Дело-2-5168\10
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
8 октября 2010 г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе
Судьи Чурбановой Е.В,
При секретаре Матвеевой А.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никитина С.А. к Мэрии города Ульяновска о признании договора социального найма жилого помещения недействительным, обязании заключить договор социального найма жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л :
Никитин С.А. обратился в суд с вышеназванным иском, в обоснование указав следующее.
ДД.ММ.ГГГГ истцу и его семье была предоставлены комнаты №,2жилой площадью 37.80 кв.м. в <адрес> <адрес> в <адрес>.
Согласно справки ф.8 по данному адресу были зарегистрированы Никитин С.А., его жена - Н.В.А. сын Н.Д.С. дочери Ч.Н.С. и Н.Е.С., внук Ч.Ю.В. и тетя Л.Е.С.
Постановлением Главы города Ульяновска от 26.12.2008г. № 10010 «Об отселении из аварийных многоквартирных домов» и постановлением Главы города Ульяновска от 20.03.2009г. № 2216 «О внесении изменений в постановление Главы города от 26.12.2008г. № 10010» жители дома М <адрес>, подлежат отселению.
В этой связи семье истца были выделены две комнаты общей площадью 55.32 кв.м. в трехкомнатной квартире № 50 дома №7 по бульвару Архитекторов в г. Ульяновске. Жилая площадь указанных комнат составляет 31.37 кв.м. Соответственно, площадь вспомогательного использования из 55.32 кв.м. составляет 23.59 кв.м. При наличии всего в квартире площади вспомогательного использования 31.96 кв.м.
В данной квартире одна комната жилой площадью 10.25 кв.м. уже выделена К.. Получается, площади вспомогательного использования соседу выделено только 8.01 кв.м., хотя площадь одной только кухни, являющейся местом общего пользования составляет 14.8 кв.м.
Согласно справки ф.8 по адресу прошлого проживания у истца была жилая площадь 37.80 кв.м. при общей площади 47.89 кв.м. То есть, из всей общей площади площадь вспомогательного использования составляла чуть более 10 кв.м.
Во вновь предоставленном жилом помещении, площадь вспомогательного использования увеличилась до 23.95 кв.м., а жилая площадь уменьшилась с 37.80 кв.м. до 31.37кв.м., то есть более чем на 6 кв.м.
Обратившись в отдел по учету и распределению жилой площади мэрии г.Ульяновска истцу было сообщено, что в расчет принимается только общая площадь предоставленного жилья, а иные обстоятельства не учитываются.
На основании изложенного Никитин С,А. просит суд признать договор социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ недействительным. Обязать мэрию города Ульяновска заключить с Никитиным С.А. договор социального найма жилого помещения жилой площадью не менее 37,8 кв.м.
В судебном заседании истец Никитин С,А., его представители настаивали на удовлетворении исковых требований, дав по существу пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении. При этом дополнили, что по адресу г. Ульяновск <адрес> истцу изначально предоставлялась квартира, состоявшая из двух комнат. Ранее все удобства, в т.ч. и туалет были на улице и только после того как было получено разрешение жители дома подвели холодную воду и канализацию. Истец самовольно оборудовал в одной из комнат туалет и установил раковину. До настоящего времени данное переустройство узаконено не было. Исходя из этого, истец полагает, что мэрия г. Ульяновска необоснованно посчитала, что ему предоставлялись комнаты в коммунальной квартире, на самом деле это отдельная квартира.
Представитель ответчика Мэрии города Ульяновска в судебном заседании исковые требования Никитина С,А, не признала, пояснив, что в соответствии с Постановлением Главы города Ульяновска от 26.12.2008 г. № 10010 «Об отселении из аварийных многоквартиных домов» и Постановлением Главы города Ульяновска от 20.03.2009 г. № 2216 «О внесении изменений в постановление Главы города от 26.12.2008 г. № 10010» жители <адрес> подлежат отселению.
Поскольку истец и члены его семьи были зарегистрированы и занимали две комнаты в коммунальной квартире общей площадью 47,89 кв.м. по адресу г. Ульяновск <адрес> По договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ истцу и членам его семьи предоставлены также две комнаты в коммунальной квартире общей площадью 55,32 кв.м. по адресу <адрес> В настоящее время истец заселился во вновь предоставленное жилое помещение, т.е. фактически согласившись с теми условиями, на которых с ним был заключен договор социального найма.
Оснований для признания данного договора не действительным не имеется, поскольку в соответствии со ст.ст.87, 89 ЖК РФ гражданам, проживающим в жилых помещениях, которые признаны непригодными для проживания и выселяемым из такого жилого помещения, предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.
Выслушав стороны, свидетелей, исследовав представленные доказательства, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ суд рассматривает дело и дает оценку тем доводам и доказательствам. которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании.
