признание незаконным заключения межведомственной комиссии по признанию жилого дома аварийным



Дело № 2-5014/10

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 октября 2010 г.

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

Судьи Ибрагимовой Е.А.,

При секретаре Айметовой Л.И.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Улитиной В.Н., Улитина В.П. к мэрии г. Ульяновска о признании незаконным решения о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу,

У С Т А Н О В И Л :

Улитина В.Н., Улитин В.П. обратились в суд с указанным иском, мотивируя следующим. Уведомлением от 27.07.2009г. мэрия г. Ульяновска сообщила им, что в соответствии с постановлением Главы города Ульяновска от 26.12.2008г. № 10010 «Об отселении из аварийных многоквартирных домов» и постановлением Главы города Ульяновска от 20.03.2009г. № 2216 «О внесении изменений в постановление Главы города от 26.12.2008г. № 10010 дом № № по ул. <адрес> в г. Ульяновске признан аварийным. Вместе с тем в указанных постановлениях не имеется сведений о признании их жилья аварийным. Дом признан аварийным и подлежащим сносу межведомственной комиссией от 24.12.2008г. Но решений комиссии собственникам жилья не направлялось. Считают, что решение межведомственной комиссии от 24.12.2008г. о признании аварийным и подлежащим сносу дома № № по ул. <адрес> является незаконным, противоречащим положению «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу». Данное решение затрагивает их интересы как собственников жилых помещений в указанном доме. Признание многоквартирного дома аварийным осуществляется межведомственной комиссией на основании оценки соответствия указанного помещения и дома установленным в Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном порядке комиссию, к работе в комиссии с правом совещательного голоса привлекается собственник жилого помещения, в необходимых случаях эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса. В данном случае собственником жилого помещения к работе комиссии не привлекали, их мнение не учитывали. Полагают, что их, истцов, собственность пригодна для проживания. Дом является домом усадебного типа, одноэтажным с мансардой. Их помещения расположены под обособленной крышей, от муниципального жилья их отделяет капитальная стена. Несущие и ограждающие конструкции жилого помещения находятся в работоспособном состоянии. Не имеют разрушений и повреждений, приводящие к деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом. Они никогда не жаловались, что их жилье непригодно для проживания, несли расходы по его ремонту и поддержанию в надлежащем состоянии. Неоднократно указывали мэрии, что жильцы муниципального жилья своим поведением приводят муниципальное жилье в непригодное для эксплуатации состояние. Их, истцов, жилые помещения никто не обследовал, Комиссией не рассматривался вопрос о возможности реконструкции жилья. Мэрия может снести свои помещения при реконструкции дома без ущерба для них и мэрии, отпилив свою стену дома от их, истцов, жилья. При обследовании их дома требования Положения не выполнялись. Заявления от них, как собственников не принималось, проектно-изыскательские работы специализированной организацией по их жилому помещению не проводились, с заключением специализированной организации их не знакомили, акт обследования их жилых помещений не составлялся, решения по итогам работы межведомственной комиссии мэрией не принималось. Решение межведомственной комиссии от 24.12.2008г. о признании аварийным и подлежащим сносу дома № № по ул. <адрес> является незаконным и подлежащим отмене. Также является незаконным и п. 7 Приложения к постановлению Главы города Ульяновска от 26.12.2008г. № 10010. В данном пункте указывается, что все жилье по ул. <адрес> является муниципальным и аварийным. Данные сведения не соответствуют действительности, так как жилье, принадлежащее им, муниципальным не является. Просят признать незаконным решение межведомственной комиссии от 24.12.2008г. в части признания аварийным и подлежащим сносу дома № № по ул. <адрес> в г. Ульяновске и отменить его в данной части. Признать незаконным п.7 Приложения к постановлению мэра г. Ульяновска от 26.12.2008г. № 10010 и обязать мэрию г. Ульяновска внести изменения в данное постановление, исключив из Приложения к постановлению пункт 7.

В судебном заседании истица, являющаяся также представителем истца Улитина В.П. и третьих лиц Улитина А.В., Улитиной Е.В. - Улитина В.Н. на исковых требованиях настаивала, поддержав доводы искового заявления. Дополнила, что в доме три квартиры. Жители остальных квартир отселены на настоящее время. Они проживали в муниципальной части дома, довели дом до аварийного состояния. В 1978 году в данном доме проводился капитальный ремонт. Полагает, что в настоящее время также можно провести капитальный ремонт.

