Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 декабря 2010г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд
В составе председательствующего судьи Першиной С.В.
При секретаре Алтусовой И.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Ленинского района г. Ульяновска в интересах Жадан Н.А. , Келюх В.А. к мэрии города Ульяновска о признании незаконным отказа в признании нуждающимся в жилье, постановке в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ленинского района г. Ульяновска обратился в суд в интересах Жадан Н.А. и Келюх В.А. с исковыми требованиями о признании незаконным отказа в признании нуждающимися в жилье, постановке в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, указав в обоснование иска следующее.
По результатам проведенной прокуратурой Ленинского района г. Ульяновска проверки выявлены нарушения жилищных условий Жадан Н.А. и Келюх В.А.
Так, в частности, в соответствии с ч.1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Данный перечень является исчерпывающим.
Согласно п.п. 7,8, ч.1 ст. 40 Устава муниципального образования «город Ульяновск», утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 30.06.2010г. № 67, к полномочиям исполнительно- распорядительного органа муниципального образования «город Ульяновск» в области жилищных отношений относится: ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и др.
Вместе с тем, должностными лицами мэрии г. Ульяновска возложенные полномочия исполняются ненадлежащим образом.
Так, ДД.ММ.ГГГГ Жадан Н.А. и Келюх В.А. обратились в мэрию г. Ульяновска с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с приложением соответствующих документов.
Мэрией г. Ульяновска ДД.ММ.ГГГГ указанным гражданам было отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в связи с обеспеченностью учетной нормой жилья. Данный отказ является незаконным по следующим основаниям.
По информации Отдела по учету и распределению жилой площади мэрии г. Ульяновска договора социального найма с Жадан Н.А. и Келюх В.А. мэрией г. Ульяновска не заключались. По сведениям Управления Росреестра по Ульяновской области жилые помещения в собственности у истцов отсутствуют.
Таким образом, на основании п.1 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ Жадан Н.А. и Келюх В.А. должны быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, основанием для которого является обращение к нему граждан по вопросу обеспечения права на жилище в муниципальном жилищном фонде.
В судебном заседании помощник прокурора Карабанов А.С. на удовлетворении исковых требований настаивал, дополнив суду следующее. В решении комиссии по учету и распределению жилой площади при мэрии г. Ульяновска в обоснование отказа в постановке Жадан Н.А. и Келюх В.А. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях содержится ссылка на то, что истцы обеспечены жилой площадью по месту проживания свыше учетной нормой жилья, поскольку общая площадь домовладения по адресу: <адрес>, в котором истцы значатся зарегистрированными с ДД.ММ.ГГГГ составляет 57.43 кв.м. Данные доводы являются несостоятельными, поскольку вышеуказанное домовладение является самовольной постройкой, на которое истцы не имеют каких-либо прав; кроме того, по техническому состоянию дом не пригоден для проживания.
Истцы Келюх В.А., Жадан А.Н. также просили исковые требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска, предъявленные в их интересах удовлетворить.
Истица Келюх В.А. суду пояснила, что после получения отказа в постановке их с мужем на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях ей было рекомендовано обратиться в Межведомственную комиссию при мэрии г. Ульяновска по вопросу обследования жилого дома по адресу: <адрес> на предмет определения пригодности проживания в нем. Обратившись в данную комиссию выяснилось, что данные услуги являются платными и оцениваются в 6 500 рублей, которые истцы заплатить не могут по причине сложного материального положения.
Представитель мэрии г. Ульяновска Крончева О.В. просила в иске прокурору Ленинского района г. Ульяновска, действующему в интересах Жадан Н.А. и Келюх В.А. отказать по следующим основаниям.
ДД.ММ.ГГГГ Жадан Н.А. и Келюх В.А. обратились в мэрию г. Ульяновска с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с приложением соответствующих документов.
Изучив представленные истцами документы, и установив, что среднедушевой доход данной семьи меньше величины 1.3 прожиточного минимума на человека, а стоимость имущества, находящегося в их собственности, облагаемое налогом- 368 147 рублей 17 копеек, что меньше величины 70 прожиточных минимумов на 1 человека, семья истцов была признана малоимущей. Тем же решением комиссии по учету и распределению жилой площади при мэрии г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ в постановке указанных граждан на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма было отказано. Основанием к отказу послужило обеспеченность истцов жилой площадью по учетной норме жилья. По представленным истцами документам следует, что с ДД.ММ.ГГГГ они значатся зарегистрированными в доме самовольной постройки по адресу: <адрес>. То обстоятельство, что жилое строение по указанному адресу является объектом самовольного строительства, правового значения в данном случае не имеет. Являясь сособственниками земельного участка при вышеуказанном домовладении, истцы вправе узаконить данное строение. Их доводы о том, что дом по адресу: <адрес> непригоден для проживания, являются голословными и не подтверждены документально. Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления. Истцам было рекомендовано обратиться в данную комиссию, чего они до настоящего времени не сделали.
