О выдачи жилищного сертификата



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 ноября 2010г. г. Ульяновск

Ленинский районный суд

В составе председательствующего судьи Першиной С.В.

При секретаре Алтусовой И.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Агафоновой И.А. к мэрии г. Ульяновска, Министерству финансов Ульяновской области о выдаче жилищного сертификата о выделении субсидии на приобретение жилого помещения как лицу из числа детей, оставшемуся без попечения родителей,

У С Т А Н О В И Л:

Агафонова И.А. обратилась в суд с исковыми требованиями к вышеперечисленным ответчикам о выдаче жилищного сертификата о выделении субсидии на приобретение жилого помещения, указав в обоснование иска следующее.

Она родилась ДД.ММ.ГГГГ в г. Ульяновске. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воспитывалась и обучалась в Кузоватовской школе- интернате для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находилась на полном государственном обеспечении. В последующем, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воспитывалась в Димитровградском детском доме № и находилась на полном государственном обеспечении. После выпуска из детского дома была направлена на обучение в Профессиональное училище № <адрес>, которое окончила в ДД.ММ.ГГГГ

После выпуска из детского дома жилым помещением не обеспечивалась. В настоящее время без регистрации проживает по адресу: <адрес>. Жилого помещения на праве собственности, либо по договору социального найма, не имеет.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Отдела по учету и распределению жилой площади мэрии г. Ульяновска ей было отказано в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке как лицу из числа детей, оставшемуся без попечения родителей по причине достижения возраста 36 лет.

Считает данный отказ незаконным, грубо нарушающим ее права.

Согласно ст. 8 ФЗ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил РФ, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст. 1 ФЗ от 1996г. № 159- ФЗ дети, оставшиеся без попечения родителей, лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными).

Как следует из ст. 57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В связи с вышеизложенным, просит обязать мэрию города Ульяновска выдать сертификат о выделении субсидии на приобретение жилого помещения как лицу из числа детей, оставшемуся без попечения родителей.

В судебном заседании истица и ее представитель на удовлетворении исковых требований настаивали, дав суду аналогичные пояснения.

Представитель мэрии города Ульяновска Павлеева Е.А. оставляет решение на усмотрение суда, дав по обстоятельствам дела следующие пояснения.

По действующему жилищному законодательству право на обеспечение жилой площадью вне очереди имеют, в том числе, лица из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет. Поскольку до ДД.ММ.ГГГГ истица проживала и была зарегистрирована в жилом помещении по адресу: <адрес> по договору социального найма, из которого ДД.ММ.ГГГГ выехала по собственному желанию, а также учитывая возраст истицы, которой в настоящее время исполнилось 36 лет, в предоставлении жилья во внеочередном порядке как бывшей воспитаннице детского дома последней было отказано.

Представитель Министерства финансов Ульяновской области, Министерства образования по Ульяновской области, Кузоватовская (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат, Димитровградский детский дом № в судебное заседание не явились, о дне слушания дела были извещены надлежащим образом.

Представитель Министерства финансов Ульяновской области в письменном отзыве просит в иске Агафоновой И.А. отказать по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996г. № 159 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил РФ, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Регистрационный учет детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

На уровне субъекта РФ- Ульяновской области принят Закон области от 06.05.2006г. № 60 - ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области», который распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01 января 2005г.

В соответствии с указанным Законом, Ульяновская область наделила органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ульяновской области государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 15.01.2008г. № 1-П был утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области.

Право детей- сирот на обеспечение жилыми помещениями реализуется путем выделения субсидии на приобретение жилья. Право на получение субсидии удостоверяется жилищным сертификатом.

Так, для получения сертификата дети- сироты лично или их законные представители должны представить в органы местного самоуправления необходимые документы, перечень которых указан в п. 6 Порядка.

Орган местного самоуправления обязан проверить достоверность представленных сведений и принять решение о выдаче сертификата или об отказе в его выдаче в течение 10 календарных дней с момента подачи документов, а также направить уведомление не позднее 5 календарных дней с даты вынесения решения.

В связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, Ульяновская область обязана обеспечивать органы местного самоуправления необходимыми финансовыми и материальными средствами в размере, предусмотренном Законом о бюджете на очередной финансовый орган, а органы местного самоуправления, в свою очередь, имеют право вносить в органы государственной власти Ульяновской области свои предложения по увеличению размера субвенций, предоставляемых из областного бюджета, в случае возникновения непредвиденных расходов по осуществлению государственных полномочий.

Министерство образования Ульяновской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц, который, кроме того, является главным распорядителем субвенций. Выделение субвенций осуществляется в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на очередной финансовый год на указанные цели Министерству образования Ульяновской области. Министерством образования области в последующем денежные средства перечисляются на счета органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения местных бюджетов. Органы местного самоуправления осуществляют контроль и несут ответственность за несоблюдение настоящего Порядка и достоверность представляемых в Министерство образования Ульяновской области сведений в соответствии с законодательством.

Кроме того, согласно статье 1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим ФЗ право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В данном случае истица достигла возраста 36 лет. При этом, на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении ранее истица не стояла. В связи с вышеизложенным, на истицу не распространяется действие Закона Ульяновской области от 06.05.2006г. № 60- ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области».

Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.

Статья 40 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на жилище.

