о постановке в очередь на улучшение жилищных условий



2-5810/10

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 октября 2010 года г. Ульяновск

Ленинский районный суд города Ульяновска

в составе судьи Родионовой В.П.

при секретаре Паршиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ленинского района г. Ульяновска, поданного в интересах Шитовой А.М. к Мэрии города Ульяновска о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет с применением льгот для инвалидов Великой Отечественной Войны

УСТАНОВИЛ:

Прокуратура Ленинского района г.Ульяновска обратилась в суд с вышеназванным иском, указывая, что проведена проверка по обращению инвалида Великой Отечественной войны Шитовой А.М. о нарушении его жилищных прав. Согласно ч.3 ст.49 Жилищного кодекса РФ жилые помещен жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляют малоимущим гражданам и иным определенным федеральным законом, указа Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основания нуждающимися в жилых помещениях. В соответствии со ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признают собственники жилых помещений или члены семьи собственника жилой помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. В соответствии с п.5 ст.50 ЖК РФ учетная норма устанавливает органом местного самоуправления. Согласно решению Ульяновской Городской Думы от 13.07.2005 №1 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жило помещения», вступившему в силу 15.07.2005, размер учетной нормы площади жилого помещения составляет 12 м2. Шитова А.М. зарегистрирована и проживает в квартире <адрес>, общая площадь квартиры составляет 69,64 кв.м. (жилая площадь 42,1 кв.м.). Указанная квартира принадлежит на праве собственности заявителю, сыну заявителя Шитову В.А. и его супруге Шитовой Л.В., двум внукам заявителя Шитовой М.В. и Шитовой Ю.В. Помимо заявителя в квартире проживают: сын заявителя Шитов В.А. и его супруга Шитова Л.В., внуки заявителя Шитова М.В. и Шитова Ю.В., правнук заявителя Шитов Г.Ф. Заявитель в 2010 году обращался в мэрию г.Ульяновска по вопросу постановки его на учет граждан нуждающихся в жилье. Однако должностными лицами Отдела по учету и распределению жилой площади мэрии г.Ульяновска был дан ответ, что обратившийся учетной нормой площади жилья обеспечен. Вместе с тем, в доме проживает совместно 6 человек и на каждого из них приходится по 11,6 кв.м. общей площади. Таким образом, должностные лица Отдела по учету и распределению жилой площади мэрии г.Ульяновска, необоснованно отказали Шитовой А.М. в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, тем самым, незаконно лишили гражданина, нуждающегося в особой социальной поддержке, гарантированного Конституцией Российской Федерации права на получение жилья. Шитова А.М. обратилась в прокуратуру Ленинского района г.Ульяновска с заявлением о защите ее жилищных прав. Просит признать отказ мэрии г.Ульяновска в признании Шитовой А.М. нуждающейся в жилье незаконным. Обязать мэрию г.Ульяновска признать Шитову А.М. нуждающейся в жилье и поставить ее на учет нуждающейся в жилье

Истица в судебное заседание не явилась, доверила представление своих интересов Шитову В.А.

Представитель прокуратуры Гришин К.С. настаивал на заявленных требованиях. Указал, что Шитова А.М. является нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как, истица зарегистрирована и проживает и имеет долю в праве общей долевой собственности на квартиру <адрес> в г. Ульяновске. Общая площадь квартиры составляет 69, 64 кв. метра. В данной квартире проживают 6 человек. Согласно решению Ульяновской Городской Думы от 13.07.2005 года № 136 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения», размер учетной нормы площади жилого помещения составляет 12 кв. метров. Если рассчитать, то на каждого приходиться меньше чем 12.кв.м. Полагает, что не может учитываться жилой дом 35 по 3 пер. З. Космодемьянской в г. Ульяновске, принадлежащий на праве собственности сыну истца Шитову В.А., при определении нуждаемости в улучшении жилищных условий, поскольку дом является ветхим, однако такого решения органы местного самоуправления не принимали.

Представитель истца, третье лицо Шитов В.А. поддержал исковые требования. Указал, что проживает совместно с Шитовой А.М., которая является его матерью, одной дружной семьей, ведут совместное хозяйство. Полагает, что <адрес>, собственником которого он является, не может учитываться как жилое строение, поскольку является ветхим. Он подремонтировал дом снаружи. Использует его в летний период как дачный домик. Дом имеет частичные удобства.

Представитель Мэрии города Ульяновска иск не признала, пояснила, что истица является обеспеченным нормой жилой пощади и не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. У истца в собственности имеется доля в праве общей долевой собственности на квартиру <адрес> в г. Ульяновске. Граждане обеспечиваются жильем исходя из учетной нормы 12 кв.м. на человека. Сын истицы имеет в собственности жилой дом площадью 60 кв.м. по адресу: <адрес> в г. Ульяновске. Полагает, что нет законных оснований для признания истицы нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Представитель Министерства труда и социального развития Ульяновской области в судебное заседание не явился, в отзыве указал следующее. В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильём отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений» полномочия по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на Департамент (в настоящий момент Министерство труда и социального развития Ульяновской области). Мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность. Для получения свидетельства гражданин представляет в орган местного самоуправления муниципального образования, уполномоченный осуществлять учет граждан, нуждающихся в обеспечении жильем, следующие документы: а) заявление о выдаче свидетельства; б)паспорт гражданина - Получателя; в) документ, подтверждающий право гражданина - Получателя на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета; г)выписка из домовой книги по месту регистрации; д) копия финансового лицевого счета. Орган местного самоуправления осуществляет приём документов от граждан и ежегодную сверку, по итогам которой формирует списки получателей и до 1 апреля года, следующего за отчетным, направляет их в Департамент (в настоящий момент Министерство труда и социального развития Ульяновской области). В представленных органом местного самоуправления списках Шитова А.М. не значится. Министерство труда и социального развития Ульяновской области не вправе выдать жилищный сертификат.

