прекращение деятельнгости



Дело № 2-6600/10

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 декабря 2010 года г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

судьи Матвеевой Л.Н.,

при секретаре Айсиной А.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области к Ульяновской правозащитной благотворительной общественной организации «ФИО27», Жилину И.В., Лубянину И.В., Петрушкину В.С., Петрушкину В.С., Шагаеву В.М., Корнилову В.М. о признании прекратившей деятельность в качестве юридического лица, исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Управление Министерства юстиции РФ по Ульяновской области обратилось в суд с вышеуказанным иском.

В обоснование иска указало, что Ульяновская правозащитная благотворительная общественная организация «ФИО17» зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области, ОГРН № от 30 декабря 2002 года, учетный номер №, порядковый номер № Согласно статье 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. Кроме того, общественное объединение обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения об изменении сведений, указанных в статье 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в течение трех дней с момента таких изменений. В нарушение абзаца 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», части 5 статьи 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» Ульяновская правозащитная благотворительная общественная организация ФИО18» ежегодно не публикует отчет об использовании своего имущества. В нарушение абзаца 4 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 82-ФЗ «Об общественных объединениях», пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» Ульяновская правозащитная благотворительная общественная организация «Правовой фонд» ежегодно не информирует Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц. В нарушение абзаца 8 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» Ульяновская правозащитная благотворительная общественная организация «ФИО19» не представила в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области информацию об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании, по форме № за 2009 год. Кроме того, в нарушение требований части 2 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц индивидуальных предпринимателей» Ульяновская правозащитная благотворительная общественная организация «ФИО20» в течение трех дней не представила в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области заявление о государственной регистрации изменений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы некоммерческой организации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени некоммерческой организации и в сведения об адресе (месте нахождении) некоммерческой организации, по форме № РН 0004. В соответствии с частью 4 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных статьей 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения (Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области), в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц. Просит в соответствии с частью 4 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» признать Ульяновскую правозащитную благотворительную общественную организацию «ФИО21» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

В судебном заседании представитель истца на иске и его доводах настаивал.

Представитель ответчика и ответчик Корнилов И.Н. в судебном заседании иск не признал, в отзыве на иск и в судебном заседании пояснил, что в соответствии с Приказом Министра Юстиции РФ от 31.03.2009 N 90, сотрудники органов юстиции, ставя вопрос об исключении из единого реестра НКО, должны ссылаться на соответствующую правовую норму. Минюст России (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения по основаниям и в порядке, которые
предусмотрены пунктами 1, 2 и 3 статьи 39, статьями 41 и 42 Федерального закона "О политических партиях"; признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица по основаниям и в порядке, которые предусмотрены частью 3 статьи 29
Федерального закона "Об общественных объединениях"; ликвидации общественного объединения по основаниям, предусмотренным статьей 44 Федерального закона "Об общественных объединениях"; признании религиозной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица по основаниям и в порядке, которые предусмотрены пунктом 9 статьи 8 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях"; ликвидации религиозной организации либо запрете деятельности религиозной организации или религиозной группы, в случае выявления в результате осуществления контроля обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 статьи 14 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях"; ликвидации благотворительной организации в случае неоднократного вынесения ей предупреждения в письменной форме (статья 20 Федерального закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"); ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным пунктом 10
статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации. В уставе организации УПБОО «Правовой Фонд» в п.1.1. указано, что это некоммерческая общественная организация, поэтому постановка вопроса в иске о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность не основана на правовых нормах, «Правовой Фонд» является не союзом, и не ассоциацией на которые распространяются нормы ФЗ «Об общественных объединениях», а является общественной организацией на которую распространяются нормы ФЗ «О некоммерческих организациях». Более того, в названии организации и во всех положениях устава организации «Правовой Фонд», равно как и в регистрационном свидетельстве указано четко: «общественная организация», а не «общественное объединение». Вопросы регистрации отнесены к компетенции ФНС, в том числе и в части внесения изменений в реестр. Некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3\1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. При этом: некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом. Некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3\1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган. Некоммерческие организации, указанные в пункте 3\1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности. Ст. 10. Неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации. Как следует, из вышеприведенных норм закона, поскольку организация не выходит за рамки трех миллионов рублей, не выходила за них и ранее, и акцента на этом обстоятельстве органы юстиции не делают, то претензия к данной организации может сводиться только к не предоставлению заявления о соответствии п.3.1 ФЗ №7 от 12.01.1996г. и информации в свободной форме о продолжении деятельности, ни о каких других формах и отчетах тут и речи не идет, все сведения перечислены, список исчерпывающий, и расширительному толкованию не подлежащий. Однако, как следует из представленных суду предупреждений органов юстиции, решений мировых судов, в них никогда не поднимался вопрос о превышении ответчиком сумм более 3000000 рублей, и об не уведомлении о продолжении деятельности. Там говориться об ином: о незаполнении форм, которые организация и не обязана заполнять, о финансовых нарушениях по срокам сдачи отчетности, о несдаче форм РН0003 или РН0004, и т.п., т.е. вопросы которые должны решаться в рабочем порядке, а за их нарушения предусмотрена административная ответственность, но никак не ликвидация организации согласно ст.10 закона об НКО. Истец достаточно вольно трактует законодательные нормы, ссылаясь на законы не подлежащие применению, и действуя от имени ведомств не уполномочивших его на это. Суду не представлено документов, свидетельствующих о том, что организацией переступался порог в три миллиона рублей, свидетельствующих о том, что организацией не подавалась информация о продолжении
деятельности в произвольной форме. Регистрирующий же орган (ФНС), вправе выходить в суд с иском о ликвидации юридического лица при наличии неустранимых нарушений действующего порядка регистрации п. 3 ст. 25 08.08.2001 N 129-ФЗ «ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ». В настоящее время организацией достигнута договоренность (по телефону) с министерством юстиции о сдаче отчетов в электронном виде. На сайте Минюста России уже размещена следующая информация: раздел Портала НКО Минюста России «Загрузка отчета» позволяет заполнить формы отчетов, имеющихся на портале или прикреплять заранее заполненные отчеты, по предусмотренным законодательством формам и в автоматическом режиме направлять их для опубликования на сайте Минюста России. Данный раздел содержит методы заполнения и загрузки отчетов представителями некоммерческих организаций в формате таблицы и таблицы текстового документа. Организацией проведена регистрация личного кабинета. В дальнейшем существенных разногласий по форме и срокам сдачи отчетности возникать не должно. А за ранее допущенные упущения организация и руководитель уже были привлечены к ответственности. Среди документов, утвержденных Министерством юстиции, нет упоминания в предупреждениях и решениях мировых судов форм РН003 и РН0004, поскольку данные вопросы внесения изменений в единый реестр юридических лиц, по компетенции отнесены к ведомству федеральной службы по налогам и сборам. Однако, данным ведомством, претензий к ответчику не предъявлялось, вопросы решаются в рабочем порядке, поскольку требует уточнения код ОГРН, и регистрационный номер, что не относится к возможностям организации, а связано с невыдачей нового свидетельство о регистрации, согласно Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 1 августа 2008 г. № 161 «Об утверждении формы свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации». Таким образом, в данной части искового заявления, иск заявлен ненадлежащим лицом, по ненадлежащим основаниям (в части преставления и сдачи отчетности). Иск не основан на соответствующей норме права и содержит ссылки на неприменимые нормы права. Истцом не представлено доказательств о несдаче своевременно отчетов в произвольной форме, равно как и превышение организацией требований ст.3.1 «ФЗ «Об НКО» по трем миллионам рублей, Истец выходит за рамки компетенции, предъявляя иск по вопросам, отнесенным к компетенции Федеральной Налоговой Службы РФ, иск заявлен ненадлежащим истцом.