Согласно ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Судом установлено, что Никитину С.А. по договору социального найма в 1995 г. было предоставлено жилое помещение состоящее из двух комнат жилой площадью 37,8 кв.м. по адресу г. <адрес>
Согласно представленной справки формы 8 по адресу г.Ульяновск <адрес>общая площадь 47,89 кв.м., жилая площадь 37,8 кв.м.), зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ Н.С.А. Н.В.А.., Ч.Е.С. (до брака Н. Н.Д.С.., Н. Е.С., с ДД.ММ.ГГГГ - Л.Е.С. с ДД.ММ.ГГГГ - Ч.Ю.В.. ДД.ММ.ГГГГ указанные лица были сняты с регистрационного учета по указанному адресу в связи с выездом на новое место жительства.
В соответствии с представленным техническим паспортом на жилое помещение 4 в <адрес> <адрес> занимаемое истцом и членами его семьи жилое помещение комнаты 1,2 жилой площадью 37,8 кв.м. являются двумя комнатами в коммунальной квартире. В указанных комнатах истцом произведена самовольная перепланировка (переустройство), в частности п.1 уменьшение жилой площади в п.13 оборудование дверного проема между п.1 и п.2; п.13 установка раковины и унитаза. Данное переустройство не узаконено.
Как пояснили допрошенные в судебном заседании свидетели О.,, Д.Г., И.. истец и члены его семьи в <адрес> <адрес> занимал 2 жилые комнаты в квартире 4. Данная квартира представляет собой коридор с жилыми комнатами. Имеется общая дверь в коридор, которая жильцами квартиры на ночь закрывается, указанным коридором пользовались только жильцы данной квартиры. Действительно длительное время удобств в данном помещении не было. Затем жильцы самостоятельно провели воду, оборудовали канализацию.
В соответствии со ст.16 ЖК РФ квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что истцу в <адрес> предоставлялось 2 жилые комнаты, без помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком помещении, оборудование санузла является самовольным и не узаконено, соответственно суд приходит к выводу о том, что семья Никитиных на момент признания их дома аварийным и подлежащим сносу, занимала 2 комнаты в коммунальной квартире.
В соответствии с Постановлением Главы города Ульяновска от 26.12.2008 г. № 10010 «Об отселении из аварийных многоквартиных домов» и Постановлением Главы города Ульяновска от 20.03.2009 г. № 2216 «О внесении изменений в постановление Главы города от 26.12.2008 г. № 10010» жители <адрес> подлежат отселению.
Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.
Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены в Жилищном кодексе Российской Федерации, введенном в действие с 1 марта 2005 года.
В соответствии со ст.86 ЖК РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
При предоставлении жилого помещения в соответствии со ст.89 ЖК РФ необходимо учитывать также и жилую площадь ранее предоставленного нанимателю жилого помещения, в противном случае предоставление жилого помещения меньшей жилой площади приведет к существенному нарушению прав нанимателя.
Соответственно вновь предоставляемое гражданам жилое помещение в связи с выселением по основаниям предусмотренным ст.86-88 ЖК РФ должно быть равнозначно как по размеру общей площади, так и по размеру жилой.
ДД.ММ.ГГГГ Мэрией города Ульяновска был заключен договор социального найма № с Никитиным С.М., согласно которому Никитину С.М. на состав семьи семи человек были предоставлены 2 комнаты в трехкомнатной коммунальной квартире по адресу г. Ульяновск бульвар Архитекторов д.7 кв.50. Жилая площадь вновь предоставленных истцу комнат составила 31,37 кв.м.
Ранее семья Никитиных занимала две комнаты в коммунальной квартире по адресу <адрес>, жилая площадь указанных комнат составлял 37,8 кв.м.
Таким образом, вновь предоставленное истцу жилое помещение на 6,43 кв.м. меньше, чем то, которое он ранее занимал.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что истцу предоставлено не равнозначное ранее занимаемому жилое помещение, что привело к нарушение прав истца на обеспечение жилым помещением, и не соответствует требованиям ст.89 ЖК РФ.
В соответствии со ст.168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Таким образом, требования Никитина С.А. о признании договора социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ жилого помещения 2 комнат в трех-комнатной коммунальной квартире общей площадью 55,32 кв.м. по адресу <адрес> подлежат удовлетворению.
При признании вышеуказанного договора недействительным истец не утрачивает права на предоставление ему жилого помещения по договору социального найма в связи с выселением по причине сноса <адрес>, где он ранее проживал.
При этом Никитину С.А, должно быть предоставлено жилое помещение с учетом того, что он ранее занимал две комнаты в коммунальной квартире, т.е. не менее двух комнат в коммунальной квартире и жилой площадью 37,8 кв.м.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать недействительным договор социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Мэрией города Ульяновска и Никитиным С.А.
Обязать Мэрию города Ульяновска заключить с Никитиным С.А. договор социального найма жилого помещения жилой площадью не менее 37,8 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 дней через районный суд.
Судья Е.В. Чурбанова