о ремонте дома



Дело № 2-5649/10

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 ноября 2010 года г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска

в составе: судьи Рыбалко В. И.,

при секретаре Алиуллиной Г. Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Уваровой В.А., Карповой Г.Н., Климочкиной Н.А., Танкеевой В.В. к мэрии города Ульяновска о возложении обязанности произвести капитальный ремонт жилого дома,

У С Т А Н О В И Л :

Уварова В. А., Карпова Г. Н., Климочкина Н. А., Танкеева В. В. обратились в суд с иском к мэрии города Ульяновска о возложении обязанности произвести капитальный ремонт жилого дома.

Исковые требования мотивированы следующим. Истцы являются собственниками квартир в многоквартирном жилом <адрес> в <адрес>.

<адрес> был построен и сдан в эксплуатацию в 1973 году, на данный момент ему 37 лет. С момента сдачи дома в эксплуатацию по ДД.ММ.ГГГГ он находился в ведении мэрии города Ульяновска, УМУП ЖКХ «Заволжский». В соответствии с договором управления многоквартирным домом № по <адрес>, заключенным с комитетом ЖКХ мэрии г. Ульяновска, указанный дом передан в управление ОАО «Домоуправляющая компания Заволжского района» (далее - управляющая компания). Согласно акту приема-передачи технической документации на многоквартирный дом, он был передан в ведение управляющей компании ДД.ММ.ГГГГ, вместе с техническим паспортом, актом весеннего осмотра от 2007 г. и актом технического состояния многоквартирного дома.

Капитальный ремонт указанного жилого дома с момента сдачи в эксплуатацию ни разу не производился.

В настоящий момент в доме имеются серьезные повреждения, которые установлены документально, что подтверждаются актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ. Так, капитального ремонта требуют:

конструктивные элементы - отмостка, цоколь, мягкие швы, мягкая рулонная кровля на крыше, 5 крылец, козырьки, лестничные клетки, в том числе остекление и отопление в подъезде, лестницы, окна (рамы) и двери;

инженерные сети - система центрального отопления (ЦО), система холодного водоснабжения (ХВС), система канализации;элементы благоустройства - асфальтовое покрытие.

Таким образом, дом по своему текущему состоянию нуждается в капитальном ремонте.

Заявки, подаваемые жильцами дома на проведение ремонтных работ, не выполняются либо игнорируются, несмотря на то, что жильцы дома добросовестно оплачивают все виды услуг.

Согласно Ведомственным строительным нормам ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного значения» (утв. Приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 г. № 312 - далее по тексту нормы ВСН) капитальный ремонт должен производиться в домах не менее одного раза в 15-20 лет.

Обязанность по проведению капитального ремонта возникла еще до введения в действие Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ), то есть до ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, правоотношения сторон по капитальному ремонту возникли еще в период действия ЖК РСФСР, действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ.

Так как жилой дом находился на балансе мэрии города Ульяновска с момента его ввода в эксплуатацию и до момента передачи на баланс управляющей компании, принявшей в муниципальную собственность указанный дом, мэрия города Ульяновска является собственником жилого дома с его коммуникациями с 1973 года и на основании ст. 210 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) несет бремя содержания принадлежащего ей имущества.

Также в обоснование своих требований истцы ссылаются на ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ст. 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. ст. 2, 158 ЖК РФ.

Уварова В. А., Карпова Г. Н., Климочкина Н. А., Танкеева В. В. просят суд обязать мэрию города Ульяновска произвести капитальный ремонт <адрес> в <адрес>, а именно - ремонт систем центрального отопления, ХВС, канализации, кровли, отмостки, цоколя, межпанельных швов, подъездов.

