Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 ноября 2010 г.
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
Судьи Ибрагимовой Е.А.,
При секретаре Шакировой Н.И.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Ленинского района г. Ульяновска в интересах Карпеевой Е.В. к мэрии города Ульяновска о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л :
И.о. прокурора Ленинского района г. Ульяновска обратился с указанным иском в интересах Карпеевой Е.В., мотивируя следующим. Прокуратурой Ленинского района г. Ульяновска проведена проверка по обращению супруги умершего участника Великой Отечественной войны Карпеевой Е.В. о нарушении ее жилищных прав. В соответствии ч.3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам и иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанным по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. В соответствии со ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, собственники жилых помещений или члены семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. В соответствии с п.5 ст.50 ЖК РФ учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Согласно решению Ульяновской Городской Думы от 13.07.2005г. № 136 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения», вступившему в силу 15.07.2005г., размер учетной нормы жилого помещения составляет 12 кв.м. Карпеева Е.В. зарегистрирована и проживает в квартире № № в доме № № по ул. <адрес>, общая площадь квартиры составляет 42,46 кв.м, жилая площадь - 28,11 кв.м. Указанная квартира принадлежит на праве собственности сыну и дочери заявителя К.А.Ю. и Х.Р.Р. Помимо Карпеевой Е.В. в квартире проживают: ее сын К.А.Ю.., внучка Е.А.. с супругом М.А.С.. и детьми М. М.Э.А.. и М.А.С. Заявитель в 2010 году обращалась в мэрию г. Ульяновска по вопросу постановки на учет граждан нуждающихся в жилье, на что был дан ответ, что обратившийся намеренно ухудшил свои жилищные условия, подарив свою долю квартиры сыну К.А.Ю. Вместе с тем, Карпеева Е.В. свои условия проживания не ухудшила, в квартире продолжает проживать совместно 6 человек и на каждого из них по прежнему приходится по 7,07 кв.м общей площади. Согласно Определению Конституционного суда РФ от 19.04.2007г. № 258-О-О, а также по смыслу ст.53 ЖК РФ и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. Карпеева Е.В. подобных действий не совершала. Более того, акт дарения Карпеевой Е.В. совершен в 2008 году задолго до возникновения у нее права на получение жилья. До 2010 года заявитель для получения жилья ни в мэрию г. Ульяновска, ни в другие органы не обращался. Таким образом, мэрией г. Ульяновска необоснованно отказано Карпеевой Е.В. в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, тем самым незаконно лишили гражданина, нуждающегося в особой социальной поддержке, гарантированного Конституцией РФ права на получение жилья. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан на основании обращения граждан о защите жилищных прав, свобод и законных интересов. Карпеева Е.В. обратилась в прокуратуру Ленинского района г. Ульяновска с заявлением о защите ее жилищных прав. Просит признать отказ мэрии г. Ульяновска в признании Карпеевой Е.В. нуждающейся в жилье незаконным. Обязать мэрию г. Ульяновска признать Карпееву Е.В. нуждающейся в жилье и поставить ее на учет нуждающихся в жилье.
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Ульяновска Карабанов А.С. на исковых требованиях настаивал, поддержав доводы искового заявления.
Истица Карпеева Е.В. в судебном заседании исковые требования также поддержала.
Представитель ответчика мэрии г. Ульяновска в судебном заседании не участвовал, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Исковые требования не признает в связи с тем, что Карпеева Е.В. намеренно ухудшила свои жилищные условия. При расчете размера жилого помещения на каждого члена семьи учитываются только члены семьи - дети, супруг. Внуки и правнуки не являются членами семьи, не учитываются.
Представитель третьего лица Отдела по учету и распределению жилой площади мэрии г. Ульяновска в судебном заседании не участвовал, извещался.
Выслушав представителя истца, истицу, заслушав свидетеля, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 года за №5-ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей получение и содержание жилых помещений.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 21 вышеназванного Федерального закона, вдовам участников Великой Отечественной войны предоставляются следующие меры социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от имущественного положения.
В силу ч. 1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ).
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 23.2 вышеуказанного Федерального закона объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: 2) по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.
По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 21.12.2009 N 327-ФЗ).
В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.06 г. №138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений» полномочия по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на Департамент социальной защиты населения. Мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность.
07 мая 2008 года Президентом РФ принят Указ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» №714.
Из п. 1 данного Указа (в редакции от 09.01.2010 г.) следует, что президент РФ в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановил считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года за №5-ФЗ «О ветеранах».
Установлено, что истица Карпеева Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны - К.Ю.Н., что подтверждается удостоверением, выданным Управлением Департамента социальной защиты населения Ульяновской области по Ленинскому району г. Ульяновска.
Как следует из материалов дела, истица Карпеева Е.В. с 24.09.1976 года зарегистрирована и проживает по адресу: г. Ульяновск, ул. <адрес>.