В судебном заседании ответчик Петрушкин С.В. иск не признал и поддержал доводы Корнилова И.Н.

В судебном заседании ответчики, Жилин И.В., Лубянин М.И., Петрушкин В.С., Шагаев В.М. не присутствовали, были извещены о времени и месте слушания гражданского дела.

В судебном заседании представитель третьего лица, ФНС РФ по Ульяновской области, не присутствовал, просил гражданское дело рассмотреть в его отсутствие.

Суд определил, рассмотреть гражданское дело при данной явке.

Выслушав стороны, изучив материалы данного гражданского дела, административного дела, контрольного дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Ульяновская правозащитная благотворительная общественная организация «ФИО22» зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области, ОГРН № от ДД.ММ.ГГГГ, учетный номер № порядковый номер №

Согласно статье 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. Кроме того, общественное объединение обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения об изменении сведений, указанных в статье 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в течение трех дней с момента таких изменений.

В нарушение абзаца 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», части 5 статьи 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» Ульяновская правозащитная благотворительная общественная организация «Правовой фонд» ежегодно не публикует отчет об использовании своего имущества. В нарушение абзаца 4 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 82-ФЗ «Об общественных объединениях», пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» Ульяновская правозащитная благотворительная общественная организация «Правовой фонд» ежегодно своевременно не информирует Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц. В нарушение абзаца 8 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» Ульяновская правозащитная благотворительная общественная организация «ФИО23» не представила в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области Информацию об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании, по форме № ОН 0003 за 2009 год. Кроме того, в нарушение требований части 2 статьи 29 Федерального законна от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц индивидуальных предпринимателей» Ульяновская правозащитная благотворительная общественная организация «ФИО24» в течение трех дней не представила в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области Заявление о государственной регистрации изменений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы некоммерческой организации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени некоммерческой организации и в сведения об адресе (месте нахождении) некоммерческой организации, по форме № РН 0004.

В соответствии с частью 4 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных статьей 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения (Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области), в суд с явлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Однако в судебном заседании установлено, что общественная организация осуществляет свою деятельность, что подтверждается представленными доказательствами.

Таким образом, Ульяновская правозащитная благотворительная общественная организация «ФИО25», несмотря на то, что не представляет Управлению Министерства юстиции РФ по Ульяновской области в необходимом объеме информацию о своей деятельности и иных предусмотренных законом сведений, до настоящего времени осуществляет свою деятельность.

Указанные нарушения не являются неустранимыми.

Согласно абзацу 2 пункту 2 статьи 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 года N 14-П по делу о проверке конституционности положений статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что отсутствие в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, т.е. его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Оснований, предусмотренных законом для прекращения деятельности общественной организации при разбирательстве дела судом не установлено, а по своему характеру нарушения, на которые истец ссылается в обоснование заявленных требований, не являются неустранимыми и столь существенными, чтобы позволить суду принять решение об удовлетворении заявленных требований.

Суд приходит к выводу, что при вынесении решения следует учитывать значимость допущенных ответчиком нарушений, адекватность и соразмерность мер государственного реагирования, поскольку ликвидация общественной организации не допускается по одному лишь формальному основанию нарушения федерального законодательства, а ответственность за эти нарушения должна применятся в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным нарушениям и вызванными ими последствиями.

В связи с чем, в удовлетворении иска следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 197 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении иска Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области к Ульяновской правозащитной благотворительной общественной организации «ФИО26», Жилину И.В., Лубянину И.В., Петрушкину В.С., Петрушкину В.С., Шагаеву В.М., Корнилову В.М. о признании прекратившей деятельность в качестве юридического лица, исключении из Единого государственного реестра юридических лиц отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через районный суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья: Л. Н. Матвеева.