Выслушав мнение участников процесса, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Жадан Н.А. и Келюх В.А. обратились в мэрию г. Ульяновска с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с приложением соответствующих документов.
Решением комиссии по учету и распределению жилой площади при мэрии г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ семья Жадан Н.А. и Келюх В.А., чей
среднедушевой доход семьи меньше величины 1.3 прожиточного минимума на человека, а стоимость имущества, находящегося в собственности, облагаемое налогом- 368 147 рублей 17 копеек, что меньше величины 70 прожиточных минимумов на 1 человека, была признана малоимущей. Тем же решением комиссии по учету и распределению жилой площади при мэрии г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ в постановке указанных граждан на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма было отказано. Основанием к отказу послужило обеспеченность истцов жилой площадью по учетной норме жилья.
Из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ Келюх В.А. и Жадан Н.А. значатся зарегистрированными в жилом помещении по адресу: <адрес>. По данным технического паспорта, составленного УОГУП БТИ ДД.ММ.ГГГГ, домовладение по указанному адресу состоит из строений под лит. А, А1, А2,а,а1, Г3, Г, У, значившихся самовольно возведенными объектами. При этом, из всех перечисленных выше строений только пристрой под лит. А1 значится жилым; другие принадлежности дома отмечены как временно нежилые. Общая площадь дома, согласно техническому паспорту, составляет 57.43 кв.м.
Домостроение расположено на земельном участке, площадью 863 кв.м., находящимся у Келюх В.А. и Жадан Н.А. на праве общей долевой собственности (свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №; №).
В соответствии с п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, осуществившим постройку на не принадлежащем ему земельном участке, при условии, что данный участок будет в установленном законом порядке предоставлен этому лицу под возведенную постройку.
Согласно п. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В соответствии с вышеприведенными нормами права истцы, являющиеся сособственниками земельного участка, на котором расположено вышеуказанное домостроение, имеют право оформить свои права на данную постройку, предъявив в компетентные органы документы, перечень которых указан в п.7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
То обстоятельство, что органы местной власти на протяжении длительного периода времени не заявили требований о сносе вышеуказанного объекта самовольного строительства, присвоили дому почтовый адрес, выдали его владельцу домовую книгу, а в последующем зарегистрировали семью истцов по данном адресу, суд расценивает как согласие органов местного самоуправления с использованием этого дома в качестве жилого.
Поскольку общая площадь домостроения по адресу: <адрес> составляет 57.43 кв.м., на каждого члена семьи истцов (всего зарегистрировано 4 человека) приходится свыше учетной нормы жилой площади (57.43: 4= 14.36 кв.м.).
Доказательств тому, что домостроение по вышеуказанному адресу находится в непригодном для проживания состоянии, суду не представлено.
Порядок и основания признания жилого помещения не пригодным для проживания урегулирован нормами жилищного законодательства.
Частью 4 статьи 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято постановление от 28 января 2006г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
В соответствии с п. 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.
Соответствующего решения межведомственной комиссии о признании домостроения по адресу: <адрес> непригодным для проживания в материалы дела не представлено. Таким образом, ни прокурор Ленинского района, ни истцы Келюх В.А. и Жадан Н.А., которым до обращения с настоящим иском в суд мэрией г. Ульяновска было рекомендовано обратиться в межведомственную комиссию при мэрии г. Ульяновска на предмет технического обследования дома и получения соответствующего заключения, не доказали юридически значимое в рассматриваемом деле обстоятельство о том, что спорное домостроение непригодно для проживания в нем.
Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска в интересах Жадан Н.А. , Келюх В.А. к мэрии города Ульяновска о признании незаконным отказа в признании нуждающимся в жилье, постановке в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий оставить без удовлетворения.
Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ульяновского областного суда через Ленинский районный суд г. Ульяновска.
СУДЬЯ: С.В. ПЕРШИНА