о признании права собственности на дом



2- 5499/10

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 ноября 2010 года гор. Ульяновск

Ленинский районный суд

В составе председательствующего судьи Алексеевой Е.В.,

При секретаре Карповой А.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Алимова Ф.А. к Алимову А.Х., мэрии города Ульяновска о признании права собственности на жилой дом с принадлежностями,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением. Исковые требования мотивированы тем, что ответчик Алимов А.Х. является собственником жилого дома по адресу: <адрес>. в период с 2000 года по 2005 года ими были возведены пристрои к дому, старый дом снесен в связи с ветхостью и на его месте возведен новый, кроме того, часть строений была реконструирована. По договоренности, ответчик обязался переоформить часть домовладения на истца, однако до настоящего времени этого не сделал, поскольку мэрия г. Ульяновска в лице КАиГ не выдает разрешение на строительство. Просит в судебном порядке признать за ним право общей долевой собственности в размере 72/100 доли на жилой дом литера Б и Б1, пристроя литера Б2, крыльца литера К1 и крытого двора литера Г2 и на 72/100 доли земельного участка по вышеуказанному адресу, за ответчиком просит признать право общей долевой собственности в размере 28/100 доли на жилой дом литера А, сохранив его в реконструированном виде, пристроев литера А1 и А2, навеса литера Г1 и на 28/100 доли земельного участка, прекратив право собственности ответчика на земельный участок.

В судебном заседании истец Алимов Ф.А. поддержал исковые требования и дал пояснения, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте рассмотрения дела, имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика - Г.А.И. в судебном заседании признал исковые требования Алимова Ф.А. Пояснил, что заключение судебной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленное экспертами УОГУП «БТИ» является необъективным, просил назначить по делу повторную экспертизу с поручением ее проведения экспертам АНО «С».

Представитель ответчика- мэрии города Ульяновска в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте рассмотрения дела.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом к участию в деле привлечены Управление Росреестра по Ульяновской области, КУГИЗ мэрии города Ульяновска, КАиГ мэрии г. Ульяновска, УОГУП «Бюро технической инвентаризации», Ревнякова А.М., Быльнов А.В., Кругловы А.А., И.Р., Гамисония Г.Г., которые в судебное заседание не явились, извещались о времени и месте рассмотрения дела.

С учетом мнения участников судебного заседания, суд определил рассмотреть дело по существу при данной явке.

Выслушав участников судебного заседания, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что ответчик приобрел по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес>, который расположен на земельном участке общей площадью 227 кв.м. Земельный участок принадлежит ответчику на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Затем, вышеуказанный жилой дом под литером А ( согласно техническому паспорту) и пристрой под литерой Б были снесены и на их месте возведен двухэтажный жилой дом с пристроем литера Б, Б1 и Б2. Согласно техническому паспорту по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по указанному адресу был самовольно переустроен жилой дом литера А, самовольно возведен пристрой литера А1, пристрой литера А2. Возведен навес и крытый двор.

В соответствии со ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.

В соответствии с п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой являются жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом или иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Вводя правовое регулирование самовольной постройки, законодатель закрепил в пункте 1 статьи 222 ГК РФ три признака самовольной постройки, а именно: постройка должна быть возведена либо на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке, либо без получения необходимых разрешений, либо с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (причем для определения ее таковой достаточно наличия хотя бы одного из этих признаков), и установил в пункте 2 той же статьи последствия, т.е. санкцию за данное правонарушение в виде отказа признания права собственности за застройщиком и сноса самовольной постройки осуществившим ее лицом либо за его счет.

Таким образом, самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство. Поэтому лицо, осуществившее самовольную постройку, не является законным владельцем.

Согласно ФЗ от 17.11.1995г. № 169- ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ» строительство любого объекта должно вестись при наличии следующих условий: разрешение собственника земельного участка и (или) здания, сооружения и соблюдение градостроительных, строительных норм и правил.

В соответствии со ст. 25 названного закона лицо, виновное в строительстве или в изменении архитектурного объекта без соответствующего разрешения на строительство, обязано за свой счет осуществить снос (полную разборку) самовольной постройки или привести архитектурный объект и земельный участок в первоначальное состояние.

В соответствии с ч.2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

При осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, застройщик или заказчик должен подготовить земельный участок для строительства и объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать лицу, осуществляющему строительство, материалы инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство.

Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.

По завершении строительства застройщик должен получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Перечень объектов недвижимого имущества, для строительства которых не требуется получения разрешения на строительство, установлен ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ. К ним относятся: гаражи на земельном участке, выделенном гражданину на не связанные с предпринимательской деятельностью цели; любые постройки, в том числе дома, на земельном участке, предназначенном для садоводства, ведения дачного хозяйства; постройки, не являющиеся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подсобные постройки); строения и сооружения вспомогательного использования (постройки, которые по отношению к зданию, «главенствующему» по капитальности строения, по архитектурным признакам и по своему назначению играют второстепенную, обслуживающую роль: бани, сараи и т.п.).

В соответствии с вышеприведенными правовыми актами собственник земельного участка (иной его законный пользователь, в том числе и арендатор) имеет право осуществлять строительство на занимаемом им земельном участке при одновременном соблюдении следующих условий: соблюдение принципа разрешенного использования земельного участка; ведение строительства при наличии разрешительной документации, бесспорно подтверждающей то обстоятельство, что указанным лицом с участием компетентных органов технически разрешены вопросы, направленные на обеспечение соблюдения прав граждан и других лиц, чьи права и законные интересы могут быть затронуты в результате возведения самовольных построек.

