свалки убрать



Дело № 2-7017/10

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 декабря 2010 г.

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

судьи Л.Н.Матвеевой,

при секретаре А.Х. Айсиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам прокурора Засвияжского района г. Ульяновска в защиту интересов неопределенного круга лиц к мэрии города Ульяновска о возложении обязанности устранить свалки,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Засвияжского района г. Ульяновска обратился в суд с исками к мэрии города Ульяновска о возложении обязанности устранить свалки, указав в обоснование иска о том, что Прокуратурой Засвияжского района г. Ульяновска проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований природоохранного законодательства, в ходе которой были установлены обстоятельства, требующие прокурорского вмешательства. В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В силу п.п. 8, 11 и 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городских округов относится: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов и промышленных отходов. Как следует из ч. 4 ст. 37 Устава муниципального образования «город Ульяновск», утвержденного решением Ульяновской Городской Думой 14.12.2005 № 202, к полномочиям мэрии г. Ульяновска относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Согласно актам проверки от 26.11.2010, представленным государственным инспектором по охране природы Комитета по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области Прокофьевым А.Г., 26.11.2010 на территории Засвияжского района г. Ульяновска, а именно: на территории путепровода по ул. Рябикова в районе железной дороги и близлежащих гаражей зафиксирована несанкционированная свалка промышленных отходов; рядом с кафе «Севилья» по ул. Октябрьская, 40 в направлении ООПТ «Черное озеро», зафиксирована несанкционированная свалка промышленных отходов; на пересечении ул. Кузоватовской и ул. Фруктовой г. Ульяновска, зафиксирована несанкционированная свалка промышленных отходов. В частности, территория загрязнена свалками в виде бытового и строительного мусора. Таким образом, несоблюдение законодательства об отходах производства и потребления влечет возникновение чрезвычайных ситуаций, и создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также окружающей природной среде. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц. Просит обязать мэрию г. Ульяновска устранить свалку на территории путепровода по ул. Рябикова в районе железной дороги и близлежащих гаражей, в срок до 30.01.2011. Обязать мэрию г. Ульяновска устранить свалку рядом с кафе «Севилья» по ул. Октябрьская, 40 в направлении ООПТ «Черное озеро», в срок до 30.01.2011. Обязать мэрию города Ульяновска устранить свалку на пересечении ул. Кузоватовской и ул. Фруктовой г. Ульяновска, в срок до 30.01.2011.

Гражданские дела были объединены в одно производство.

Представитель ответчика мэрии города Ульяновска в судебном заседании не присутствовал, в отзыве на иск указал, что исковые требования не признает по следующим основаниям. Согласно Уставу муниципального образования «город Ульяновск» мэрия города является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным уставом и отдельными Федеральными законами полномочиями по решению вопросов местного значения. Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов отнесена к вопросам местного значения. Понятие «организация» означает осуществление исполнительно-распорядительных функций. Устранение свалок твердых бытовых отходов в полномочия мэрии города Ульяновска не входит. На основании изложенного, просит суд в иске к мэрии города Ульяновска отказать, гражданское дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель третьего лица, Комитета по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области, в судебном заседании не присутствовал. В отзыве на иск указал, что заявленные требования и доводы, изложенные в иске, поддерживает и просит иск удовлетворить. Дело рассмотреть без участия представителя Комитета. Акт фиксации после составления был предоставлен прокуратуре Засвияжского района г.Ульяновска, об этом указывается в иске прокурора.

Представитель третьего лица, ООО «Севилья», в судебном заседании не присутствовал был извещен о времени и месте слушания гражданского дела.

Представитель третьего лица, ОАО «Российский железные дороги», в судебном заседании поддержал исковые требования, пояснил, что на земельном участке, находящемся в аренде у ОАО «РЖД» нет каких-либо свалок мусора.

Суд определил, рассмотреть гражданское дело при данной явке.

Выслушав помощника прокурора Засвияжского района города Ульяновска, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, суд рассматривает дело и дает оценку тем доводам и доказательствам, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

На основании Положения о Комитете по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области государственный инспектор Ульяновской области по охране природы Прокофьев А.Г. составил акты фиксации признаков нарушения законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 26 ноября 2010 года № 11-40/10, № 11-42/10, № 11-46/10, в которых указано, что на территории Засвияжского района г. Ульяновска, а именно: на территории путепровода по ул. Рябикова в районе железной дороги и близлежащих гаражей зафиксирована несанкционированная свалка промышленных отходов; рядом с кафе «Севилья» по ул. Октябрьская, 40 в направлении ООПТ «Черное озеро», зафиксирована несанкционированная свалка промышленных отходов; на пересечении ул. Кузоватовской и ул. Фруктовой г. Ульяновска, зафиксирована несанкционированная свалка промышленных отходов. В частности, территория загрязнена свалками в виде бытового и строительного мусора.

В соответствии со ст. 51 «Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления» Федерального закона РФ о г 10.01.02г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны бытьбезопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации, запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятияпосохранению почв и их плодородия, защите земель от водной и ветровой эрозии, селей,подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель (ст. 13 Земельного кодекса РФ).

Согласно ч.1 ст.13 Федерального закона от 24.06.98г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Частью 3 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды ситуаций в границах городского округа, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В силу п.п.8, 11 и 24 ч.1 ст.16 Закона РФ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городских округов относится: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов и промышленных отходов.

В соответствии с п.п. 12,24 ст. 3 Устава муниципального образования «Город Ульяновск» к вопросам местного значения городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Доказательств тому, что земельные участки, на которых были обнаружены свалки мусора, находятся в собственности либо в ином законном владении у физических или юридических лиц мэрией города Ульяновска суду не предоставлено.

Поэтому надлежащим ответчиком по данному иску является мэрия г. Ульяновска.

Исходя из вышеизложенного, суд полагает необходимым удовлетворить требования Прокурора Засвияжского района города Ульяновска.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать Мэрию города Ульяновска в срок до 30.01.2011 года устранить свалку на территории путепровода по ул. Рябикова в районе железной дороги и близлежащих гаражей, в срок до 30.01.2011, устранить свалку рядом с кафе «Севилья» по ул. Октябрьская, 40 в направлении ООПТ «Черное озеро», в срок до 30.01.2011, устранить свалку на пересечении ул. Кузоватовской и ул. Фруктовой г. Ульяновска.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления решения суда в окончательнйо форме через районный суд.

Судья: Л.Н.Матвеева