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления должны обеспечить условия для осуществления гражданами конституционного права на жилище в том числе путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного найма (ч. 1 ст. 1, п. 3 ст. 2).

Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Аналогичная норма закреплена и в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 8 которого закреплено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм.

Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.

В соответствии со ст. 121 Семейного кодекса РФ опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (пункт 1 статьи 121 настоящего Кодекса РФ), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.

Согласно ст. 147 СК РФ детям, находящимся на полном государственном попечении в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, опекуны (попечители) не назначаются. Выполнение их обязанностей возлагается на администрации этих учреждений.

При этом, защита прав выпускников учреждений возлагается на органы опеки и попечительства.

Из материалов дела следует, что Агафонова И.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воспитывалась и обучалась в Кузоватовской школе- интернате для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находилась на полном государственном обеспечении. В последующем, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воспитывалась в Димитровградском детском доме № и находилась на полном государственном обеспечении. После выпуска из детского дома была направлена на обучение в Профессиональное училище № г. Димитровграда, которое окончила в ДД.ММ.ГГГГ.

Сведений о том, что на период пребывания Агафоновой И.А. в детских государственных учреждениях для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и нахождения ее на полном государственном обеспечении, за ней закреплялось какое-либо жилое помещение, в материалы дела не предоставлено. Однако, документально подтверждается, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица проживала и была зарегистрирована в жилом помещении по адресу: <адрес>, общей площадью 22.17 кв.м. Данное жилое помещение (две жилых комнаты площадью 22.17 кв.м. в четырехкомнатной квартире) ДД.ММ.ГГГГ было предоставлено матери истицы Агафоновой Т.А. по обменному ордеру № на состав семьи 3 человека включая Агафонову И.А. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ жилой <адрес> в <адрес> находился на балансе Ульяновской КЭЧ. Постановлением мэра <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> включен в реестр муниципального имущества.

Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, установлено, что истица Агафонова И.А. добровольно выехала ДД.ММ.ГГГГ из спорной квартиры, снявшись при этом с регистрационного учета по вышеуказанному адресу. Указанные действия истицы суд трактовал добровольным расторжением договора найма вышеуказанного жилого помещения в связи с выездом на другое постоянное место жительства. С момента выезда, как отмечено в решении суда, истица не производила оплату коммунальных платежей за спорное жилое помещение, не заявляла о своих правах на спорную жилую площадь. По указанным основаниям суд отказал в удовлетворении заявленных Агафоновой И.А. исковых требований о вселении в жилое помещение по адресу: <адрес> последующей регистрацией по месту жительства.

В соответствии со ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ от 21 декабря 1996г. № 159- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находившиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Поскольку в преамбуле указанного закона и в его статье 1 указано, что положения закона распространяются на детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста, это означает, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми- сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста. Однако, социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

В силу вышеприведенного закона граждане указанной категории после окончания пребывания в детском государственном учреждении, приемной семье или окончания службы в Вооруженных Силах РФ снимаются с полного государственного обеспечения и следовательно, должны незамедлительно быть обеспечены жильем, в противном случае - нарушается право указанных лиц на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ предоставление жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке осуществляется органами местного самоуправления.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) - пп. 2 п.1 ст. 57 ЖК РФ.

Дополнительные гарантии прав детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

На уровне субъекта РФ- Ульяновской области принят Закон области от 06.05.2006г. № 60 - ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области», который распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01 января 2005г.

В соответствии с вышеуказанным Законом, Ульяновская область наделила органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ульяновской области на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

ДД.ММ.ГГГГ Правительством Ульяновской области принято постановление «Об обеспечении жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области» № 1-П, в соответствии с п. 3 которого право детей- сирот на обеспечение жилыми помещениями реализуется путем выделения субсидии на приобретение жилья. Право на получение субсидии удостоверяется жилищным сертификатом о выделении субсидии на приобретение жилья, срок действия которого не превышает шести месяцев с момента его выдачи.

Право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с вышеуказанным Законом Ульяновской области имеют дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения.

Как уже отмечено, Агафонова И.А. после окончания обучения в Профессиональном училище № г. Димитровграда вселилась и проживала в жилом помещении по адресу: <адрес>, в котором проживала ранее с ДД.ММ.ГГГГ до помещения в детский дом. После смерти отчима Трифонова А.М., умершего в ДД.ММ.ГГГГ в указанном жилом помещении истица проживала одна. В ДД.ММ.ГГГГ выехала из спорной квартиры добровольно, расторгнув, тем самым договор найма со дня выезда.

Поскольку после окончания пребывания в детских государственных учреждений истица была надлежащим образом вселена в жилое помещение, площадью 22.17 кв.м. по адресу: <адрес> и таким образом была обеспечена жилым помещением по норме предоставления, она не вправе претендовать на получение от государства социальной поддержки в виде внеочередного обеспечения жилой площадью. Последующие действия истицы, связанные с добровольным выездом в марте 2003г. из вышеуказанного жилого помещения правового значения в данном случае не имеют.

Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Агафоновой И.А. к мэрии г. Ульяновска, Министерству финансов Ульяновской области о выдаче жилищного сертификата о выделении субсидии на приобретение жилого помещения как лицу из числа детей, оставшемуся без попечения родителей оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ульяновского областного суда через Ленинский районный суд г. Ульяновска.

СУДЬЯ: С.В. ПЕРШИНА