Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 ноября 2010г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд
В составе председательствующего судьи Першиной С.В.
При секретаре Алтусовой И.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Засвияжского района г. Ульяновска в интересах Никитина Н.Н. к мэрии города Ульяновска о признании незаконным отказа в признании нуждающимся в жилье, постановке в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Засвияжского района г. Ульяновска обратился в суд в интересах Никитина Н.Н. с исковыми требованиями о признании незаконным отказа в признании нуждающимся в жилье, постановке в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, указав в обоснование иска следующее.
По результатам проведенной прокуратурой Засвияжского района проверки выявлены нарушения жилищных условий ветерана- участника Великой Отечественной войны Никитина Н.Н.
Никитин Н.Н. зарегистрирован и проживает в квартире общей площадью 44.63 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>. Совместно с ним проживают и зарегистрированы четверо членов его семьи.
До ДД.ММ.ГГГГ собственником 1/2 доли в общей совместной собственности вышеназванной квартиры являлся Никитин Н.Н. ДД.ММ.ГГГГ он подарил принадлежащую ему долю квартиры своей внучке Гридяевой А.М.
ДД.ММ.ГГГГ представитель Никитина Н.Н. по доверенности Липатова Л.Н. обратилась в отдел по учету и распределению жилой площади мэрии города Ульяновска с заявлением о признании ее доверителя нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета как ветерана Великой Отечественной войны.
На свое обращение получила отказ со ссылкой на добровольное ухудшение жилищных условий в результате дарения истцом доли жилого помещения внучке Гридяевой А.М., вследствие чего последний лишен права быть принятым на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в течение 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Данный отказ считает незаконным по следующим основаниям.
Согласно ч.3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам и иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанным по установленным Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются собственники жилых помещений или члены семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи мене учетной нормы.
В соответствии с п. 5 ст. 50 ЖК РФ учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Согласно решению Ульяновской Городской Думы от 13.07.2005г. № 136 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения», вступившему в законную силу 15 июля 2005г., размер учетной нормы площади жилого помещения составляет 12 кв.м.
Никитин Н.Н. учетной нормой площади жилого помещения в месте постоянного проживания не обеспечен, поскольку на каждого проживающего в квартире (в том числе и на истца) приходится по 8.93 кв.м. Переход права собственности не изменил условий обеспеченности Никитина Н.Н. жильем, поскольку и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, и на дату настоящего судебного разбирательства Никитин Н.Н. проживает в квартире общей площадью 44.63 кв.м. совместно с четырьмя членами своей семьи.
Более того, в письменном отказе отдела по учету и распределению жилой площади мэрии города Ульяновска содержится неправомерная ссылка на ст. 53 Жилищного кодекса РФ, предусматривающую, что граждане, которые с намерением приобрести права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Никитин Н.Н. подарил долю в праве общей совместной собственности ДД.ММ.ГГГГ, в то время как с заявлением об улучшении жилищных условий в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета как ветерана Великой Отечественной войны обратился только ДД.ММ.ГГГГ, то есть спустя 4года. Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что Никитин Н.Н. не совершал намеренных действий по дарению доли в праве собственности на жилое помещение с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация- социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Действующее законодательство предусматривает социальные гарантии для Никитина Н.Н. в виде признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета как ветерана Великой Отечественной войны.
В связи с вышеизложенным просит обязать мэрию г. Ульяновска включить Никитина Н.Н. в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий для предоставления жилья как ветерану Великой Отечественной войны.
В судебное заседание Никитин Н.Н. не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Помощник прокурора Мартынов Е.А. на удовлетворении исковых требований настаивал, дав суду аналогичные пояснения.
Представитель мэрии города Ульяновска Павлеева Е.А. просила в иске прокурору Засвияжского района г. Ульяновска отказать по следующим основаниям.
В настоящее время обеспечение жилыми помещениями ветеранов ВОВ осуществляется в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ, ФЗ РФ от 12.01.1995г. № 5- ФЗ «О ветеранах», которым предусмотрено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ по месту жительства в органе местного самоуправления.
В соответствии с решением Ульяновской Городской Думы № 136 от 13.07.2005г., учетная норма площади жилого помещения, в соответствии с которой гражданин признается нуждающимся в улучшении жилищных условий, составляет 12 кв.м. общей площади на одного человека.
Согласно представленных документов Никитин Н.Н. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в двухкомнатной квартире № общей площадью 44.63 кв.м. по <адрес>, собственницей которого является его внучка Гридяева А.М. До ДД.ММ.ГГГГ собственником 1/2 доли вышеуказанной квартиры являлся истец, ДД.ММ.ГГГГ он подарил свою долю квартиры Гридяевой А.М., преднамеренно ухудшив, тем самым, свои жилищные условия.
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Кроме того, следует учесть, что Тухветуллина А.М., зарегистрированная на спорной жилплощади с ДД.ММ.ГГГГ является собственником 1/2 доли двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общая площадь которой составляет 41.53 кв.м.
В соответствии с ч.2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
С учетом приходящейся на Тухветуллину А.М. жилой площади в принадлежащей ей на праве общей долевой собственности квартиры по <адрес> (20.77 кв.м.), обеспеченность истца и членов его семьи общей площадью жилого помещения превышает учетную норму.
