Дело № 2-7223/10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 декабря 2010 г.
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
Судьи Ибрагимовой Е.А.,
При секретаре Ленковской Е.С.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Засвияжского района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к мэрии города Ульяновска о признании бездействия мэрии города Ульяновска незаконным, возложении обязанности устранить выявленные нарушения,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Засвияжского района г.Ульяновска обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, в обоснование указав следующее. Прокуратурой была проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства, направленного на обеспечение дорожной деятельности в границах муниципального образования и безопасности дорожного движения, а также регламентирующего порядок содержания и эксплуатации дорожно-уличной сети, в ходе которой были установлены обстоятельства, требующие прокурорского вмешательства. В силу п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.3 ст.15 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к числу вопросов местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения. Под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог. В соответствии с п.12 ст.3 Федерального закона № 257-ФЗ под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Согласно п.5 ч.6 ст.37 Устава муниципального образования «город Ульяновск», дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа относится к компетенции мэрии г. Ульяновска. Вместе с тем исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления обязанности по осуществлению дорожной деятельности в отношении дорог местного значения не исполняются. Автомобильная дорога по Московскому шоссе находится в собственности муниципального образования «город Ульяновск». Состояние указанной дороги не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-93. Согласно п.3 данного ГОСТа Р, проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству. Вопреки п.п. 3, 3.1.8 ГОСТ 50597-93 на проезжей части имеется зимняя скользкость: на путепроводе, оборудованном повышенным бордюром на Московском шоссе формирование снежного вала составляет до 5 см. Данные нарушения создают угрозу для жизни и здоровья граждан, пользующихся указанными дорогами, так как они могут привести к дорожно-транспортным происшествиям. Просит признать бездействие мэрии г. Ульяновска не принимающей надлежащих мер к ликвидации снежной скользкости и снежных валов на автомобильной дороге, расположенной по Московскому шоссе, незаконным и обязать мэрию г. Ульяновска устранить выявленные нарушения эксплуатационного состояния автомобильной дороги, расположенной по адресу: г. Ульяновск, Московское шоссе, а именно: зимнюю скользкость и снежные валы на всем протяжении автомобильной дороги по Московскому шоссе. Обязать мэрию г. Ульяновска организовать надлежащее содержание и уборку автомобильной дороги, расположенной по адресу: г. Ульяновск, Московское шоссе.
В судебном заседании представитель истца прокуратуры Засвияжского района г. Ульяновска Кузяшин Д.В. поддержал исковые требования, сославшись на доводы искового заявления.
Представитель ответчика мэрии г.Ульяновска и представитель третьего лица Комитета дорожного хозяйства благоустройства и транспорта мэрии г. Ульяновска Денисова А.Ю. в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что мэрия г. Ульяновска в лице структурного подразделения Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта наделена полномочиями по организации содержания и строительства автомобильных дорог общего пользования территории муниципального образования, но не обязана выполнять эту деятельность своим силами. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления наделены правом создавать муниципальные предприятия и учреждения. Для содержания и ремонта городских дорог распоряжением мэра г. Ульяновска были созданы Ульяновское муниципальное унитарное предприятие «<данные изъяты>», переименованное в 2007г. в МУП «<данные изъяты>», МУП «<данные изъяты>», УМУС «<данные изъяты>». Мэрия г. Ульяновска осуществляет постоянный контроль за уборкой автомобильных дорог г. Ульяновска, в том числе по Московскому шоссе. Предприятия, занимающиеся содержанием автомобильных дорог, ежедневно представляют отчеты о проделанной работе. Ежедневные отчеты о проделанной работе подтверждают факт отсутствия бездействия со стороны мэрии г. Ульяновска по проведению работ по ликвидации снежной скользкости и снежных валов на автомобильной дороге по Московскому шоссе. Комитетом был заключен муниципальный контракт № 0206 от 21.10.2010г. с МУП «<данные изъяты>», предметом которого является выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в г. Ульяновске. В соответствии с п.6.8 Контракта Подрядчик несет полную материальную ответственность пред физическими и юридическими лицами, по искам третьих лиц в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения условий Контакта. Таким образом, в случае выявления нарушений, ответственность за них в соответствии с законодательством должна нести подрядная организация, осуществляющая в соответствии с муниципальным контрактом работы по содержанию автомобильных дорог г. Ульяновска, которой в данном случае является МУП «<данные изъяты>». В иске к мэрии г. Ульяновска просит отказать.
Представитель третьего лица ОГИБДД УВД по г.Ульяновску в судебном заседании не участвовал.
