Дело № 2-6093/10
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 ноября 2010г. г.Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Елистратова А.М.,
при секретаре Макушиной Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Герасимова С.А. к мэрии города Ульяновска, комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска о признании недействительными торгов по продаже муниципального имущества и договора купли-продажи муниципального имущества
УСТАНОВИЛ
Герасимов С.А. обратился в суд с иском к КУГИЗ о признании недействительными договора купли-продажи недвижимого имущества № от ДД.ММ.ГГГГ и торгов по продаже муниципального имущества - помещений площадью 487,1 кв.м. по <адрес>
Определением суда к участию в деле в качестве ответчика привлечена мэрия города Ульяновска.
Исковые требования мотивированы следующим.
27.05.2010г. КУГИ мэрии г.Ульяновска были проведены торги по продаже объектов приватизации муниципальной собственности - помещений площадью 487,1 кв.м по адресу г.Ульяновск <адрес> В соответствии с протоколом комиссии по проведению торгов от ДД.ММ.ГГГГ № № победителем торгов был признан Герасимов С.А.
ДД.ММ.ГГГГ между ответчиком КУГИ мэрии г.Ульяновска (продавец) и Герасимовым С.А.(покупатель) был заключен договор купли-продажи недвижимого имущества №
Процедура порядка отчуждения (приватизации) имущества, находящегося в муниципальной собственности установлена Федеральным законом № 178-ФЗ от 21.12.2001г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» и Положением «О приватизации муниципального имущества муниципального образования «город Ульяновск», утвержденным Решением Ульяновской Городской Думы от 16 ноября 2005г. № 175.
Согласно ст. 15 Федерального закона № 178-ФЗ от 21.12.2001г. информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества, подлежащее опубликованию в официальном печатном издании, должно содержать, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, следующие сведения: 1) наименование государственного органа или органа местного самоуправления, принявших решение об условиях приватизации такого имущества, реквизиты указанного решения; 2) наименование такого имущества и иные позволяющие его индивидуализировать сведения (характеристика имущества); 3) способ приватизации такого имущества; 4) начальная цена продажи такого имущества; 5) форма подачи предложений о цене такого имущества; 6) условия и сроки платежа, необходимые реквизиты счетов; 7) размер задатка, срок и порядок его внесения, необходимые реквизиты счетов; 8) порядок, место, даты начала и окончания подачи заявок, предложений; 9) исчерпывающий перечень представляемых покупателями документов; 10) срок заключения договора купли-продажи такого имущества; 11) порядок ознакомления покупателей с иной информацией, условиями договора купли-продажи такого имущества; 12) ограничения участия отдельных категорий физических лиц и юридических лиц в приватизации такого имущества; 13) порядок определения победителей (при проведении аукциона, специализированного аукциона, конкурса) либо лиц, имеющих право приобретения государственного или муниципального имущества (при проведении его продажи посредством публичного предложения и без объявления цены); 14) место и срок подведения итогов продажи государственного или муниципального имущества.
Кроме того, в информационном сообщении о приватизации государственного или муниципального имущества должны быть указаны сведения об установлении обременения (п.4 ст.31 Федерального закона № 178-ФЗ от 21.12.2001 г.).
В нарушение вышеуказанных требований законодательства в опубликованном в газете «Ульяновск сегодня» от 23.04.2010г. информационном сообщении о проведении торгов по продаже помещений площадью 487,1 кв.м по адресу г.Ульяновск <адрес> информация о наличии обременения в виде долгосрочной аренды с Гурылевой А.В. отсутствует, что является сокрытием информации, которая могла бы повлиять на принятие решения Герасимовым С.А. об участии в торгах по продаже обозначенного имущества.
Сокрытие организатором торгов информации об объекте нарушает права и интересы истца, является основанием для признания торгов недействительными. Отсутствие сведений об обременении в информационном сообщении о проведении торгов лишает потенциальных покупателей возможности реально оценивать ликвидность реализуемого на торгах имущества и возможность его дальнейшего использования в собственных интересах.
В нарушение ст. 448 ГК РФ информация об обременении оказалась практически недоступной для лиц, потенциально заинтересованных в приобретении реализуемого имущества. Организатор торгов обязан соблюдать предусмотренные законом требования к порядку их проведения, в том числе и касающиеся полноты содержания сведений об имуществе. Отсутствие в извещении о торгах сведений, предусмотренных гражданским законодательством, является нарушением порядка проведения торгов и, как следствие, основанием для признания торгов недействительным по иску заинтересованного лица. Кроме того, нарушение требований к процедуре торгов является обстоятельством, достаточным для признания торгов недействительным по иску заинтересованного в надлежащем проведении торгов лица.