Представитель Министерства труда и социального развития Ульяновской области в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав мнение участников процесса, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ представитель Никитина Н.Н., являющегося ветераном Великой Отечественной войны, Липатова Л.Н., действующая по надлежащим образом оформленной доверенности, обращалась в мэрию города Ульяновска по вопросу признания истца нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.
На указанное обращение мэрией г. Ульяновска был дан письменный отказ со ссылкой на добровольное ухудшение жилищных условий в результате дарения истцом доли жилого помещения внучке Гридяевой А.М., что лишает последнего права быть принятым на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в течение 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В судебном заседании представителем мэрии г. Ульяновска Павлеевой Е.А. приведено еще одно основание к отказу в постановке истца в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий - обеспеченность истца и членов его семьи по учетной норме площади жилого помещения.
Суд находит отказ мэрии г. Ульяновска по второму из приведенных в судебном заседании оснований законным и обоснованным, а исковые требования прокурора Засвияжского района г. Ульяновска - не подлежащими удовлетворению.
Согласно части первой статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалидам войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах" в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ, гарантировалось первоочередное (внеочередное для инвалидов войны 1 группы) бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственных и муниципальных жилых фондов.
С 1 января 2005 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований", которым Федеральный закон "О ветеранах" был дополнен статьей 23.2 (пункт 8 статьи 2), а Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" - статьей 28.2 (пункт 2 статьи 5). В соответствии с этими статьями, определяющими порядок передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем отдельных категорий граждан, как следует из подпункта 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах" и статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в новой редакции, осуществляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Согласно пункту 6 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" и части шестой статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" форма предоставления данной меры социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации; при этом подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 и абзацем третьим части третьей статьи 28.2 устанавливалось, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, по обеспечению жильем инвалидов, в том числе инвалидов войны, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на данную меру социальной поддержки, из общей площади жилья 18 квадратных метров (в настоящее время для инвалидов Великой Отечественной войны - 22 квадратных метра) и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 таким органом является Министерство регионального развития Российской Федерации).
Постановлением правительства Ульяновской области от 02 мая 2006г. № 138 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов. Государственная поддержка по обеспечению жильем участников ВОВ осуществляется в форме социальной выплаты на приобретение жилья в собственность, право на которую удостоверяется свидетельством. Социальная выплата предоставляется за счет средств федерального бюджета в порядке очередности.
Документально подтверждается, что Никитин Н.Н. зарегистрирован и проживает в квартире общей площадью 44.63 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>. Совместно с ним проживают и зарегистрированы четверо членов его семьи: Гридяева А.М. (внучка), являющаяся собственником квартиры, Тухветуллина А.М. (внучка), Тухветуллина Д.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (правнучка), Тухветуллина Н.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (правнучка).
Тухветуллина А.М., зарегистрированная на вышеуказанной жилплощади с ДД.ММ.ГГГГ является также собственником 1/2 доли двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общая площадь которой составляет 41.53 кв.м. на основании договора купли- продажи от ДД.ММ.ГГГГ Собственником второй половины квартиры является ее муж Тухветуллин И.А. В соответствии со справкой формы № в квартире по адресу: <адрес> значатся зарегистрированными: Тухветуллина А.М. и Тухветуллин И.А. (собственники). Таким образом, на каждого из собственников приходится по 20.77 кв.м. общей площади жилого помещения.
В соответствии с ч.2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Поскольку у члена семьи истца - Тухветуллиной А.М. на праве общей долевой собственности имеется квартира, в которой на ее долю приходится 20.77 кв.м. общей площади жилого помещения, уровень обеспеченности жильем истца и четверых членов его семьи: Гридяевой А.М., Тухветуллиной А.М., Тухветуллиной Д.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Тухветуллиной Н.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р. определяется судом исходя из суммарной общей площади указанных жилых помещений. Суммарная площадь в таком случае составит: 44.63 кв.м. (общая площадь квартиры по адресу: <адрес>) + 20.77 кв.м. (приходящаяся на долю сособственника Тухветуллину А.М. площадь жилого помещения, расположенного в <адрес>)= 65.4 кв.м.
Таким образом, уровень обеспеченности истца общей площадью жилого помещения превышает учетную норму площади жилого помещения, поскольку составляет 13.08 кв.м.
Согласно ч.3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам и иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанным по установленным Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются собственники жилых помещений или члены семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи мене учетной нормы.
В соответствии с п. 5 ст. 50 ЖК РФ учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Согласно решению Ульяновской Городской Думы от 13.07.2005г. № 136 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения», вступившему в законную силу 15 июля 2005г., размер учетной нормы площади жилого помещения составляет 12 кв.м.
Суд считает необходимым указать также на то, что показатель уровня обеспеченности истца общей площадью жилого помещения будет больше, если учесть, что несовершеннолетние Тухветуллина Д.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Тухветуллина Н.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р. в силу положений гражданского, семейного и жилищного законодательства имеют право проживания в жилом помещении, собственниками которого являются их родители. В указанном случае общая площадь квартиры по <адрес> будет делиться не только на ее собственников, но и на несовершеннолетних Тухветуллиных Д.И. и К.И., имеющих равное с родителями право на проживание в вышеуказанной квартире.
Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Засвияжского района г. Ульяновска в интересах Никитина Н.Н. к мэрии города Ульяновска о признании незаконным отказа в признании нуждающимся в жилье, постановке в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий оставить без удовлетворения.
Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ульяновского областного суда через Ленинский районный суд г. Ульяновска.
СУДЬЯ: С.В. ПЕРШИНА