Дело № 2-5579/10
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 октября 2010 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска
в составе: судьи Рыбалко В. И.,
при секретаре Алиуллиной Г. Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Таракановой А.К. к Мэрии города Ульяновска, Министерству финансов Ульяновской области о возложении обязанности предоставления жилого помещения путем выдачи жилищного сертификата,
У С Т А Н О В И Л :
Тараканова А. К. обратилась в суд с иском к Мэрии города Ульяновска, Министерству финансов Ульяновской области о возложении обязанности предоставления жилого помещения путем выдачи жилищного сертификата.
Исковое требование мотивировано следующим. Истица является гражданином РФ. Мать истицы - ФИО2 была лишена родительских прав. Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ истица воспитывалась и обучалась с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Кузоватовской школе-интернате для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и находилась на полном государственном обеспечении.
В период с 1983 года по 1988 год истица обучалась в Ульяновском фармацевтическом училище. После окончания школы-интерната жилое помещение истице не предоставлялось. Истица считает, что после окончания пребывания в учреждении профессионального образования она имела право на обеспечение жилой площадью по месту жительства вне очереди. Однако после выпуска училища право на внеочередное предоставление жилья истице не разъяснялось.
ДД.ММ.ГГГГ истица вступила в брак с ФИО3, в связи с чем, сменила фамилию ФИО2 на Тараканова.
Истица зарегистрирована в жилом помещении жилой площадью 28,9 кв.м. по адресу: <адрес>. Собственником данного жилого помещения является ФИО4 - свекор истицы. Из представленных справок следует, что истица приватизированного жилья в г. Ульяновске и Ульяновской области не имеет.
Ссылаясь на нормы Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Тараканова А. К. просит суд обязать ответчиков выдать ей жилищный сертификат для приобретения жилого помещения с учетом нормы предоставления общей площади за счет средств бюджета Ульяновской области.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены Министерство образования Ульяновской области, Ульяновский фармацевтический колледж, Кузоватовская (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат.
Истица Тараканова А. В. в судебном заседании поддержала исковые требования, дала пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что ее мать - ФИО2 была лишена родительских прав, отца истица не помнит. Истица обучалась в Кузоватовской школе-интернате с 1983 года по 1988 год. После окончания восьми классов истица поступила в Ульяновское фармацевтическое училище. Во время учебы в училище истица жила у родственников, так как общежития еще не было. В 1991 году, после окончания училища, получив специальность медицинской сестры, истица была распределена на работу в Ульяновскую областную психиатрическую больницу им. Карамзина. На территории больницы истице была предоставлена комната. В феврале 1993 года истица уволилась из психиатрической больницы по собственному желанию. Около года истица нигде не работала. Истица временно прописалась у сестры в <адрес>. В 1995 году истице удалось устроиться на работу в МУЗ ЦК МСЧ. В период работы истице было предоставлено койко-место в общежитии ОАО «УАЗ» по <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ году истица вышла замуж. С этого времени истица фактически не проживала в общежитии, но была там зарегистрирована и вносила плату за общежитие. В ДД.ММ.ГГГГ году истица снялась с регистрационного учета из общежития и зарегистрировалась по адресу: <адрес>. Истица проживает с мужем и двумя детьми в частном доме. Данный дом принадлежит свекру истицы - ФИО4 по праву наследования. Собственник дома не проживает в нем, он проживает по адресу: <адрес>, <адрес>. Ранее истица не была обеспечена жилым помещением. О наличии у нее права на получение жилого помещения истица не знала. Ранее истица не вставала на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения.
В судебном заседании представитель истицы поддержал исковые требования, указал, что после окончания учебного заведения истица не была обеспечена жилым помещением. Согласно справкам Ульяновского областного государственного предприятия бюро технической инвентаризации (УОГУП БТИ) и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росрегистрации) по Ульяновской области истица не имеет в собственности жилых помещений на территории Ульяновской области. Истица является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Возраст истицы не может служить основанием для отказа в удовлетворении ее законного требования. В 2010 году истица обратилась с данным требованием в Мэрию города Ульяновска, но ее обращение было оставлено без ответа.
Представитель Министерства Финансов Ульяновской области в судебном заседании иск не признал, указал следующее.
Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон) определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц их числа в возрасте до 23 лет. К последним Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии.
Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
В соответствии со ст. 8 Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания,... обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Иными словами, в период нахождения в Кузоватовской школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучения в Ульяновском фармацевтическом училище, органы опеки и попечительства должны были поставить истицу на регистрационный учет. В таком случае по достижении 18 лет и после окончания училища Тараканова А. К. имела бы право на обеспечение вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Истица не обращалась с требованием об обеспечении ее вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм до достижения ею возраста 23 лет, на регистрационный учет не вставала, необходимые документы не предоставляла.
В настоящее время истица утратила право на внеочередное получение жилого помещения.
Представитель Мэрии города Ульяновска в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, иск не признал, указал, что иск Таракановой А. К. не подлежит удовлетворению в силу возрастных ограничений, установленных действующим законодательством для реализации жилищных прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Представители третьих лиц - Министерства образования Ульяновской области, ФГОУ СПО «Ульяновский фармацевтический колледж» в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель Кузоватовской (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о дне и времени судебного заседания извещался.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ФИО2 (после замужества Тараканова) Алевтина Константиновна родилась ДД.ММ.ГГГГ в д. <адрес> <адрес>. В свидетельстве о рождении ФИО7 (№ №) сведения об отце отсутствуют.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 обучалась в Кузоватовской школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находилась на полном государственном обеспечении.
Согласно справке Исполкома Шатрашанского сельского Совета народных депутатов <адрес> ФИО2 в 1984 году была лишена родительских прав в отношении дочери ФИО7
С 1988 год по 1991 год ФИО7 проходила обучение в Ульяновском фармацевтическом училище (в настоящее время ФГОУ СПО «Ульяновский фармацевтический колледж»).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 заключила брак с ФИО3 и изменила фамилию на Тараканову.
С ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время Тараканова А. К. зарегистрирована и проживает в жилом доме общей площадью 41,6 кв. м., в том числе жилой площадью 28,9 кв. м., расположенном по адресу: <адрес>.
Данный жилой дом принадлежит свекру истицы - ФИО4 в порядке наследования. Собственник дома не проживает в нем, он зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес> <адрес>.
Согласно справкам УОГУП БТИ и Управления Росрегистрации по Ульяновской области истица не имеет в собственности жилых помещений на территории Ульяновской области.
Из пояснений истицы следует, что ранее она не обращалась с заявлением о включении ее в списки лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
До 2010 года истица не обращалась в Мэрию города Ульяновска с заявлением о предоставлении ей жилого помещения, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Между тем, в настоящее время истица обеспечена жилым помещением по адресу: <адрес>, истица вселена в данное жилое помещение в качестве членами семьи собственника жилого помещения.
Абзацем четвертым статьи 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.
Согласно п. 3 ст. 8 того же Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации. При отсутствии необходимого жилого фонда таким лицам может предоставляться целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения жилой площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.
В целях реализации Закона Ульяновской области от 06.05.2006 № 60-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области» Правительством Ульяновской области утвержден 15.01.2008, года Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области (в ред. Постановления Правительства области от 13.10.2009 N 353-П).
Настоящий Порядок устанавливает, что право детей-сирот на обеспечение жилыми помещениями реализуется путем выделения субсидии на приобретение жилья. Для получения сертификата дети-сироты лично или их законные представители представляют в любое время после возникновения права на внеочередное предоставление жилых помещений в органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ульяновской области по месту жительства определенный перечень документов.
Согласно Федеральному закону «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, сохраняется до 23-х лет.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что в органы местного самоуправления по вопросу обеспечения жилым помещением истица не обращалась, на учете нуждающихся в обеспечении жилым помещением не состоит.
Впервые истица обратилась с заявлением о внеочередном предоставлении жилищного сертификата в отдел по учету и распределению жилой площади Мэрии г. Ульяновска в сентябре 2010 года, однако ответ на обращение истица не получила.
Поскольку в установленный законом срок Тараканова А. К. не реализовала свои права на получение жилья, в настоящее время достигла 38-летнего возраста, истица не может быть принята на учет лиц, на которых распространяется действие Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
С учетом вышеизложенного суд не находит оснований для удовлетворения искового требования Таракановой А. К.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое требование Таракановой А.К. к Мэрии города Ульяновска, Министерству финансов Ульяновской области о возложении обязанности предоставить Таракановой А.К., относящейся к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилищный сертификат о выделении субсидии на приобретение жилого помещения - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента изготовления в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска.
Судья В. И. Рыбалко