Представитель ответчика мэрии г. Ульяновска в судебном заседании не участвовал, извещался. Ранее в судебном заседании исковые требования не признал. Пояснил, что еще в 1991 году было принято решение исполкома об отселении жильцов из аварийных домов, в том числе из этого дома. Дом был включен в реестр муниципальной собственности, 2 квартиры дома находятся в муниципальной собственности. С заявлением по признанию дома аварийным обращались обслуживающие организации, жильцы дома. Мэрия - собственник дома, заключила договор со специализированной организацией на обследование жилых домов, в том числе и дома № № по ул. <адрес>. В 2008 году дом был обследован ООО «<данные изъяты>», межведомственной комиссией дом был обследован 24.12.2008г. Поскольку дом является одним целым домовладением, нельзя снести только часть дома, отрезав стену. Дом 1917 года постройки, признан аварийным.

Представитель третьего лица УОГУП БТИ в судебном заседании не участвовал, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Третьи лица Улитина Е.В.. Улитин А.В., Улитин А.В. в судебном заседании не участвовали, извещались.

Выслушав Улитину В.Н., заслушав адвоката Артемову Д.С., полагавшую необходимым удовлетворить исковые требования, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

Улитины проживают в жилом многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Ульяновск, <адрес>. Данный дом состоит из трех квартир, Улитины проживают в квартире № 3. Жители остальных двух квартир на настоящее время отселены из дома.

Дом является одноэтажным, с мезонином, который располагается над частью дома, фактически образуя второй этаж. Часть дома, в которой находится квартира Улитиных, является одноэтажной, без мезонина.

Год постройки дома неизвестен, что усматривается из материалов инвентарного дела на данный дом, поэтому указывается, что он построен до 1917 года.

Улитины проживают в данном доме с 1975 года, в 1998 году приватизировали занимаемое жилое помещение, что подтверждается свидетельством на право собственности № 29387/II от 10.02.1998г., выданным Улитину А.В. на комнату жилой площадью 7,60 кв.м, что составляет 10/100 долей дома, и свидетельством на право собственности № 29387/I от 10.02.1998г., выданным Улитину В.П., Улитиной В.Н., Улитиной Е.В., Улитину А.В. на две комнаты жилой площадью 24,8 кв.м, что составляет 22/100 доли дома.

Оставшаяся доля дома является муниципальной собственностью, квартиры № 1 и № 2 включены в реестр муниципальной собственности постановлением мэра г. Ульяновска № 1172П от 29.12.1995г.

Частью 4 статьи 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято постановление от 28 января 2006г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

В соответствии с п. 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.

В силу положений ч.1 ст. 254 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления.

Таким образом, граждане вправе оспорить в суде действия межведомственной комиссии и органа местного самоуправления по принятию решений, связанных с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В целях рассмотрения вопроса о признании либо непризнании данного дома аварийным Комитет ЖКХ мэрии г. Ульяновска обратился с письмом за № 2821 от 28.11.2008 г. в ООО «<данные изъяты>» с просьбой выполнить работы по обследованию и оценке технического состояния строительных конструкций здания муниципального жилищного фонда по 53 адресам в г. Ульяновске, включая вышеуказанный жилой дом. В последующем между ООО «<данные изъяты>» и Комитетом ЖКХ мэрии города Ульяновска был заключен соответствующий муниципальный контракт на проведение вышеуказанных работ.

В декабре 2008г. дом № № по ул. <адрес> был обследован ООО «<данные изъяты>», по результатам обследования составлено техническое заключение, в котором указано, что объект не отвечает требованиям существующих строительных норм и правил и представляет опасность для жизни людей.

Заключением межведомственной комиссии, созданной постановлением Главы города Ульяновска № 5972 от 29.12.2006г., данный дом был признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации.

Постановлением Главы города Ульяновска № 10010 от 26.12.2008 г. соответствующим службам предписано провести работу по отселению граждан из аварийных многоквартирных домов.

Приложением к данному постановлению является «Список муниципального аварийного жилищного фонда г. Ульяновска, подлежащего отселению в 2009 году».

В указанном Списке под пунктом 7 указан жилой дом по адресу: г. Ульяновск, <адрес>.

