03 декабря 2010 года г.Ульяновск
Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе:
судьи А.В.Маслюковой
при секретаре М.И.Спиридоновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Григорьева М.Ю. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области о включении периода работы в выслугу лет и назначении досрочной трудовой пенсии по старости
УСТАНОВИЛ:
Григорьев М.Ю. обратился в суд с иском к ответчику о назначении пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Иск мотивирован тем, что 20.08.2010 г. истец обратился в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области для назначения ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Вопрос о назначении ему досрочной трудовой пенсии рассматривался на комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан. Решением комиссии в назначении трудовой пенсии истцу отказано в связи с отсутствием специального стажа. С решением комиссии истец не согласен, считает, что необоснованно были исключены из специального стажа периоды его работы: с 03.01.1984 г. по 21.03.1984 г.; с 05.01.1986 г. по 23.03.1986 г.; с 01.10.1990 г. по 16.11.1990 г.; с 17.09.1994 г. по 02.10.1994 г. в должности врача-кардиолога Ульяновской областной больницы. В данные периоды истец находился на циклах усовершенствования и специализации и выполнял работу, входящую в должностные обязанности занимаемой им должности. Данные должности и учреждения предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. Просил обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области засчитать в (специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения периоды работы: с 03.01.1984 г. по 21.03.1984 г.; с 05.01.1986 г. по 23.03.1986 г.; с 01.10.1990г. по 16.11.1990 г.; с 17.09.1994 г. по 02.10.1994 г. в должности врача-кардиолога Ульяновской областной больницы; обязать назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 23.08.2010 года.
В судебном заседании истец на иске настаивал.
Представитель ответчика Филинина Ю.С. исковые требования не признала, считая решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан законным.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий и условий приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Устанавливая в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (подпункт 20 пункта 1 статьи 27 (ранее - подпункт 11 пункта 1 статьи 28)); при этом учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно-профилактических учреждений (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2006 года N 84-О и от 29 января 2009 года N 67-О-О).
Согласно действовавшему до 1 января 2009 года пункту 3 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. В ныне действующей редакции данного Федерального закона аналогичное правовое регулирование предусмотрено пунктом 2 его статьи 27.
Правительство Российской Федерации во исполнение предоставленного ему полномочия Постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило названные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия "лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения" и "учреждение здравоохранения", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.
Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к лечебной и иной деятельности по охране здоровья, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации лежат объективные критерии оценки характера труда и специфики функционирования учреждений здравоохранения.
Аналогично реализовалось и право работников здравоохранения на пенсию за выслугу лет по ранее действовавшему законодательству (статьи 81 и 83 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации"), которое также не предполагало включения в стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, работы в организациях здравоохранения, не относящихся к лечебно-профилактическим учреждениям (Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066).
Судом установлено, что Григорьеву М.Ю. решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 11.10.2010 г. № отказано в досрочном назначении трудовой пенсии как медицинскому работнику по мотиву отсутствия у него необходимого (30 лет) специального стажа (л.д.6).
Вышеуказанным решением в льготный стаж истца засчитано 29 лет 4 месяца 17 дней.
Исключены из специального стажа периоды его работы: с 03.01.1984 г. по 21.03.1984 г.; с 05.01.1986 г. по 23.03.1986 г.; с 01.10.1990 г. по 16.11.1990 г.; с 17.09.1994 г. по 02.10.1994 г. в должности врача-кардиолога Ульяновской областной больницы. В данные периоды истец находился на циклах усовершенствования и специализации.
При исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения подлежит применению законодательство, действовавшее на время выполнения указанной работы.
Относительно возникшего спора о включении в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой периода нахождения на курсах повышения квалификации, суд учитывает следующее.
Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516.
В силу п.4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации - обязательное условие работы.
Таким образом, период нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Поскольку Григорьев М.Ю. на 23 августа 2010 г. имел стаж лечебной и иной работы по охране здоровья населения 30 лет, исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Григорьева М.Ю. удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Ленинском районе г. Ульяновска зачесть Григорьеву М.Ю. в льготный стаж работы для назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения периоды работы с 03.01.1984 г. по 21.03.1984 г.; с 05.01.1986 г. по 23.03.1986 г.; с 01.10.1990 г. по 16.11.1990 г.; с 17.09.1994 г. по 02.10.1994 г. в должности врача-кардиолога Ульяновской областной больницы и назначить ему досрочно трудовую пенсию по старости с 23 августа 2010 года.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение 10 дней.
Судья А.В.Маслюкова