В судебном заседании истица Уварова В. А. поддержала исковые требования, дала пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении. Дополнительно указала, что жилой дом пятиэтажный панельный, пятиподъездный, 100-квартирный. В доме имеется электроснабжение, ХВС, центральное отопление, канализация, газоснабжение, в квартирах установлены газовые колонки для нагрева воды. С 1987 года в доме не производился ремонт подъездов. Заявляя требование о ремонте подъездов истцы просят суд обязать мэрию города Ульяновска осуществить очистку стен и потолков от старой штукатурки и краски, заделку поверхностей, грунтовку, оштукатуривание, побелку и покраску, замену почтовых ящиков, замену электрических щитков на лестничных клетках. Также в подъездах необходима замена конных блоков и стекол. Необходимость ремонта подъездов подтверждается фотографиями.

Ремонт кровли проводится управляющей компанией некачественно. Продолжаются заливы квартир, расположенных на пятом этаже, и лестничных клеток. Произведен ремонт кровли над первым, вторым и частично пятыми подъездами, то есть отремонтировано менее 50% кровли.

Отмостка существенно разрушена с зафасадной стороны дома. Истцам приходится самостоятельно заделывать дыры в отмостке.

Трубопроводы в подвале дома требуют замены. В настоящее время их завернули в материал для скрытия из состояния. Часть канализационной трубы в подвале дома треснула и требует замены. Следы протечек имеются и в 1-м подъезде. На некоторых лестницах отсутствуют внутренние рамы, стекла.

Истцы своевременно вносят плату за содержание дома и коммунальные платежи, которые постоянно растут. Ранее истцы вносили плату за капитальный ремонт дома, который не был произведен.

Истцы Карпова Г. Н., Климочкина Н. А., Танкеева В. В. поддержали исковые требования и все сказанное Уваровой В. А.

В судебном заседании представитель мэрии города Ульяновска иск не признал, указал, что мэрия города Ульяновска в договорных отношениях с истцами не состоит, исполнителем услуг жилищно-коммунального хозяйства, в том числе работ капитального характера, не является. Производство капитального ремонта в полномочия Мэрии города не входит.

Денежные средства, составляющие плату за жилое помещение, в бюджет муниципального образования «город Ульяновск» не поступают.

В ходе осмотра спорного жилого дома представителем мэрии города Ульяновска установлено, что кровля дома частично отремонтирована с использованием современных материалов. Требуется ремонт около 30% кровли дома. Ремонт подъездов жилого дома относится к категории текущего ремонта и находится в ведении управляющей компании. Также к текущему ремонту относится заделка мягких швов, ремонт отмостки и цоколя дома. В подвале жилого дома не отмечены протечки трубопроводов.

Собственники помещений спорного многоквартирного дома использовали свое право и обязанность, предоставленные ЖК РФ, о выборе способа управления многоквартирным домом. С ДД.ММ.ГГГГ управление данным домом осуществляется ОАО «Домоуправляющая компания Заволжского района». Данная управляющая организация обязана обеспечить квалифицированное и качественное обслуживание жилищного фонда, бесперебойную, безаварийную работу всех инженерных систем, сетей. Она является исполнителем услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, переданного ей в управление.

В соответствии нормами ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. Следовательно, расходы по содержанию мест общего пользования, включая их текущий и капитальный ремонт возложены на всех собственников жилых помещений многоквартирного дома, в том числе и на истцов. Доля муниципальной собственности в спорном многоквартирном доме на ДД.ММ.ГГГГ, по данным Ульяновского филиала ООО «РИЦ», составляла 1193,99 кв.м. (общая площадь жилых помещений в доме - 4769,1 кв.м.). В собственности граждан находится 3575,11 кв.м. Расходы на капитальный ремонт дома распространяются на всех собственников жилых помещений дома. Общее собрание собственников жилых помещений дома не принимало решение о проведении капитального ремонта жилого дома.

