о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий



Дело № 2-6475/10

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 декабря 2010г. г. Ульяновск

Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе:

судьи А.В.Маслюковой,

при секретаре Л.А.Присадковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Журавлевой ФИО5 к мэрии города Ульяновска о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, включении в списки на получение жилищного сертификата

У С Т А Н О В И Л:

Журавлева А.П. обратилась в суд с иском мэрии города Ульяновска о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, включении в списки на получение жилищного сертификата.

Иск мотивирован тем, что Журавлева ФИО5 постоянно зарегистрирована и проживает в двухкомнатной квартире по проезду <адрес> <адрес> составом семьи 5 человек: истица, ее дочь - ФИО5, зять- ФИО4, внучка -ФИО5, правнучка -ФИО5. Собственниками 1/2 доли указанной квартиры согласно свидетельству о праве собственности являются дочь и зять. Жилая площадь квартиры 31,60 кв.м, общая площадь- 53,03 кв.м. Другого жилья истица не имеет. В соответствии с Федеральным законом РФ от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах», которым предусмотрено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ по месту жительства в органе местного самоуправления, истица имеет право быть признанной нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как обеспечена общей площадью жилого помещения менее учетной нормы (менее 12 кв.м.). Является вдовой участника Великой Отечественной войны. Однако, решением комиссии по учету и распределению жилой площади при мэрии города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении в список на получение субсидии в виде сертификата на приобретение жилого помещения. Считала данный отказ незаконным и необоснованным, просила суд обязать мэрию города Ульяновска признать Журавлеву ФИО5 нуждающейся в улучшении жилищных условий и включить в список на получение субсидии в виде сертификата на приобретение жилого помещения.

В судебном заседании истица и ее представитель Ключарева Т.А. на иске настаивали. Ключарева Т.А. пояснила суду, что ее мать в конце 2008 года продала за 390000 руб. жилой дом с земельным участком в р.п.Вешкайма и переехала на постоянное место жительства к ней, дочери. В квартиру была вселена в качестве члена семьи. К членам семьи относятся и ФИО5 и ФИО5 В августе 2010 г. на дочь с внучкой была приобретена двухкомнатная квартира по <адрес>. Однако истица в собственности жилья не имеет.

Представитель мэрии города Ульяновска Павлеева Е.А. в судебном заседании считала иск не обоснованным. Пояснила суду, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 зарегистрирована в 2-х комнатной квартире общей площадью 56,75 кв.м по пр. <адрес>, <адрес> составом семьи 5 человек. Собственниками указанной квартиры являются ее дочь и зять. Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 продала жилое помещение по адресу р.п. <адрес>, <адрес>, принадлежащее ей на основании свидетельства о праве на наследство по закону. Тем самым были ухудшены жилищные условия. Согласно ст.53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права стоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не раннее, чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Как правило, под ухудшением гражданами жилых условий признаются действия, в результате которых на каждого проживающего стало приходиться менее учетной нормы жилой площади. Учитывая вышесказанное истица не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.

Представитель третьего лица Министерства финансов <адрес> Гусева Е.Н. в судебном заседании решение оставила на усмотрение суда.

Выслушав стороны, пояснения свидетеля, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска.

В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те доводы и обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 года за №5-ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей получение и содержание жилых помещений.

В соответствии с подп. 4 ч. 1 ст. 14 вышеназванного Федерального закона, инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ).

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 23.2 вышеуказанного Федерального закона объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: 2) по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.

По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации(в редакции Федерального закона от 21.12.2009 N 327-ФЗ).

В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.06 г. №138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений» полномочия по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на Департамент социальной защиты населения. Мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность.

07 мая 2008 года Президентом РФ принят Указ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» №714.

Из п. 1 данного Указа (в редакции от 09.01.2010 г.) следует, что Президент РФ в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановил считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года за №5-ФЗ «О ветеранах».

В судебном заседании установлено, что Журавлева А.П. является вдовой ветерана Великой Отечественной войны.

Журавлева А.П. постоянно зарегистрирована и проживает в двухкомнатной квартире по проезду <адрес> <адрес> составом семьи 5 человек: истица, ее дочь - ФИО5, зять- ФИО4, внучка -ФИО5, правнучка -ФИО5. Собственниками 1/2 доли указанной квартиры согласно свидетельству о праве собственности являются дочь и зять. Жилая площадь квартиры 31,60 кв.м, общая площадь- 53,03 кв.м.

В силу ч.ч.2,3.4,5 ст. 15 и ч.2. ст. 16 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства ).

Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Статья 51 Жилищного кодекса РФ предусматривает основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Так, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

В судебном заседании истица и ее представитель ФИО5 пояснили, что истица вселена в квартиру в качестве члена семьи. Соответственно семья состоит в настоящее время из пяти человек, все ведут общее хозяйство, имеют общий бюджет.

В судебном заседании не установлено нуждаемости истца в улучшении жилищных условий.

Как установлено в судебном заседании в общей долевой собственности у ФИО5 имеется 1/3 доля, а у ФИО5 - 2/3 доли квартиры по адресу: <адрес>. Указанная квартира является двухкомнатной, общей площадью 53,05 кв.м.

В соответствии с решением Ульяновской городской Думы № 136 от 13.07.2005 года учетная норма площади жилого помещения, в соответствии с которой гражданин признается нуждающимся в улучшении жилищный условий, составляет 12 кв.м. общей площади на одного человека.

В соответствии с ч.2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Таким образом, исходя из вышеизложенных обстоятельств, истица не может быть признана в установленном законом порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий, следовательно, исковые требования Журавлевой А.П. удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Журавлевой ФИО5 к мэрии города Ульяновска о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, включении в списки на получение жилищного сертификата оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение 10 дней.

Судья А.В.Маслюкова