спор о назначении досрочной пенсии



Дело № 2-6074/10

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 ноября 2010г. г.Ульяновск

Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе:

судьи: А.М.Елистратова,

при секретаре: Е.Н. Макушиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Суслиной Л.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области о включении периодов работы в выслугу лет и назначении пенсии

УСТАНОВИЛ

Суслина Л.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ленинском районе г.Ульяновска о возложении обязанности включить в стаж для начисления трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения периоды работы с 01.08.1989г. по 26.04.1993г.; с 27.04.1993г. по 04.09.1996г.; с 05.09.1996г. по 14.06.1998г. как один год работы за один год и 6 месяцев. Кроме того, истица просила обязать ответчика назначить ей трудовую пенсию по старости с 23.07.2010 года. Исковые требования мотивированы следующим. 23.07.2010г. истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии. Ответчик в назначении пенсии отказал. Отказ мотивирован тем, что специальный трудовой стаж составляет 26 лет 4 месяца и 27 дней, вместо требуемых 30 лет. Отказ во включении спорных периодов в льготном исчислении необоснован, поскольку работа в должности палатной медицинской сестры в торакальном отделении относится к работе в стационаре хирургического профиля.

В судебном заседании Суслина Л.А. на удовлетворении иска настаивала, привела доводы, изложенные в исковом заявлении, пояснила, что в спорные периоды работала в стационаре хирургического профиля и имеет прав на исчисление стажа исходя из 1 года работы за 1 год 6 месяцев.

Представитель Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ленинском районе г.Ульяновска Филинина Ю.С. возражала против удовлетворения иска, пояснила, что в назначении пенсии истице отказано обоснованно, поскольку законодательством не предусмотрена возможность включения в специальный стаж спорных периодов. Торакальное отделение не предусмотрено списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на исчисление стажа в льготном порядке.

Представитель третьего лица ГУЗ УОКБ Пименова И.В. просила иск удовлетворить.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно справки, предоставленной ГУЗ УОКБ, выпискам из приказов ГУЗ УОКБ, записям в трудовой книжке Суслина Л.А. (до замужества Тимощук Л.А.) с 01.08.1989г. работает в ГУЗ УОКБ.

В период с 01.08.1989г. по 04.09.1996г истица работала в торакальной хирургии стационара на должности медицинской сестры палатной.

В период с 05.09.1996г. по 14.06.1998г. - в отделении торакальной хирургии стационара на должности операционной медицинской сестры.

В период с 15.06.1998г. по 08.10.1999г. - в отделении сердечно-сосудистой хирургии стационара на должности операционной медицинской сестры.

Отделение сердечно-сосудистой хирургии было переименовано на кардиохирургическое отделение на основании приказа от 11.12.1998г. № 172. Кардиохирургическое отделение и хирургическое торакальное отделение были реорганизованы в одно структурное подразделение - хирургическое торакальное отделение на основании приказа главного врача от 27.10.2005г. №230. Торакальное отделение переименовано в хирургическое торакальное отделение на основании приказа главного врача от 13.07.1999г. № 131. Торакальное отделение стационара, хирургическое торакальное отделение стационара, отделение сердечно-сосудистой хирургии стационара относятся к отделениям хирургического профиля стационара.

Истице был предоставлен отпуск по уходу за ребёнком до 1 года 6 месяцев с 23.12.1991г. по 26.04.1993г.

В соответствии с п.п. 20 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий и условий приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

Устанавливая в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (подпункт 20 пункта 1 статьи 27 (ранее - подпункт 11 пункта 1 статьи 28)); при этом учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно-профилактических учреждений (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2006 года N 84-О и от 29 января 2009 года N 67-О-О).

Согласно действовавшему до 1 января 2009 года пункту 3 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. В ныне действующей редакции данного Федерального закона аналогичное правовое регулирование предусмотрено пунктом 2 его статьи 27.

Правительство Российской Федерации во исполнение предоставленного ему полномочия Постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило названные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия "лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения" и "учреждение здравоохранения", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.

Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к лечебной и иной деятельности по охране здоровья, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации лежат объективные критерии оценки характера труда и специфики функционирования учреждений здравоохранения.

Аналогично реализовывалось и право работников здравоохранения на пенсию за выслугу лет по ранее действовавшему законодательству (статьи 81 и 83 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации"), которое также не предполагало включения в стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, работы в организациях здравоохранения, не относящихся к лечебно-профилактическим учреждениям (Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066).

Судом установлено, что истице решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 17.08.2010 г. № 13979 отказано в досрочном назначении трудовой пенсии как медицинскому работнику по мотиву отсутствия у нее необходимого (30 лет) специального стажа.

Вышеуказанным решением в льготный стаж истицы засчитано 26 лет 04 месяца 27 дней.

Согласно решению комиссии период работы истицы с 01.08.1989 г. по 05.10.1992г., с 27.04.1993г. по 04.09.1996г. в должности палатной медсестры торакального отделения, с 05.09.1996г. по 14.06.1998г. в должности операционной медицинской сестры отделения торакальной хирургии зачтены в календарном исчислении вместо льготного исчисления как 1 год за 1 год и 6 месяцев, поскольку торакальное отделение не предусмотрено ни Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения…, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, ни Списками должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066, ни Списками профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464,

Период с 23.12.1991г. по 05.10.1992г. истица находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет. Данный период ответчиком также учтён как 1 год за 1 год.

В силу п. 2 Постановления Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, которым был утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, установлено, что работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений. В Списке предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Ранее действовавшее законодательство также предусматривало льготное исчисление стажа работы в учреждениях здравоохранения среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров один год работы в этих должностях и подразделениях считывался за один год и 6 месяцев.

Поскольку периоды отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком до трех лет, имевшего место до 6 октября 1992 г., включаются в специальный стаж, на указанные периоды распространяются установленные правила исчисления периодов работы.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 20 декабря 2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Согласно п. 7 совместного постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 г. N 375/24-11, действовавшего в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.

При таких обстоятельствах, период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком подлежит включению в специальный стаж на льготных условиях и в льготном исчислении.

Следовательно, спорные периоды работы истицы с 01.08.1989г. по 26.04.1993г. с 27.04.1993г. по 04.09.1196г., с 05.09.1996г. по 14.06.1998г., должны быть зачтены истице как один год работы за один год и 6 месяцев. С учётом этого специальный стаж работы истицы на дату обращения за назначением пенсии составляет более 30 лет.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Суслиной Л.А. удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области зачесть Суслиной Л.А. в стаж работы для назначения трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения периоды работы с 01.08.1989г. по 26.04.1993г.; с 27.04.1993г. по 04.09.1996г.; с 05.09.1996г. по 14.06.1998г. как один год работы за один год и 6 месяцев и назначить Суслиной Л.А. трудовую пенсию по старости с 23.07.2010 года.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение 10 дней.

Судья А.М. Елистратов