Общая площадь указанной двухкомнатной квартиры составляет 42,46 кв.м, жилая площадь - 28,11 кв.м.
В квартире был зарегистрирован и проживал с 24.09.1976г. муж истицы Карпеевой Е.В. - К.Ю.Н., который умер ДД.ММ.ГГГГ
На настоящее время в квартире зарегистрированы: истица Карпеева Е.В., ее сын К.А.Ю. с 30.06.1995г., внучка истицы и дочь К.А.Ю.. - М. Е.А. с 07.11.2007г., муж Е.А. М.А.С. - М. А.С. с 07.11.2007г., и их дети (правнучки истицы) М.Э.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения - с ДД.ММ.ГГГГ и М.К.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения - с ДД.ММ.ГГГГ
Как подтвердила в судебном заседании свидетель Х.Р.Р., все указанные лица проживают в данной квартире.
Указанная квартира была приватизирована в 1993 году истицей Карпеевой Е.В. и ее мужем К.Ю.Н. в равных долях.
После смерти мужа истицы - К.Ю.Н. - в порядке наследования по завещанию право на 5/12 долей указанной квартиры перешло к дочери умершего - Х.Р.Р..
Остальные 7/12 долей являлись общей долевой собственностью истицы Карпеевой Е.В.
По договору дарения от 18.02.2008г. истица Карпеева Е.В. подарила свои 7/12 долей в квартире своему сыну - К.А.Ю.
Таким образом, в настоящее время собственниками данной квартиры являются Х.Р.Р. - 5/12 долей и К.А.Ю. - 7/12 долей.
Х.Р.Р. в указанной квартире не проживает, не зарегистрирована.
Истица Карпеева Е.В. обратилась с заявлением в отдел по учету и распределению жилой площадью мэрии г.Ульяновска о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и принятии на учет в качестве вдовы участника Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.
Ответом Отдела по учету и распределению жилой площади мэрии г. Ульяновска от 17.03.2010г. ей было отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдовы участника Великой Отечественной войны 1941-1945г.гг. в целях обеспечения жильем на счет средств федерального бюджета. Было указано, что обеспечение жилыми помещениями осуществляется в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ, Закона «О ветеранах», которыми предусмотрено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий. Нуждающимися признаются граждане, не обеспеченные учетной нормой площади жилого помещения. Учетная норма составляет 12 кв.м общей площади на одного человека. С 1976г. Карпеева Е.В. зарегистрирована в двухкомнатной квартире общей площадью 42,46 кв.м. Согласно договору передачи жилой площади в собственность граждан № 9385 от 10.12.1993г. являлась собственником 7/12 долей (24,77 кв.м общей площади) данного жилого помещения. Указанную долю в феврале 2008г. подарила сыну ФИО38., тем самым ухудшив жилищные условия. В соответствии со ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права стоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Суд приходит к выводу, что данный отказ истице в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и принятии на учет в качестве вдовы участника Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета является незаконным по следующим основаниям.
Установлено, что истица Карпеева Е.В. ранее на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не состояла.
В соответствии с п.2 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Решением Ульяновской Городской Думы от 13.07.2005г. № 136 установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 кв. м.
Истица Карпеева Е.В., а также члены ее семьи не имеют иных жилых помещений в собственности и на основании договора социального найма, что подтверждается сведениями из УОГУП БТИ и Управления Росреестра, следовательно, на истицу, с учетом количества проживающих в квартире лиц, приходится общей жилой площади менее учетной нормы - 12 кв.м общей площади.
Оформив договор дарения 7/12 долей в праве общей долевой собственности на указанную квартиру сыну ФИО39. истица Карпеева Е.ВА. не ухудшила свои жилищные условия, так как она продолжает проживать в этой же квартире, состав семьи не изменился. Карпеева Е.В. была нуждающейся в улучшении жилищных условий и до оформления договора дарения своей доли в квартире, поскольку на каждого члена семьи приходилось менее 12 кв.м. общей площади. После оформления договора дарения доли в квартире Карпеева Е.В. также остается быть нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, оформление договора дарения доли в квартире было произведено не с намерением ухудшения жилищных условий, с тем, чтобы быть признанной нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Дарение было произведено в феврале 2008 года, еще до издания Указа Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» №714 от 07.05.2008г.
Таким образом, истица может быть признана в установленном законом порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий, следовательно, исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования и.о. прокурора Ленинского района г. Ульяновска в интересах Карпеевой Е.В. удовлетворить.
Признать незаконным отказ мэрии города Ульяновска в признании Карпеевой Е.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Обязать мэрию города Ульяновска признать Карпееву Е.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий и принять ее на учет в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета как вдовы участника Великой Отечественной войны.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска.
Судья: Е.А. Ибрагимова