Дело № |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 ноября 2010 г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Нефедова О.Н.,
при секретаре Галиахметовой А.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Тимиркиной З.М. об оспаривании действий Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску,
УСТАНОВИЛ:
Тимиркина З.М. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску по отказу в выдаче разрешения на выдачу доверенности второму опекуну - Тимиркину Б.Н. - на осуществление закрепленных за ней - Тимиркиной З.М. - обязанностей опекуна.
Требования мотивированы тем, что она совместно с Тимиркиным Б.Н. является опекуном Качаловой К.Ф. 27.07.2010 г. она - Тимиркина З.М. - обратилась в Управление Министерства труда и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску с заявлением о выдаче разрешения на выдачу доверенности Тимиркину Б.Н. на осуществление обязанностей опекуна, закрепленных за ней распоряжением от 09.07.2010 г. № 411-р Управления Департамента социальной защиты населения Ульяновской области по городу Ульяновску. Данное заявление было рассмотрено на комиссии по вопросам опеки, попечительства и патронажу Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску 02.08.2010 г. В удовлетворении заявления отказано со ссылкой на то, что в интересах подопечного назначено два опекуна с распределением обязанностей. Однако при этом не приняты во внимание положения ч. 8 ст. 10 Федерального закона «Об опеке и попечительстве», согласно которой в случае, если ведение дел подопечного поручается опекунами или попечителями одному из них, это лицо должно иметь доверенности от остальных опекунов или попечителей. Ссылки органа, чьи действия оспариваются, на ч. 9 ст. 10 указанного Федерального закона, являются необоснованными, поскольку она регулирует ответственность, если обязанности между опекунами не распределены.
Тимиркина З.М. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель заявителя - Тимиркин Б.Н. настаивал на удовлетворении требований, дав пояснения, аналогичные изложенным в заявлении. Дополнительно указал, что, исходя из мотивировки ответов Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску, в выдаче разрешения на выдачу доверенности отказано только потому, что обязанности опекунов распределены. Однако ст. 10 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» прямо предусмотрено, что при ведении дел подопечного одним из опекунов это лицо должно иметь доверенности от остальных опекунов.
Представитель Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску Абитова З.Ф. полагала заявление не подлежащим удовлетворению. В обоснование возражений пояснила, что при назначении опеки над недееспособной Качаловой К.Ф. опекуны Тимиркина З.М. и Тимиркин Б.Н. в своих заявлениях распределили обязанности, исходя из чего соответствующее распределение было установлено распоряжением от 09.07.2010 г. № 411-р Управления Департамента социальной защиты населения Ульяновской области по городу Ульяновску. В согласии на выдачу Тимиркиной З.М. доверенности второму опекуну на исполнение возложенных на нее обязанностей было отказано в связи с тем, что сами опекуны изначально распределили свои обязанности.
С учетом мнения участников судебного заседания суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившейся Тимиркиной З.М.
Заслушав пояснения представителя заявителя и представителя органа, чьи действия оспариваются, исследовав материалы рассматриваемого дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что распоряжением от 09.07.2010 г. № 411-р Управления Департамента социальной защиты населения Ульяновской области по городу Ульяновску исполнение обязанностей опекуна над недееспособной Качаловой К.Ф. возложено на Тимиркину З.М. и Тимиркина Б.Н.
Указанным распоряжением произведено распределение обязанностей опекунов. В частности, на Тимиркина Б.Н. возложены обязанности опекуна по вопросам снабжения медикаментами, абсорбирующим бельем, приобретением сопутствующих предметов по уходу за подопечной, на Тимиркину З.М. - по вопросам надлежащего ухода за подопечной, получением пенсии и других причитающихся выплат, принадлежащих подопечной.
В соответствии со ст. 2 Закона Ульяновской области от 05.11.2008 г. № 178-ЗО «Об организации деятельности по опеке, попечительству и патронажу в Ульяновской области» полномочиями по организации деятельности по опеке, попечительству и патронажу наделяются в отношении лиц, признанных в судебном порядке ограниченно дееспособными, недееспособными, исполнительные органы государственной власти Ульяновской области, уполномоченные в сфере социальной защиты населения и в сфере здравоохранения, в пределах своей компетенции.
