о включении периодов работы в специальный стаж для назначения пенсии



Дело № 2-5489/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 ноября 2010 года г. Ульяновск

Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Тютькиной З.А.,

при секретаре Анчиковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мартьяновой ФИО13 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> о зачете периода работы в стаж педагогической работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л :

Мартьянова ФИО13 обратилась в суд, указывая, что, начиная с 1981 года по настоящее время работает в образовательных учреждениях педагогическим работником, и имеет право на досрочное назначение пенсии по старости. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости. На указанную дату ее педагогический стаж составлял 27 лет 30 дней. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ей было отказано в назначении пенсии ввиду отсутствия специального стажа требуемой продолжительности. Данным решением ответчика были нарушены ее пенсионные права. В стаж педагогической работы не были включены периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального руководителя в Юловском туберкулезном санатории, а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности пионерской вожатой в Юловском туберкулезном санатории, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в детском комбинате №. Данное решение считает неправомерным, поскольку в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действовал Перечень учреждений, организаций и должностей… от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с которым в педагогический стаж включаются периоды работы в должности штатных пионервожатых, в том числе, в школах, пионерских лагерях и детских домах. На протяжении не зачтенного периода работа она вела педагогическую деятельность, проводила музыкальные занятия, организовывала досуг детей. Полагала данную должность идентичной должности педагога дополнительного образования, поскольку она осуществляла воспитательную и обучающую деятельность. Просила суд обязать УПФ включить в стаж ее педагогической работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период ее педагогической деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального руководителя в Юловском туберкулезном санатории, а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности пионерской вожатой в Юловском туберкулезном санатории; признать за ней право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью и обязать УПФ назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента первичного обращения - ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании истец Мартьянова Д.Д. на иске настаивала. Дала пояснения, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика УПФ в <адрес> Филинина ФИО15. в судебном заседании исковые требования Мартьяновой ФИО13 не признала. Указала, что Мартьянова ФИО13 дважды обращалась к ним с заявлениями о досрочном назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ При обращении в 2008 году педагогический стаж Мартьяновой ФИО13 составил 20 лет 2 месяца 9 дней, в 2009 году - 22 года 11 месяцев 3 дня. Решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан считает законным.

Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица Государственного учреждения здравоохранения Областной детский противотуберкулезный санаторий «ФИО19» в судебном заседании не участвовал, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий и условий приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

В соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочная трудовая пенсия назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от возраста.

Устанавливая в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда.

Судом установлено, что Мартьяновой ФИО13 решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ № отказано в досрочном назначении трудовой пенсии как педагогическому работнику по мотиву отсутствия у нее необходимого (25 лет) специального стажа, специальный стаж составляет 22 года 11 месяцев 3 дня.

Согласно решению комиссии не были зачтены в специальный стаж для досрочного назначения пенсии периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального руководителя в Юловском туберкулезном санатории, поскольку работа в учреждениях здравоохранения засчитывается в стаж только в должностях воспитателя и старшего воспитателя, а период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности пионерской вожатой в Юловском туберкулезном санатории, так как данная должность не предусмотрена ни Списком профессий и должностей, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, ни Списком должностей, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.

С данным решением комиссии суд согласиться не может.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность ми связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 г. № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 г. № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года №463.

Согласно п. 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

В ходе рассмотрения дела установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Мартьянова ФИО13. работала в должности музыкального руководителя в Юловском туберкулезном санатории, а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности пионерской вожатой в Юловском туберкулезном санатории.

В своей работе в качестве музыкального руководителя Мартьянова ФИО13. подчинялась Уставу санатория, а также должностной инструкции учителя музыки.

Как следует из показаний свидетелей ФИО6, ФИО7, ФИО8 в спорные периоды работы истица занималась педагогической деятельностью, работала учителем пения и рисования в общеобразовательной школе Юловского туберкулезного санатория, в течение остального рабочего времени, свободного от школьных занятий, осуществляла работу воспитателя, в летние месяцы работала пионервожатой и воспитателем. Ее непосредственным руководителем являлся заместитель главного врача по учебной части. За работу воспитателями педагогам, в том числе Мартьяновой ФИО13., производилась доплата.