В соответствии с п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006г. в состав комиссии включаются представители органа местного самоуправления; представителя органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно- эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях; а в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.

Межведомственная комиссия, вынося заключение от 24.12.2008 года за № 7 о признании жилого дома № № по ул. <адрес> в г. Ульяновске аварийным и подлежащим сносу, руководствовалась техническим заключением ООО «<данные изъяты>» от 2008 года.

Однако суд приходит к выводу, что заключение межведомственной комиссии от 24.12.2008 года является преждевременным и основано на техническом заключении, проведенном с нарушением законодательства.

Судом по данному делу назначалась судебная строительно-техническая экспертиза, с поручением ее проведения <данные изъяты>

Согласно заключению судебной экспертизы № 132/10 от 01.10.2010 года, в ходе обследования жилого дома № № по ул. <адрес> в г. Ульяновске было установлено, что фактическое состояние здания жилого дома в его обследуемой части, его конструктивных элементов, инженерного сооружения соответствует требованиям СНиП и других строительных нормативных документов. Несущие конструкции данного дома в соответствии с классификацией п. 3 СП 13-102-2003 находятся в ограниченно работоспособном состоянии и могут продолжать безопасную эксплуатацию при условии сохранения существующих нагрузок. Техническая возможность восстановления повреждений (дефектов) здания, его конструктивных элементов имеется. Данный дом является пригодным для проживания при условии поддержания его конструкций в работоспособном состоянии (выполнение работ по его обслуживанию и текущему ремонту).

Из материалов дела усматривается, что муниципальный контракт на проведение работ по обследованию и оценке технического состояния строительных конструкций зданий муниципального аварийного жилищного фонда был заключен 06.04.2009 года, тогда как техническое заключение ООО «<данные изъяты>» датировано декабрем 2008 года, что свидетельствует о нарушении Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», также ФЗ «О защите конкуренции».

Поскольку основанием к принятию межведомственной комиссией заключения № 7 от 24.12.2008 года о признании дома № № по ул. <адрес> в г. Ульяновске аварийным послужило техническое заключение ООО «<данные изъяты>» от декабря 2008 года, проведенное и составленное с нарушением закона, суд полагает необходимым признать заключение межведомственной комиссии от 24.12.2008 года № 7 о признании многоквартирного дома № № по ул. <адрес> в г. Ульяновске аварийным, незаконным.

При этом суд учитывает выводы судебной строительно-технической экспертизы, в ходе проведения которой эксперт пришел к противоположному выводу, чем специалисты ООО «<данные изъяты>», что в свою очередь свидетельствует о преждевременности вынесения заключения межведомственной комиссии от 24.12.2008 года № 7.

В связи с признанием незаконным заключения межведомственной комиссии о признании данного дома аварийным, следует также признать незаконным и пункт 7 Приложения «Список муниципального аварийного жилищного фонда г. Ульяновска, подлежащего отселению в 2009 году» к постановлению мэра города Ульяновска от 26.12.2008г. № 10010 «Об отселении из аварийных многоквартирных домов», в котором указан дом № № по ул. <адрес> в г. Ульяновске.

Следовательно, подлежат удовлетворению и исковые требования о возложении обязанности на мэрию города Ульяновска исключить данный пункт из Приложения «Список муниципального аварийного жилищного фонда г. Ульяновска, подлежащего отселению в 2009 году» к постановлению мэра города Ульяновска от 26.12.2008г. № 10010 «Об отселении из аварийных многоквартирных домов».

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Улитиной В.Н., Улитина В.П. удовлетворить.

Признать незаконным заключение межведомственной комиссии № 7 от 24.12.2008г. «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации».

Признать незаконным пункт 7 Приложения «Список муниципального аварийного жилищного фонда г. Ульяновска, подлежащего отселению в 2009 году» к постановлению мэра города Ульяновска от 26.12.2008г. № 10010 «Об отселении из аварийных многоквартирных домов».

Обязать мэрию города Ульяновска исключить пункт 7 Приложения «Список муниципального аварийного жилищного фонда г. Ульяновска, подлежащего отселению в 2009 году» к постановлению мэра города Ульяновска от 26.12.2008г. № 10010 «Об отселении из аварийных многоквартирных домов».

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска.

Судья: Е.А. Ибрагимова