о возложении обязанности устранить свалку отходов



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Ульяновск 24 декабря 2010 г.

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Хуснетдинова А.Р.,

с участием прокурора Сергунина А.Е.,

при секретаре Гарагедове Д.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Засвияжского района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к Мэрии г. Ульяновска о возложении обязанности устранить свалку отходов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Засвияжского района г. Ульяновска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Мэрии города Ульяновска об обязании устранить свалку в поселке Пригородный г. Ульяновска, расположенной по западной стороне <адрес> от <адрес> вдоль объездной дороги, проходящей параллельно полю.

Требования мотивированы тем, что в соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. к вопросам местного значения городских округов относится: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов и промышленных отходов.

В соответствии ч. 4 ст. 37 Устава муниципального образования «город Ульяновск» к полномочиям мэрии города Ульяновска относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно акту проверки от 26 ноября 2010 г. № 11-38/10, представленному государственным инспектором по охране природы Комитета по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области Прокофьевым А.Г., на территории Засвияжского района г. Ульяновска, а именно в поселке Пригородный по западной стороне ул. Фасадная от дома № 3 и вдоль объездной дороги, проходящей параллельно полю, зафиксированы несанкционированные свалки отходов. В частности, территория загрязнена свалками в виде бытового и строительного мусора.

Несоблюдение законодательства об отходах производства и потребления влечет возникновение чрезвычайных ситуаций и создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также окружающей природной среде.

В судебном заседании помощник прокурора Засвияжского района г. Ульяновска Сергунин А.Е. настаивал на удовлетворении требований, поддержав доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель Мэрии города Ульяновска Цыплова М.А. иск не признала. В обоснование возражений пояснила, что согласно ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территория муниципальных образований подлежит регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ. Согласно п. 24 ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. То же самое установлено в ч. 4 ст. 37 Устава муниципального образования «город Ульяновск».

Организация сбора, вывоза, утилизации и переработки включает в себя: определение порядка обращения с промышленными и бытовыми отходами на территории муниципального образования; оборудование на территории муниципального образования мест временного хранения твердых бытовых отходов (установка контейнеров, оборудование контейнерных площадок); заключение контрактов на вывоз и размещение ТБО.

Органами местного самоуправления разработаны и утверждены: Правила благоустройства территории муниципального образования «город Ульяновск» (утверждены Постановлением Главы города от 24.04.2008 г. № 2951), Генеральная схема очистки города и порядок обращения с отходами муниципального образования «город Ульяновск», Порядок обращения с бытовыми и промышленными отходами на территории муниципального образования «город Ульяновск» (утвержден Постановлением Главы города от 15.04.2008 № 2704), принята муниципальная целевая программа «Чистый город 2008-2010 г.г.» (утверждена решением Ульяновской Городской Думы от 31.10.2007 г. № 111).

На территории муниципального образования установлены 300 стационарных контейнерных площадок и отдельные контейнеры, с территорий частного сектора осуществляется в том числе бестарный вывоз ТБО.

На территории города Ульяновска деятельность по сбору и вывозу ТБО осуществляют на договорной основе с юридическими и физическими лицами несколько организаций. Органами местного самоуправления учреждено специализированное муниципальное предприятие по уборке города - УМУС АТП. Предприятию переданы необходимые технические и материальные средства для осуществления его деятельности. Уборку территорий общего пользования осуществляют организации, заключившие контракт с органами местного самоуправления. На реализацию полномочий в области обращения с отходами в бюджете города ежегодно закладываются денежные средства. Между тем, на ликвидацию несанкционированных свалок ТБО выделение бюджетных средств не предусмотрено. Таким образом, мэрией города Ульяновска предприняты все меры, направленные на организацию в границах муниципального образования деятельности по сбору, вывозу, утилизации и переработки бытовых отходов. Вина мэрии в возникновении на территории муниципального образования несанкционированных свалок отсутствует.

Кроме того, свалка отходов, указанная в исковом заявлении прокурора, расположена на земельном участке, который не является муниципальной собственностью. Право муниципальной собственности на земельный участок, на котором расположена свалка, не оформлено. Ответственность за создание несанкционированных свалок должна быть возложена на виновных физических, должностных либо юридических лиц.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно п. 1 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных и оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Судом установлено, что при проведении проверки исполнения органами местного самоуправления требований природоохранного законодательства по поручению прокуратуры Засвияжского района г. Ульяновска 26.11.2010 г. инспектором по охране природы Госэкоконтроля Ульяновской области Прокофьевым А.Г. на территории Засвияжского района г. Ульяновска, а именно в поселке Пригородный г. Ульяновска по западной стороне <адрес> от <адрес> вдоль объездной дороги, проходящей параллельно полю, зафиксированы несанкционированные свалки строительного и бытового мусора.

Данное обстоятельство подтверждается актом № 11-38/10 фиксации признаков нарушения законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 26 ноября 2010 г., приложенной к акту фототаблицей, а также копией обращения жителей <адрес> Кулеминой Т.Е. и Кулеминой Т.Н. в Госэкоконтроль Ульяновской области по поводу несанкционированных свалок на <адрес> указанного поселка.

Согласно сообщению Управления Росреестра по Ульяновской области от 24 декабря 2010 г. № 01/498/2010-208 сведения о принадлежности земельного участка по адресу: Ульяновская <адрес>, по западной стороне <адрес> от <адрес> вдоль объездной дороги, проходящей параллельно полю, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) отсутствуют.

Вместе с тем, представителем ответчика не оспаривается тот факт, что вышеуказанная свалка расположена в границах территории городского округа МО «город Ульяновск».

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Частью 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городских округов относится: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов и промышленных отходов.

Согласно статье 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Уставом муниципального образования «город Ульяновск» (ч. 4 ст. 37) закреплено, что к полномочиям Мэрии города Ульяновска относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В силу названных норм Мэрия города Ульяновска, с одной стороны, как юридическое лицо выступает субъектом деятельности по обращению с отходами, а с другой стороны - органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципального образования.

Пунктом 2.2. Порядка обращения с бытовыми и промышленными отходами на территории муниципального образования «Город Ульяновск», утвержденного постановлением Главы г. Ульяновска от 15.04.2008 г. № 2604, установлено, что в пределах муниципального образования «Город Ульяновск» запрещается загрязнение территории отходами (в т.ч. сжигание, выбрасывание, захоронение и хранение отходов в местах, не предусмотренных для их сбора и обезвреживания).

В соответствии с п. 5.5. названного Порядка должностные лица мэрии и ее структурных подразделений, осуществляющие контроль за соблюдением данного Положения, обязаны своевременно и качественно документально фиксировать признаки выявленных нарушений и принимать меры по пресечению и предотвращению нарушений в сфере обращения с отходами на подведомственных территориях.

Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, образующих несанкционированную свалку в поселке Пригородный г. Ульяновска по западной стороне <адрес> от <адрес> вдоль объездной дороги, проходящей параллельно полю, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду, в связи с чем иск подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Засвияжского района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Мэрию города Ульяновска устранить свалку отходов, расположенную в <адрес> по западной стороне <адрес> от <адрес> вдоль объездной дороги, проходящей параллельно полю.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме.

Судья