Представитель третьего лица УГИБДД УВД по Ульяновской области в судебном заседании также не участвовал, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. С иском согласен.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика и представителя третьего лица - Комитета дорожного хозяйства благоустройства и транспорта мэрии г. Ульяновска, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со ст. ст. 21, 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Прокурор Засвияжского района города Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, имеет право обратиться в суд с заявлением об устранении нарушений законодательства, угрожающих жизни и здоровью людей.
Согласно ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанность по ремонту и содержанию дорог, находящихся в муниципальной казне лежит на органах местного самоуправления.
В соответствии с ч.4 ст.6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. При этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
К числу полномочий мэрии г. Ульяновска в соответствии со ст. 36 Устава муниципального образования «город Ульяновск» относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» за №196-ФЗ от 10.12.1995 года, определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.
Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно указанному Федеральному закону, организация дорожного движения - комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.
Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии со ст. 12 указанного Федерального закона, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Учитывая вышеприведенные положения законодательства, надлежащим ответчиком по делу будет являться именно мэрия г.Ульяновска, а не муниципальные предприятия по уборке города.
Согласно акту проверки эксплуатационного состояния автомобильных дорог и улиц в зимний период года от 09.12.2010г., составленного государственным инспектором по дорожному надзору отдела ГИБДД УВД по городу Ульяновску С.Р.Р., с участием помощника прокурора Засвияжского района г. Ульяновска Кузяшина Д.В., была проверена на предмет соблюдения обязательных требований государственного стандарта ГОСТ Р 50597-93 автомобильная дорога по Московскому шоссе в г.Ульяновске. Выявлены нарушения обязательных требований: состояние путепровода по Московскому шоссе не отвечающего обязательным требованиям Государственного стандарта.
Так, в нарушение п. 3, п.3.1.6, п.3.1.8 ГОСТ Р 50597-93 формирование снежных валов не допускается на проезжей части, имеющие оборудованные транспортные ограждения или повышенный бордюрный камень, на пересечениях улиц, на пешеходных переходах и ближе 5 метров, на остановочных пунктах общественного транспорта и ближе 20 метров, на тротуарах.
В нарушение требований п.3, п.3.1.8 ГОСТ Р 50597-93 на проезжей части имеются зимняя скользкость, формирование снежных валов на участке: на путепроводе, оборудованном повышенным бордюром на Московском шоссе, формирование снежного вала составляет до 50 см.
На момент рассмотрения дела выявленные нарушения устранены не были, доказательств этому ответчиком не представлено.
Требования Государственного стандарта «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (ГОСТ Р 50597-93), введённого в действие Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993г. №221, являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья граждан, на что прямо указано в ГОСТе.
Выявленные нарушения не только создают неудобства при передвижении, но и не обеспечивают безопасность жизни и здоровью граждан.
По мнению суда, требования прокурора о признании незаконным бездействие мэрии города Ульяновска, выразившееся в отсутствии надлежащей организации работ по ликвидации снежной скользкости и снежных валов на автомобильной дороге, расположенной по адресу: г.Ульяновск, Московское шоссе, и возложении на ответчика обязанности устранить нарушение требований ГОСТ Р 50597-93 являются обоснованными, подлежат удовлетворению.
Все указанные нарушения подлежат устранению.
Помимо этого, требования прокурора об обязании мэрии г.Ульяновска организовать надлежащее содержание и уборку автомобильной дороги, расположенной по Московскому шоссе в г. Ульяновске, также заявлено обоснованно, поскольку, несмотря на право органов местного самоуправления создавать соответствующие муниципальные предприятия, сами органы местного самоуправления в то же время обязаны постоянно осуществлять контроль и организацию работ по надлежащему состоянию автомобильных дорог.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Засвияжского района г. Ульяновска удовлетворить.
Признать незаконным бездействие мэрии города Ульяновска, не принимающей надлежащих мер к ликвидации снежной скользкости и снежных валов на автомобильной дороге по Московскому шоссе г. Ульяновска.
Обязать мэрию города Ульяновска устранить выявленные нарушения эксплуатационного состояния автомобильной дороги, расположенной по адресу: г. Ульяновск, Московское шоссе, а именно: зимнюю скользкость и снежные валы на всем протяжении автомобильной дороги по Московскому шоссе и на пешеходных переходах.
Обязать мэрию г. Ульяновска организовать надлежащее содержание и уборку автомобильной дороги, расположенной по Московскому шоссе в г. Ульяновске.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска.
Судья: Е.А. Ибрагимова