Представитель третьего лица ОАО «Домоуправляющая компания Заволжского района» в судебном заседании поддержал исковые требования, указал, что управляющая компания осуществляет содержание и обслуживание жилого дома с ДД.ММ.ГГГГ. Ремонт в подъездах не производился длительное время. Управляющая компания осуществляет обслуживание жилого <адрес> за счет средств, собираемых с жильцов. Более того, на содержание данного дома, расходуются иные средства. Из года в год на содержание данного дома расходуется больше средств, чем собирается. В 2009 - 2010 года производился ремонт кровли данного дома, ремонт межпанельных швов, устранении аварий и ремонт инженерных коммуникаций.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что многоквартирный жилой <адрес> в <адрес> построен в 1973 году. Дом панельный, пятиэтажный, пятиподъездный, 100-квартирный.

В доме имеются как квартиры, находящиеся в ведении мэрии города Ульяновска, занимаемые жильцами по договорам социального найма, так и квартиры, находящиеся в собственности граждан.

Ранее <адрес> был включен в реестр муниципальной собственности. Постановлением главы города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ № из реестра муниципальной собственности было исключено 53 квартиры жома № по <адрес> квартир оставлено в реестре муниципальной собственности.

По информации ООО «РИЦ» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в указанном <адрес> квартир находится в муниципальной собственности.

Истцы являются собственниками (сособственниками) квартир №№ № в <адрес> (свидетельства о государственной регистрации права серии № №, серии №, серии №, № №). Квартиры получены истцами в собственность в порядке приватизации.

ДД.ММ.ГГГГ жилой <адрес> в порядке ст. 162 ЖК РФ был передан комитетом ЖКХ мэрии города Ульяновска в управление ОАО «Домоуправляющая компания Заволжского района» на основании решения общего собрания собственников жилых помещений. Был заключен договор управления многоквартирным домом № от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 2.1.1 договора управляющая организация обязуется самостоятельно или с привлечением иных юридических лиц и специалистов, имеющих необходимые навыки, оборудование, а в случае необходимости - сертификаты, лицензии и иные разрешительные документы, организовать работы по содержанию и текущему ремонту имущества собственников помещений в объеме средств, собранных с жителей <адрес> в соответствии с Перечнем работ, связанных с ремонтом общего имущества многоквартирного дома.

Истцы заявили требование о возложении на мэрию города Ульяновска обязанности произвести капитальный ремонт <адрес> в <адрес>, а именно - ремонт систем центрального отопления, ХВС, канализации, кровли, отмостки, цоколя, межпанельных швов, подъездов.

При этом истцы ссылаются на акт общего осеннего осмотра от ДД.ММ.ГГГГ составленный ОАО «Домоуправляющая компания Заволжского района», согласно которому требуется капитальный ремонт отмостки, цоколя дома, межпанельных швов, крыши, системы центрального отопления, системы ХВС, системы канализации, подъездов.

Из пояснений истцов следует, что ранее в жилом <адрес> капитальный ремонт не производился. Доказательства обратного ответчиком суду не представлены.

При обследовании жилого <адрес> в <адрес> техником БТИ ДД.ММ.ГГГГ отмечено следующее: стены - в швах стен имеет место выветривание раствора из стыков, трещины, выветривание фактурного слоя, следы протечек через стыки внутри здания; фундаменты - трещины в цокольной части здания; кровля - вздутие поверхности, местами трещины и разрывы верхнего слоя кровли, проникание влаги в местах примыкания к вертикальным поверхностям; отделочные работы - трещины, загрязнение, обрывы в углах, местах установки электрических приборов и у дверных проемов, загрязнение и повреждение окрасочного слоя (местами); санитарно-технические и электрические устройства - капельные течи в местах врезки запорной арматуры, отдельные хомуты на стояках и магистралях.

В ходе рассмотрения данного гражданского дела по поручению суда специалистом Государственной жилищной инспекции Ульяновской области проведено обследование жилого <адрес> в <адрес>, составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ.