Согласно справке ГУЗ Областной детский противотуберкулезный санаторий «ФИО19» (л.д.50) Мартьянова ФИО13 работала в ГУЗ Областной детский противотуберкулезный санаторий «ФИО19» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального руководителя, переведена пионерской вожатой с ДД.ММ.ГГГГ, уволена ДД.ММ.ГГГГ и выполняла норму рабочего времени установленного на ставку заработной платы. Санаторий является круглогодичным пребыванием детей, которые находятся на длительном лечении, и осуществляет процесс обучения в стационарной школе параллельно лечению.

Согласно справке ГУЗ Областной детский противотуберкулезный санаторий «ФИО19» имело место неоднократное переименование Юловского туберкулезного санатория(л.д.49).

Как следует из Устава ГУЗ Областной детский противотуберкулезный санаторий «ФИО19», а именно раздела 3 «Общие положения о школе», основная общеобразовательная школа областного противотуберкулезного санатория - общеобразовательное учреждение реализует общеобразовательные программы начального общего и основного общего образования.

Согласно штатному расписанию в штате Юловского туберкулезного санатория была предусмотрена должность «педагога-воспитателя по музыке».

Из тарификационных списков педагогических работников Юловского туберкулезного санатория за период 1981 - 1984 годы усматривается, что Мартьянова (ранее ФИО19) ФИО13 была тарифицирована как учитель музыки и музыкальный руководитель.

В период работы Мартьяновой (ФИО19) ФИО13 предоставлялись отпуска продолжительностью, установленной для педагогических работников.

В спорный период работы истицы действовали Перечень и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, в соответствии с п.2 которого в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывалась, в том числе работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.

Согласно Постановлению Совмина СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (вместе с "Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" в ПЕРЕЧЕНЬ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ И ДОЛЖНОСТЕЙ, РАБОТА В КОТОРЫХ ДАЕТ ПРАВО НА ПЕНСИЮ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ включены «санаторные, санаторно-лесные и лесные школы, школы и учебные группы при детских санаториях».

В соответствии с п.1 раздела 1 Разъяснения Госкомтруда СССР от 17.05.1960 N 19 "О порядке применения Перечня учреждений, организаций, и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства")" (утв. Постановлением Госкомтруда СССР от 17.05.1960 N 662 по Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пенсии следует назначать: в детских садах (детских очагах и детских площадках) и объединенных яслях - садах; педагогам - воспитателям, педагогам, педагогам - руководителям, руководителям, музыкальным руководителям (музыкальным работникам) - как руководителям - воспитателям и воспитателям.

Таким образом, истица имеет право на зачет указанного периода работы в специальный стаж. На момент рассмотрения вопроса о наличии у нее права на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию ранее, поэтому названные периоды подлежат включению в специальный стаж истца.

Кроме того, согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), период его работы, подлежащий, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Учитывая, что истица в оспариваемый период работала в должностях, связанной с обучением и воспитанием детей в детском общеобразовательном учреждении (школа в санатории), и, в соответствии с ранее действовавшим пенсионным законодательством, приобрела право на включение этого периода в педагогический стаж, дающий ей право на пенсию по выслуге лет, что в силу ст. 55 Конституции РФ она не может этого права быть лишена.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Проанализировав материалы дела, суд приходит к выводу, что истица, работая музыкальным руководителем в детском санатории, осуществляла педагогическую деятельность в государственном учреждении для детей, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность.

В соответствии со ст. 19 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Учитывая, что на момент первого обращения Мартьяновой ФИО13 - ДД.ММ.ГГГГ, даже с учетом принятого судом решения, необходимый для назначения педагогический стаж у истца отсутствовал, а при вторичном обращении ДД.ММ.ГГГГ с учетом включения спорных периодов работы в льготном исчислении у нее был выработан, суд считает необходимым обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> назначить Мартьяновой ФИО13 пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с ДД.ММ.ГГГГ.

Оснований для назначения пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, о чем просит истица, суд не усматривает, в связи с чем, ее требования подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 12, 56, 193-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Мартьяновой ФИО13 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> о зачете периода работы в стаж педагогической работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> зачесть в стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального руководителя в Юловском туберкулезном санатории, и период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности пионерской вожатой в Юловском туберкулезном санатории, и назначить Мартьяновой ФИО13 трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ

Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение десяти дней.

Судья З.А. Тютькина