Дело № 2-5990/10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 ноября 2010 г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Матвеевой Л.Н.,
при секретаре Айсиной А.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сайгушевой Н.В. к мэрии города Ульяновска о выдаче жилищного сертификата,
установил:
Сайгушева Н.В. обратилась в суд иском к мэрии города Ульяновска, указав, что право на обеспечение жильем детей-сирот закреплено Федеральным законом РФ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ и этот закон обязывает органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивать детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью, с момента вступления закона в силу, закон вступил в силу в 1996 году. В Ульяновской области соответствующий закон «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на территории Ульяновской области» приняли в 2006г., т.е. лишь спустя 10 лет. Примерно в 1995-1996г.г. ее поставили на учет в отделе по учету и распределению жилой площади мэрии как лицо, относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Но поскольку дети-сироты в то время жильем не обеспечивались, в 1998 году после окончания Ульяновского педагогического училища №1 ее направили в р.п.Чердаклы с целью трудоустроиться. В связи с тем, что она выпускница Чердаклинского детского дома, ее туда и заселили, другого жилья не нашлось. В связи с невозможностью проживания в детском доме ей пришлось уволиться с работы и вернуться для постоянного проживания в г.Ульяновск. С 1998 по 2003 год она работала без трудовой книжки, без заключения договоров, нанималась к частным предпринимателям, так как не имела постоянного места жительства и регистрации в городе Ульяновске. В 2003 году трудоустроилась на фабрику «ФИО6 ей предоставили койко-место в общежитии по <адрес>, без регистрации. Впоследствии данное общежитие стали передавать на баланс города и в 2006 году из общежития выселили. Онавновь обратилась в отдел по учету и распределению жилой площади мэрии и с ней был заключен договор социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>. Комната, общей площадью 10 кв.м. (согласно лицевому счету квартиросъемщика), находится на первом этаже, из коммунальных услуг: электроснабжение, холодная вода, отопление; санузел на 4 семьи, душевая комната отсутствует, кухни тоже нет. Как следует из содержания закона Ульяновской области, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, должны обеспечиваться жильем площадью не ниже 18 кв.м, отвечающим всем санитарно-техническим требованиям. Просит обязать мэрию г.Ульяновска выдать ей жилищный сертификат о выделении субсидии на приобретение жилья.
В судебном заседании истица на иске настаивала, приводила доводы, аналогичные изложенным в иске.
Представитель ответчика мэрии города Ульяновска в судебном заседании не присутствовал, ранее в судебном заседании иск не признал и пояснил, что истица в настоящее время старше 23 лет.
Представитель третьего лица, Министерства финансов Ульяновской области, в судебном заседании возражал против удовлетворения иска.
Представитель третьего лица, Министерства образования Ульяновской области, в судебном заседании не присутствовал, просил гражданское дело рассмотреть в его отсутствие.
Суд определил, рассмотреть гражданское дело при данной явке.
Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, инвентарные дела, регистрационные дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Сайгушева Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлась ребенком-сиротой, находилась на полном государственном обеспечении, закрепленного жилья не имела.
Сайгушева Н.В. состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в общегородской очереди по Железнодорожному району с 24.09.1996 года, то есть стала на учет в 18 лет.
Решением комиссии по учету и распределению жилой площади от ДД.ММ.ГГГГ (протокол 9) Сайгушевой Н.В. выделена комната в коммунальной <адрес> в <адрес> по договору социального найма. ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор социального найма указанной комнаты.
Как следует из технической документации на данную квартиру занимаемая истицей комната имеет площадь <данные изъяты> Общая площадь квартиры <данные изъяты> зарегистрировано <данные изъяты> из них жилая <данные изъяты>., вспомогательная <данные изъяты>
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ (с последующими изменениями) «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети, оставшиеся без попечения родителей - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящими в лечебных учреждениях, объявлением их умершим, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица, в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно ст.147 СК РФ, детям, находящимся на полном государственном попечении в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, опекуны (попечители) не назначаются. Выполнение их обязанностей возлагается на администрации этих учреждений.