В акте зафиксировано: наличие прогибов отмостки по периметру дома, частичные провалы отмостки в 3-х местах с зафасадной стороны, частичное отсутствие отмостки с правой торцевой стороны дома, в стыках на цоколе дома имеет место выкрашивание бетонного раствора размером примерно 2 х4 см с зафасадной и левой торцевой стороны дома, незначительные трещины в межпанельных швах по периметру дома, с зафасадной стороны дома напротив 4-го подъезда, а также с левой торцевой стороны дома на уровне 2-го этажа - выкрашивание бетонного раствора межпанельных швов, наличие вздутий, трещин на кровельном ковре 3-го и 4-го подъездов, наличие старых следов протечек кровли на лестничных клетках 2-го, 3-го, 4-го подъездов, следы протечки кровли на потолке 4-го подъезда у выхода на кровлю, частичное отслоение окрасочного слоя стен во всех подъездах, частичное отсутствие остекления на лестничных клетках в 1, 2, 5 подъездах, отслоение краски оконных блоков в подъездах, входные двери в удовлетворительном состоянии, трубопроводы ЦО и ХВС в удовлетворительном состоянии, частично на трубах отсутствует окраска, участок трубы ЦО примерно 1,5 м в подвале имеет следы коррозии.

В судебном заседании свидетель ФИО6 пояснила, что она является работником Государственной жилищной инспекции <адрес>, производила осмотр <адрес> в <адрес>. Мягкая кровля дома частично заменена. Требуется замена около 50% кровли. Подвал дома сухой, протечек трубопроводов на момент осмотра не было. Выявленные повреждения отмостки и межпанельных швов отражены в фотоматериалах к акту осмотра.

Согласно Ведомственным строительным нормам ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного значения» (утв. Приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 г. № 312) минимальная продолжительность эффективной эксплуатации до постановки на капитальный ремонт жилого здания - полносборного крупнопанельного с железобетонными перекрытиями составляет 15-20 лет (приложение № 2).

Минимальная продолжительность эффективной эксплуатации мягкой кровли из рулонных материалов - 10 лет; деревянных переплетов оконных и балконных заполнений - 40 лет; окраски в помещениях - от 4 до 8 лет; трубопроводов ХВС из оцинкованных труб - 30 лет, из труб газовых черных - 15 лет; трубопроводов канализации чугунных - 40 лет; трубопроводов центрального отопления закрытых - 30 лет, радиаторов отопления чугунных - 40 лет; электрооборудования - внутридомовых магистралей с распределительными щитками - 20 лет; прифундаментного дренажа - 30 лет (приложение № 3).

В то же время согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила), утвержденным постановлением Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 (приложение № 7) к текущему ремонту относится: устранение местных деформаций и усиление фундаментов, восстановление поврежденных участков фундаментов, отмостки; герметизация стыков и ремонт фасадов; смена и восстановление отдельных элементов (приборов) и заполнений оконных и дверных заполнений; восстановление отделки внутренних стен, потолков, полов отдельными участками в подъездах; установка, замена, восстановление работоспособности электроснабжения здания.

В п. 2.4.2 Правил указано, что при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления.

Примерный перечень работ, проводящихся за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда (Приложение № 8 к Правилам), в частности, включает: ремонтно-строительные работы по смене, восстановлению или замене элементов жилых зданий (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов); оборудование жилых домов системами холодного и горячего водоснабжения, канализации, газоснабжения с присоединением к существующим магистральным сетям при расстоянии от ввода до точки подключения к магистралям до 150 м., устройством газоходов, водоподкачек, бойлерных; полную замену существующих систем центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения (в т.ч. с обязательным применением модернизированных отопительных приборов и трубопроводов из пластика, металлопластика и т.д., и запретом на установку стальных труб); перевод существующей сети электроснабжения на повышенное напряжение; автоматизацию и диспетчеризацию лифтов, отопительных котельных, тепловых сетей, инженерного оборудования; ремонт крыш, фасадов, стыков полносборных зданий до 50%.

В связи с изложенным, с учетом сроков эксплуатации элементов жилого дома и инженерных сетей, а также характер ремонтных работ, по мнению суда к капитальном ремонту жилого <адрес> в <адрес> следует отнести замену системы холодного водоснабжения, замену трубопроводов и запорной арматуры системы центрального отопления, ремонт кровли.