Согласно п. 14.2 Положения «О приватизации муниципального имущества муниципального образования «город Ульяновск», утвержденного Решением Ульяновской Городской Думы от 16 ноября 2005г. № 175 договор купли-продажи имущества должен содержать все существенные условия, предусмотренные для таких договоров ГК РФ, Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п.2 ст.32 Федерального закона № 178-ФЗ от 21.12.2001г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» обязательными условиями договора купли-продажи государственного или муниципального имущества являются: сведения о сторонах договора; наименование государственного или муниципального имущества; место его нахождения; состав и цена государственного или муниципального имущества; количество акций открытого акционерного общества, их категория и стоимость; в соответствии с настоящим Федеральным законом порядок и срок передачи государственного или муниципального имущества в собственность покупателя; форма и сроки платежа за приобретенное имущество; условия, в соответствии с которыми указанное имущество было приобретено покупателем; порядок осуществления покупателем полномочий в отношении указанного имущества до перехода к нему права собственности на указанное имущество; сведения о наличии в отношении продаваемых здания, строения, сооружения или земельного участка обременения (в том числе публичного сервитута), сохраняемого при переходе прав на указанные объекты; иные условия, установленные сторонами такого договора по взаимному соглашению.
Согласно п.1 статьи 1 Федерального закона РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» аренда является условием, стесняющим правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества, т. е. обременением, которое также подлежит
государственной регистрации (п.1 ст.4). В нарушение данного пункта федерального закона Договор купли-продажи недвижимого имущества № № от ДД.ММ.ГГГГ. не содержит данных о наличии обременения в виде долгосрочной аренды с арендатором Гурылевой А.В. Срок аренды - до 01.04.2016г., запись регистрации об аренде № от ДД.ММ.ГГГГ. О наличии данного обременения организатор торгов не мог не знать.
В соответствии с п.4 ст.31 вышеуказанного Федерального закона обременение, является существенным условием сделки приватизации, т. к. смена собственника не является основанием для прекращения обременения. Заключенный между истцом и ответчиком договор № от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует требованиям гражданского законодательства и в силу ст. 168 ГК РФ, предусматривающей недействительность, сделки, не соответствующей закону, является ничтожным.
25.06.2010г. договор купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ. Герасимовым С.А. был сдан в регистрацию Управления Росреестра по Ульяновской области
20.07.2010г. Управлением Росреестра по Ульяновской области в адрес Герасимова С.А. было направлено уведомление о приостановлении государственной регистрации перехода права собственности и права собственности Герасимова С.А. на приобретенные помещения в связи с подачей КУГИЗ мэрии города Ульяновска заявления № о приостановлении государственной регистрации на срок до 20 октября 2010г. в связи с необходимостью приведения документов в соответствии с нормами действующего законодательства.
Переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации (ст.451 ГК РФ). И только после государственной регистрации права собственности новый собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону, т. е. пользоваться и распоряжаться данным имуществом. В связи с чем Герасимов С.А. в настоящее время ограничен в правах по владению и распоряжению приобретенным имуществом, т. к. до сих пор не является его титульным владельцем.
В судебное заседание истец Герасимов С.А. не явился, доверил представлять свои интересы представителю Феоктистовой Е.Ю.
Представитель Феоктистова Е.Ю. на удовлетворении иска настаивала, привела доводы, изложенные в иске.
Представитель мэрии года Ульяновска и КУГИЗ мэрии города Ульяновска Кривов К.Б. просил в иске отказать, пояснил, что права истца при проведении торгов не были нарушены, наличие неоговоренного обременения имущества в виде права аренды Гурылевой А.В. не оспаривал.
Третье лицо Гурылева А.В. в суд не явилась.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
27.05.2010г. КУГИ мэрии г.Ульяновска были проведены торги по продаже объектов приватизации муниципальной собственности - помещений площадью 487,1 кв.м по адресу г.Ульяновск <адрес> В соответствии с протоколом комиссии по проведению торгов от ДД.ММ.ГГГГ. № победителем торгов был признан Герасимов С.А.
ДД.ММ.ГГГГ. между ответчиком КУГИ мэрии г.Ульяновска (продавец) и Герасимовым С.А. (покупатель) был заключен договор купли-продажи недвижимого имущества №.
Истец свои обязательства по внесению денежных средств исполнил.