Выслушав истца, представителя истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, допросив свидетелей, суд полагает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те доводы и обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 (в ред. от 09.01.2010г.) "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной война: 1941 - 1945 годов" установлена обязанность обеспечить жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на (соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г.. N 5-ФЗ "О ветеранах".

В силу ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ (в ред. от 21.12.2009) "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а"" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

Законом Ульяновской области от 06.05.2006 N 49-30 (в ред. от 05.11.2008) Опорядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" установлено, что ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется местными администрациями поселений и городских округов Ульяновской области (ст. 2 закона).

Граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, включаются в Книгу учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. На основании данных Книги учета граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, включаются в единый список, а граждане, имеющие право на внеочередное предоставление жилых

В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006- г. №138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений» правом на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения обладают инвалиды ВОВ, участники ВОВ, в том числе военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно- учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии в период с 22 июня 1941 г по 3 сентября 1945 г. не менее 6 месяцев.

Социальные выплаты предоставляются лицам, указанным в подпунктах «а» -«д» пункта 2 настоящего порядка, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном порядке и вставшим на учет по месту жительства в органах местного самоуправления муниципального образования Ульяновской области

Социальная выплата предоставляется за счет средств федерального бюджета.

(в ред. Постановления Правительства Ульяновской области от 26.11.2008 N 482-П)

Социальные выплаты Получателям, указанным в пункте 2, предоставляются в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на предоставление социальных выплат.

В случае, когда члены семьи Получателя, включенные в заявление о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, приобрели до 1 января 2005 года право на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета, социальная выплата предоставляется всем вышеуказанным членам семьи одновременно с Получателем.

Право на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством о предоставлении социальной выплаты, срок действия которого не превышает шести месяцев.

Департамент социальной защиты населения Ульяновской области формирует в хронологической последовательности по дате постановки на учет список Получателей по Ульяновской области. Департамент запрашивает от уполномоченных органов муниципальных образований документы, предусмотренные в пункте 8 настоящего Порядка, на Получателей, находящихся в начале сформированного им списка, после чего выносит их на рассмотрение рабочей группы по вопросам обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Граждане, не воспользовавшиеся предоставленной социальной выплатой, подлежат восстановлению на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с сохранением даты постановки.

Истец не является нуждающимся в улучшении жилищных условий.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются :1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи наниматель жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Нуждаемость в жилом помещении - одно из условий предоставления гражданам жилья по договору социального найма. Одним из оснований признания граждан

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Согласно решению Ульяновской Городской Думы от 13.07.2005 №1 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жило помещения», вступившему в силу 15.07.2005, размер учетной нормы площади жилого помещения составляет 12 м2.

Решением комиссии по учету и распределению жилой площади при Мэрии г. Ульяновска от 11 марта 2010 года, утвержденного постановлением Главы г. Ульяновска от 18 марта 2010 года № 1492, было отказано в признании Шитовой А.М. о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий как участника Великой Отечественной Войны 1941-1945 г.г.

Установлено, что Шитова А.М. зарегистрирована и проживает в квартире <адрес>, общая площадь квартиры составляет 69,64 кв.м. (жилая площадь 42,1 кв.м.). Указанная квартира принадлежит на праве собственности заявителю, сыну заявителя Шитову В.А. и его супруге Шитовой Л.В., двум внукам истца Шитовой М.В. и Шитовой Ю.В. на основании договора передачи жилой площади в собственность граждан и свидетельства на право собственности от 23 мая 1997 года.

Согласно справки по форме № 8, выданной ООО «РИЦ», помимо истца в квартире зарегистрированы и проживают: сын заявителя Шитов В.А. и его супруга Шитова Л.В., внуки заявителя Шитова М.В. и Шитова Ю.В., правнук заявителя Шитов Г.Ф.

Семья Шитовых ведет совместное хозяйство, что подтверждено показаниями свидетелей Александрова Г.А., Шанченко И.В.

Сын истца Шитов В.А. является собственником дома <адрес>, в г. Ульяновске на основании договора дарения № Д-5-1797 от 08 сентября 1992 года.

Согласно материалам инвентарного дела на дом <адрес> в г. Ульяновске, по состоянию на 19 июля 1999 года ( дата последней технической инвентаризации) общая площадь жилого дома составляет 64,95 кв.м., жилая площадь 42,86 кв.м.. Строение имеет следующее благоустройство : электрическое освещение, отопление, канализацию, водопровод, газ, радио. Процент износа по конструктивным элементам - 31,93.

Решения межведомственной комиссии о признании дома <адрес> в г. Ульяновске ветхим, непригодным для проживания не представлено.

Иные члены семьи истца не имеют в собственности жилых помещений, что подтверждается справками из регистрирующих органов.

С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что Шитова А. М. является обеспеченной нормой жилой площади и не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Руководствуясь ст.ст. 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении иска прокурора Ленинского района г. Ульяновска в интересах Шитовой А.М. к Мэрии города Ульяновска о признании отказа Мэрии города Ульяновска в признании Шитовой А.М. нуждающейся в жилье незаконным, возложении обязанности поставить в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий с применением льгот для инвалидов Великой Отечественной Войны - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение 10 дней.

Судья В.П.Родионова