Остальные работы, указанные истцами: ремонт отмостки, межпанельных швов, ремонт подъезда - следует отнести к текущему ремонту, выполнение которого относится к ведению управляющей компании.

В соответствии со ст. 30 ЖК РФ Собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта.

Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома.

Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

Сторонами не представлены суду доказательства определения общим собранием собственников квартир жилого <адрес> размера платы за капитальный ремонт дома, а также доказательства установления такой платы мэрией города Ульяновска.

Между тем, обязанность проведения капитального ремонта жилого дома <адрес> возникла еще до введения в действие Жилищного кодекса РФ (до 01.03.2005). Следовательно, правоотношения сторон по капитальному ремонту возникли еще в период действия ЖК РСФСР, действовавшего до 01.03.2005.

По ранее действовавшему законодательству с истцов удерживалась плата за капитальный ремонт дома, а на наймодателе в соответствии со ст. 141 ЖК РСФСР лежала обязанность своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов.

Однако, не смотря на то, что плата за капитальный ремонт жилого дома взималась, мэрией города Ульяновска, а также созданными ею организациями жилищно-коммунального хозяйства капитальный ремонт жилого дома не производился.

Между тем, в соответствии со ст. 165 ЖК РФ в целях создания условий для управления многоквартирными домами органы местного самоуправления могут предоставлять управляющим организациям бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов.

Согласно ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

При таких обстоятельствах суд считает мэрию города Ульяновска надлежащим ответчиком по требованиям истцов о проведении капитального ремонта в <адрес> в <адрес>.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» (с изменениями и дополнениями) органы местного самоуправления оказывают содействие организациям почтовой связи в размещении почтовых ящиков на территории муниципального образования, контролируют обеспечение организациями, эксплуатирующими жилые дома, собственниками жилых домов сохранности и поддержания в исправном состоянии абонентских почтовых шкафов и почтовых абонентских ящиков.

В соответствии со ст. 31 этого же Федерального закона абонентские почтовые шкафы устанавливаются строительными организациями на первых этажах многоэтажных жилых домов. Расходы на приобретение и установку абонентских почтовых шкафов включаются в смету строительства этих домов. Представители организаций федеральной почтовой связи участвуют в работе комиссии при принятии в эксплуатацию жилых домов, обслуживание, ремонт и замена абонентских почтовых шкафов возлагаются на собственников жилых домов или жилищно-эксплуатационные организации, которые обеспечивают сохранность жилых домов и надлежащее их использование, и осуществляются за счет собственников жилых домов. В районах малоэтажной застройки пользователи услуг почтовой связи для получения почтовых отправлений устанавливают почтовые абонентские ящики за счет собственных средств.

В связи с изложенным, суд считает не основанным на законе и не подлежащим удовлетворению требование истцов о возложении на мэрию города Ульяновска обязанности замены почтовых ящиков жилом <адрес> в <адрес>.

Доводы представителя Мэрии города Ульяновска о том, что мэрия не состоит в договорных отношениях с истцами и поэтому к ней не могут быть предъявлены требования о финансировании работ по капитальному ремонту дома, суд не может принять во внимание по следующим основаниям.

Действительно, мэрия города Ульяновска собственно не производит выполнение ремонтных работ. Однако установленные судом обязанности мэрия может выполнить путем перечисления денежных средств на проведение капитального ремонта дома и заключения договора с третьим лицом, что в соответствии со ст. 313 ГК РФ будет признано исполнением установленного судом обязательства.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Уваровой В.А., Карповой Г.Н., Климочкиной Н.А., Танкеевой В.В. удовлетворить частично.

Обязать мэрию города Ульяновска произвести следующие работы по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома <адрес>: замену системы холодного водоснабжения, замену трубопроводов и запорной арматуры системы центрального отопления, ремонт кровли.

В удовлетворении остальной части исковых требований Уваровой В.А., Карповой Г.Н., Климочкиной Н.А., Танкеевой В.В. - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение 10 дней.

Судья В. И. Рыбалко