмы, позволяющие с учетом специфики правового статуса этих лиц обеспечить сохранение достигнутого уровня защиты их прав и свобод, гарантий их социальной защищенности.
До 1 января 2005 г. Топтыгин Н.Н. не встал на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Изменение условий и порядка обеспечения жильем граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы и нуждающихся в улучшении жилищных условий, допустимо лишь при введении гарантий, в равной мере обеспечивающих предоставление указанной меры социальной поддержки как гражданам, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, так и гражданам, относящимся к той же категории, но вставшим на учет после этой даты.
До 1 января 2005 г. инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы обеспечиваются жильем в рамках Подпрограммы, входившей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
Между тем введение денежной формы обеспечения жилыми помещениями только в отношении инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации ее последствий, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, при отсутствии адекватных социальных гарантий для лиц, относящихся к той же категории граждан, но вставших на учет после 1 января 2005 года, привело к снижению уровня их социальной защиты по сравнению с лицами, принятыми на учет до 1 января 2005 года, и повлекло необоснованную дифференциацию в зависимости исключительно от даты принятия на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (до и после 1 января 2005 года).
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя либо собственниками жилых помещений, а также граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
В соответствии с Законом Ульяновской области № 83-УО «О ПОРЯДКЕ ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАН МАЛОИМУЩИМИ В ЦЕЛЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИМ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА ПО ДОГОВОРАМ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА И ПОРЯДКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЩЕЙ ПЛОЩАДИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМОГО ГРАЖДАНАМ ПО ДОГОВОРАМ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА» признание граждан малоимущими осуществляется местными администрациями поселений и городских округов Ульяновской области (далее - местные администрации).
В соответствии с Законом Ульяновской области № 110-ЗО «О ПОРЯДКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА ДОХОДА, ПРИХОДЯЩЕГОСЯ НА КАЖДОГО ЧЛЕНА СЕМЬИ, И СТОИМОСТИ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В СОБСТВЕННОСТИ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ И ПОДЛЕЖАЩЕГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ, В ЦЕЛЯХ ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАН МАЛОИМУЩИМИ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИМ ПО ДОГОВОРАМ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА НА ТЕРРИТОРИИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ» учет дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, производится на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи и принадлежащем им имуществе на праве собственности, указанных в заявлении о предоставлении им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.
В соответствии со ст. 4 данного Закона УО расчет размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, производится исходя из суммы доходов членов семьи за календарный год, непосредственно предшествующий месяцу подачи заявления о предоставлении им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.
Статья 5 предусматривает, что при расчете размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, учитывается сумма доходов каждого члена семьи. Размер стоимости находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению имущества определяется в соответствии с методикой согласно приложению 2 к настоящему Закону.
У истца отсутствует подлежащее налогообложению имущество.
В соответствии со ст. 6 в состав малоимущей семьи при расчете среднедушевого дохода включаются лица, связанные родством и (или) свойством. К ним относятся совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы.
В соответствии с «МЕТОДИКОЙ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЕЖЕМЕСЯЧНОГО РАЗМЕРА ДОХОДА, ПРИХОДЯЩЕГОСЯ НА КАЖДОГО ЧЛЕНА СЕМЬИ, В ЦЕЛЯХ ПРИЗНАНИЯ ИХ МАЛОИМУЩИМИ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ НА УЧЕТ В КАЧЕСТВЕ НУЖДАЮЩИХСЯ В ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ» ежемесячный доход, приходящийся на каждого члена семьи, определяется на основании сведений о составе семьи и сведений о доходах членов семьи за двенадцать последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - расчетный период), указанных в заявлении о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Ежемесячный доход, приходящийся на каждого члена семьи, рассчитывается путем деления одной двенадцатой части суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи. При определении ежемесячного дохода, приходящегося на каждого члена семьи, учитывается сумма всех доходов каждого члена семьи, которые получены как в денежной, так и в натуральной форме. В доходе семьи не учитываются: государственная социальная помощь, оказываемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи в виде денежных выплат и натуральной помощи; единовременные страховые выплаты, производимые в возмещение ущерба, причиненного жизни и здоровью человека, его личному имуществу и имуществу, находящемуся в общей собственности членов его семьи, а также ежемесячные суммы, связанные с дополнительными расходами на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в соответствии с решением учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы. Доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Денежные выплаты, предоставляемые гражданам в качестве мер социальной поддержки, связанных с оплатой жилого помещения, коммунальных и транспортных услуг, а также компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выплачиваемые отдельным категориям граждан (подлежит учету сумма денежных выплат и компенсаций, предоставляемых на оплату жилого помещения, коммунальных и транспортных услуг). Подлежат учету денежные средства, выделяемые опекуну (попечителю) на содержание подопечного. Подлежат учету суммы ежемесячных денежных выплат и компенсаций различным категориям граждан, определенным в соответствии со следующими законами: Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Постановлением Главы города Ульяновска от 18 августа 2006 г. N 431 «ОБ УСТАНОВЛЕНИИ РАЗМЕРА ДОХОДА, ПРИХОДЯЩЕГОСЯ НА КАЖДОГО ЧЛЕНА СЕМЬИ, И СТОИМОСТИ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В СОБСТВЕННОСТИ ГРАЖДАН, ДЛЯ ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАН МАЛОИМУЩИМИ» установлен размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи (дохода одиноко проживающего гражданина) в целях признания граждан малоимущими для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в сумме, не превышающей величину 1,3 размера прожиточного минимума на душу населения по Ульяновской области.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 апреля 2010 г. N 139-П «О ПРОЖИТОЧНОМ МИНИМУМЕ В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА I КВАРТАЛ 2010 ГОДА» установлена величина прожиточного минимума в Ульяновской области за I квартал 2010 года: в расчете на душу населения - 4781 рубль, за 2 квартал 2010 года - 4877 рублей (Постановление Правительства Ульяновской обл. от 29.07.2010 N 253-П "О прожиточном минимуме в Ульяновской области за II квартал 2010 года").
Как следует из представленных справок, размер пенсии истца - <данные изъяты> в месяц, размер ЕДВ - <данные изъяты> в месяц, размер получаемой компенсации в возмещение вреда - 6 <данные изъяты> в месяц и размер компенсации на питание - <данные изъяты> в месяц.
В связи с чем, Топтыгин Н.Н. не является малоимущим и не являлся им на момент обращения с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В связи с вышеизложенным, оснований для включения Топтыгина Н.Н. в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, нет.
Следовательно, истец не может быть признан участником подпрограммы и ему не может быть предоставлен в порядке первоочерёдности государственный жилищный сертификат, как лицу, пострадавшему в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Руководствуясь ст.ст.194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
В удовлетворении иска Топтыгина Н.Н. к администрации муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области, Министерству труда и социального развития Ульяновской области, Правительству Ульяновской области, Администрации Муниципального образования «Спешневское сельское поселение» о признании участником подпрограммы, возложении обязанности включить в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и выдаче сертификата отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение десяти дней с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья: Л. Н. Матвеева.