В соответствии с п.1 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ (с последующими изменениями) «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты должны обеспечиваться жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Решением Ульяновской Городской Думы от 13.07.2005 N 136 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения" установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 18 кв. м. общей жилой площади для одиноко проживающего человека.
Согласно п.1 ст.3 Закона Ульяновской области от 06.05.2006 года № 60-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области» обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется в соответствии с нормативом общей площади жилого помещения, установленным Правительством Ульяновской области.
В соответствии со ст.57 ЖК РФ предоставление жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке осуществляется органами местного самоуправления.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе, в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).
Согласно ст.2 Закона Ульяновской области от 06.05.2006 года № 60-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области» право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения.
Право на внеочередное предоставление жилых помещений в соответствии с настоящим законом возникает у лиц, указанных в ч.1 настоящей статьи, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращению из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст.3-5 указанного Закона предоставление жилых помещений лицам, указанным в ст.2 настоящего закона, осуществляется в размере не ниже установленных социальных норм органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ульяновской области на основании договоров социального найма.
Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа определяется Правительством Ульяновской области в соответствии с положениями федеральных законов, а также настоящего закона.
В соответствии со ст.6-7 указанного Закона органы местного самоуправления в целях реализации указанного закона вправе получать финансовое обеспечение государственных полномочий за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета Ульяновской области, а органы государственной власти Ульяновской области при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий обязаны обеспечивать органы местного самоуправления необходимыми финансовыми и материальными средствами.
Порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, определен постановлением Правительства Ульяновской области от 15.01.2008 года № 1-П «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области».
Согласно пунктам 2-4 «Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области», являющегося приложением к вышеуказанному постановлению Правительства Ульяновской области от 15.01.2008 года № 1-П право на обеспечение жилыми помещениями имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения на территории Ульяновской области. Право детей-сирот на обеспечение жилыми помещениями реализуется путем выделения субсидии на приобретение жилья. Право на получение субсидии удостоверяется жилищным сертификатом о выделении субсидии на приобретение жилья (далее сертификат), срок действия которого не превышает шести месяцев с момента его выдачи.
Данный сертификат выдается органами местного самоуправления, что отражено в «Порядке расходования и учета средств на предоставление субвенций из областного бюджета Ульяновской области бюджетам городских округов и муниципальных районов Ульяновской области для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий Ульяновской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области», также являющегося приложением к постановлению Правительства Ульяновской области от 15.01.2008г. № 1-П.
В соответствии с п.7 данного Порядка, органы местного самоуправления предоставляют детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа на территории Ульяновской области за счет субвенций, полученных из областного бюджета Ульяновской области, субсидии на приобретение жилых помещений.
Таким образом, право на получение жилья реализуется путем выдачи жилищного сертификата.
В судебном заседании установлено, что истица Сайгушева Н.В. была обеспечена жилым помещением, ей была предоставлена для проживания комната в коммунальной квартире по адресу: <адрес> - <адрес>
Как указано выше согласно техническому паспорту на <адрес> в г. Ульяновске, комната, которая выделена истице по договору социального найма, имеет жилую площадь 11.75 кв.м. (номер комнаты по техническому паспорту 8).
В квартире имеются подсобные помещения - места общего пользования - общей площадью 202.78 кв.м. Таким образом, на истицу дополнительно приходится 12 кв.м. площади вспомогательных помещений - мест общего пользования. Таким образом, истица была обеспечена жилым помещением общей площадью более 20 кв.м.
Таким образом, истица была обеспечена жилым помещением в соответствии с нормами предоставления жилой площади после окончания обучения в образовательном учреждении.
Нуждаемость в настоящее время истицы в улучшении жилищных условий не является основанием для выдачи ей жилищного сертификата в соответствии с ее статусом ребенка, оставшегося без попечения родителей, поскольку нуждаемость в улучшении жилищных условий связана с рождением у истицы 16.01.2009 года ребенка. Это обстоятельство может являться основанием для предоставления истице в порядке очередности жилого помещения по договору социального найма.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворении иска суд не усматривает.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Сайгушевой Н.В. к мэрии города Ульяновска о выдаче жилищного сертификата отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска.
Судья Л.Н.Матвеева