Согласно Постановлению Правительства Ульяновской области от 01.07.2010 г. № 214-П исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим государственное управление и реализующим государственную политику в сфере труда и социального развития на территории Ульяновской области, является Министерство труда и социального развития Ульяновской области.
Для реализации в пределах своей компетенции единой государственной политики в сфере социальной поддержки населения на территории города Ульяновска Ульяновской области создано Управление Министерства труда и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску, являющееся в пределах своей компетенции правопреемником Управления Департамента социальной защиты населения Ульяновской области по городу Ульяновску по всем правам и обязанностям.
27.07.2010 г. Тимиркина З.М. обратилась в Управление Министерства труда и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску с заявлением о выдаче разрешения на выдачу доверенности Тимиркину Б.Н. на осуществление обязанностей опекуна, закрепленных за ней распоряжением от 09.07.2010 г. № 411-р.
Решением Комиссии по вопросам опеки, попечительства и патронажу Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску от 02.08.2010 г. (протокол № 25) в удовлетворении заявления Тимиркиной З.М. отказано.
Оценивая обоснованность требований последней, полагающей указанные действия не соответствующими закону, суд руководствуется следующим.
Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами, регулируются Федеральным законом от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».
Согласно ст. 10 указанного Федерального закона орган опеки и попечительства исходя из интересов лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может назначить ему нескольких опекунов или попечителей.
Частью 9 ст. 10 Федерального закона от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ установлено, что при назначении нескольких опекунов или попечителей обязанности по обеспечению подопечного уходом и содействию в своевременном получении им медицинской помощи, а в отношении несовершеннолетнего подопечного также обязанности по его обучению и воспитанию распределяются между опекунами или попечителями в соответствии с актом органа опеки и попечительства об их назначении либо договором об осуществлении опеки или попечительства. В случае, если указанные обязанности не распределены, опекуны или попечители несут солидарную ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.
В силу указанной нормы между опекунами над лицами, достигшими совершеннолетия, могут быть распределены только обязанности по обеспечению подопечного уходом и содействию в своевременном получении им медицинской помощи.
Произведенное распоряжением от 09.07.2010 г. № 411-р распределение обязанностей между опекунами недееспособной Качаловой К.Ф. данным требованиям не соответствует.
Таким образом, поскольку обязанности по представительству и защите подопечного не могут быть распределены между опекунами, данные обязанности должны осуществляться одновременно обоими опекунами - Тимиркиной З.М. и Тимиркиным Б.Н.
При назначении нескольких опекунов или попечителей представительство и защита прав и законных интересов подопечного осуществляются одновременно всеми опекунами или попечителями. В случае если ведение дел подопечного поручается опекунами или попечителями одному из них, это лицо должно иметь доверенности от остальных опекунов или попечителей (ч. 8 ст. 10 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»).
Как следует из буквального толкования приведенной нормы, при поручении ведения дел подопечного опекунами одному из них данный вопрос разрешается опекунами самостоятельно, без какого-либо согласования с органом опеки и попечительства.
Исходя из этого, необходимости в обращении Тимиркиной З.М. с соответствующим заявлением в Управление Министерства труда и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску не имелось. Следовательно, в удовлетворении заявления опекуна о выдаче разрешения на выдачу доверенности на осуществление закрепленных за ним обязанностей другому опекуну отказано обоснованно, так как такое согласие не требуется.
При таких обстоятельствах, поскольку действия Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску соответствуют законодательству, регулирующему осуществление опеки и попечительства, оснований для удовлетворения требований Тимиркиной З.М. не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Тимиркиной З.М. об оспаривании действий Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску по отказу в выдаче разрешения на выдачу доверенности второму опекуну - Тимиркину Б.Н. - на осуществление закрепленных за Тимиркиной З.М. обязанностей опекуна - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение 10 дней.
Судья О.Н. Нефедов