Предметом оспариваемого договора является недвижимое имущество, расположенное по адресу: г.Ульяновск, улица <адрес> - помещения общей площадью 487,1 кв.м, кадастровый номер: № принадлежащее городу Ульяновску на основании постановления Мэра города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ №, постановления Мэра города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ №, постановления главы города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ №
ДД.ММ.ГГГГ договор купли-продажи № от 31.05.2010г. Герасимовым С.А. был сдан в регистрацию Управления Росреестра по Ульяновской области
20.07.2010г. Управлением Росреестра по Ульяновской области в адрес Герасимова С.А. было направлено уведомление о приостановлении государственной регистрации перехода права собственности и права собственности Герасимова С.А. на приобретенные помещения в связи с подачей КУГИЗ мэрии города Ульяновска заявления № о приостановлении государственной регистрации на срок до 20 октября 2010г. в связи с необходимостью приведения документов в соответствии с нормами действующего законодательства.
Факт наличия обременения спорного имущества в виде наличия у Гурылевой А.В. права аренды сроком до 01.04.2016г. подтверждается выпиской из ЕГРП от 27.10.2010г. Согласно выписке запись о регистрации права аренды № внесена 05.11.2009г.
Сведения о данном обременении при организации торгов указаны не были.
Согласно п.4 ст.31 Федерального закона № 178-ФЗ от 21.12.2001г. в информационном сообщении о приватизации государственного или муниципального имущества должны быть указаны сведения об установлении обременения.
В нарушение вышеуказанных требований в опубликованном в газете «Ульяновск сегодня» от 23.04.2010г. информационном сообщении о проведении торгов по продаже помещений площадью 487,1 кв.м по адресу г.Ульяновск <адрес> информация о наличии обременения в виде долгосрочной аренды в пользу Гурылевой А.В. отсутствует
Отсутствие сведений об обременении в информационном сообщении о проведении торгов лишает потенциальных покупателей возможности реально оценивать ликвидность реализуемого на торгах имущества и возможность его дальнейшего использования в собственных интересах.
Согласно п. 14.2 Положения «О приватизации муниципального имущества муниципального образования «город Ульяновск», утвержденного Решением Ульяновской Городской Думы от 16 ноября 2005г. № 175 договор купли-продажи имущества должен содержать все существенные условия, предусмотренные для таких договоров ГК РФ, Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п.2 ст.32 Федерального закона № 178-ФЗ от 21.12.2001г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» обязательными условиями договора купли-продажи государственного или муниципального имущества являются: сведения о сторонах договора; наименование государственного или муниципального имущества; место его нахождения; состав и цена государственного или муниципального имущества; количество акций открытого акционерного общества, их категория и стоимость; в соответствии с настоящим Федеральным законом порядок и срок передачи государственного или муниципального имущества в собственность покупателя; форма и сроки платежа за приобретенное имущество; условия, в соответствии с которыми указанное имущество было приобретено покупателем; порядок осуществления покупателем полномочий в отношении указанного имущества до перехода к нему права собственности на указанное имущество; сведения о наличии в отношении продаваемых здания, строения, сооружения или земельного участка обременения (в том числе публичного сервитута), сохраняемого при переходе прав на указанные объекты; иные условия, установленные сторонами такого договора по взаимному соглашению.
Согласно п.1 статьи 1 Федерального закона РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» аренда является условием, стесняющим правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества, т. е. обременением, которое также подлежит государственной регистрации (п.1 ст.4). В нарушение данного пункта федерального закона договор купли-продажи недвижимого имущества № 375 от 31 мая 2010г. не содержит данных о наличии обременения в виде долгосрочной аренды с арендатором Гурылевой А.В.
Заключенный между сторонами договор № от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует требованиям гражданского законодательства.
При таких обстоятельствах ссылки истца на положения ст. 168 ГК РФ для признания договора и торгов недействительными, суд находит обоснованными и удовлетворяет исковые требования.
Надлежащим ответчиком по делу является КУГИЗ мэрии города Ульяновска, поскольку указанный ответчик является органом местного самоуправления, уполномоченным на заключение договора продажи муниципального имущества.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Герасимова С.А. к мэрии города Ульяновска оставить без удовлетворения.
Исковые требования Герасимова С.А. к комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска удовлетворить.
Признать недействительными договор купли-продажи недвижимого имущества № от ДД.ММ.ГГГГ и торги по продаже муниципального имущества - помещений площадью 487,1 кв.м. по адресу г.Ульяновск, <адрес>
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение 10 дней.
Судья А.М. Елистратов