Судом установлено, что строительство вышеуказанных пристроев и жилого дома по адресу: <адрес> осуществлено сторонами - Алимовым Ф.А., Алимовым А.А. без получения соответствующих разрешений в установленном законом порядке.

Алимов А.Х. обращался в орган местного самоуправления с заявлением в выдаче разрешения на строительство, данное обращение имело место после возведения указанных пристроев.

В выдаче разрешения ему было отказано по причине размещения нового жилого дома и реконструкции существующего противопожарным нормам СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» и недостаточности площади земельного участка по вышеуказанному адресу для размещения двух жилых домов.

На основании определения суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу была назначена судебная строительно-техническая экспертиза. Согласно выводам заключения судебной строительно-технической экспертизы за № от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного экспертами УОГУП «Бюро технической инвентаризации» возведенные пристрои к жилому дому по адресу: <адрес> согласно техническому паспорту на жилой дом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а также реконструированные строения и пристрои СНиП, иным требованиям и нормам, градостроительным правилам, предъявляемым к объектам недвижимости соответствуют, кроме:

А) жилой дом лит. А не соответствует п. 8.9 СНиП 31-02-2001 в части отношения площади светового проема к площади пола жилой комнаты позиция 1, п. 8.9 СНиП 31-02-2001 в части отношения площади светового проема к площади кухни поз.2, п. 4.3.5 СП 30-102-99 в части отсутствия канализации в кухне поз. 2, п.8.12 СНиП 31-02-2001 в части отсутствия канализации в кухне поз. 2. Пристрой литера А1 не соответствует п.4.5, п.8.3, п.6.14 СНиП 31-02-2201 в части h = 1,93 м котельной поз. 5, отсутствует вентиляция в котельной, в части отсутствия окон в помещении, где расположены газовые котлы ( окно должно быть площадью не менее 0,03 кв.м. на 1 кв.м. помещения), также имеется несоответствие п.2.19 СНиП 2.07.01-89* в части противопожарного расстояния до служебных построек домовладения по <адрес>, в части противопожарного расстояния до жилого дома по <адрес>, п.5.3.4 СП 30-102-99 в части отступа от границы участка домовладения по <адрес>. Пристрой литера А2 не соответствует п.4.5, п. 8.3 СНиП 31-02-2001 в части h = 2,20 м. подсобной поз. 3 и туалета поз. 4, отсутствует вентиляция в туалете поз. 4, п.4.5 Сан ПиН 2.1.2.1002-00 в части отсутствия вытяжного отверстия в туалете поз. 4, п.2.19 СНиП 2.07.01-89* в части противопожарного расстояния до служебных построек домовладения по <адрес>, до жилого дома по <адрес>, п.5.3.4 СП 30-102-99 в части отступа от границы участка домовладения по <адрес>. Жилой дом литера Б1 ( 1 этаж), жилой дом литера Б2 ( 2 этаж), пристрой литера Б2 ( 2 этаж) не соответствует п.8.9 СНиП 31-02-2001 в части отношения площади светового проема к площади пола жилой комнаты поз. 1 в жилом доме литера Б, п.6.8 СНиП 31-01-2003 в части отсутствия работ по гидроизоляции пола в туалете поз. 5 в жилом доме литера Б, п.4.5 СНиП 31-02-2001 в части h =1,95 м сауны поз. 4 в жилом доме литера Б, п.8.12 СНиП 31-01-2003 в части отсутствия несгораемого теплоизоляционного щита над печью в сауне поз. 4 в жилом доме литера Б, п.8.3 СНиП 31-02-2001 отсутствует вентиляция в туалете поз. 8 в жилом доме литера Б1, п.2.19 СНиП 2.07.01-89* в части противопожарного расстояния до жилого дома по <адрес>, п.5.3.4 СП 30-102-99 в части отступа от границы участка домовладения по <адрес>. Навес литера Г2 также не соответствует СНиП в части противопожарного расстояния до служебных построек домовладения по <адрес>, до самого дома по указанному адресу, в части отступа от границы участка домовладения по <адрес>.

Не доверять выводам судебной строительно-технической экспертизы у суда оснований не имеется, судебная экспертиза проведена компетентными специалистами в области строительства и экспертной деятельности, имеющими соответствующую квалификацию и стаж работы. Заключение судебной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ является допустимым доказательством по делу и может быть положено в основу решения суда.

Оснований для назначения по делу повторной, либо дополнительной судебной экспертизы не имеется.

Экспертами установлено, что самовольно возведенные объекты по адресу: <адрес> не соответствуют всем СНиП и СП, имеются нарушения, часть которых подлежит устранению, однако на момент рассмотрения дела, сторонами не устранены. Кроме того, по мнению суда, нарушение СНиП в части отсутствия необходимого противопожарного расстояния до соседних домовладений существенно нарушает права и интересы третьих лиц, создает угрозу их здоровья, жизни их имуществу.

При таких обстоятельствах, не имеется оснований для удовлетворения исковых требований.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Алимова Ф.А. к Алимову А.Х., мэрии города Ульяновска о признании права собственности на жилой дом с принадлежностями по адресу: <адрес> - отказать.

Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ульяновского областного суда через Ленинский районный суд гор. Ульяновска.

Судья: Е.В. Алексеева