Дело № 2-6809/10
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 декабря 2010г. г.Ульяновск
Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе:
судьи: А.М.Елистратова,
при секретаре: Е.Н. Макушиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хандалеева С.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области о включении периодов работы в выслугу лет и назначении пенсии
УСТАНОВИЛ
Хандалеев С.В. обратился в суд с иском, изменённым в ходе рассмотрения дела, к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области о возложении обязанности включить в стаж работы для назначения трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как один год работы за один год и 6 месяцев и назначить трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ. Исковые требования мотивированы следующим.
13.10.2010г. истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии. Ответчик в назначении пенсии отказал. Отказ мотивирован тем, что специальный трудовой стаж составляет менее 30 лет, в специальный стаж не включены спорные периоды, поскольку должность врача анестезиолога-реаниматолога в анестезиологическом отделении в Ульяновской областной больнице не предусмотрена Списком должностей и учреждений утверждённых Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №464, действовавшим в спорные периоды, предусматривался порядок зачёта врачам одного года работы за один год и шесть месяцев.
В спорные периоды истец работал в должности врача анестезиолога-реаниматолога в анестезиологическом отделении Ульяновской областной больницы. Неверное наименование учреждения не может служить основанием для ограничения пенсионных прав истца.
В судебном заседании истец Хандалеев С.В. на удовлетворении иска настаивал, привел доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ленинском районе г.Ульяновска Филинина Ю.С. в суд не явилась, в отзыве указала следующее. Стаж истца, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения составляет 28 лет 06 месяцев 15 дней. Периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не могут быть включены в льготном исчислении, поскольку Списком № предусмотрено наименование учреждения - отделение анестезиологии-реанимации, в то время как истец работал в анестезиологическом отделении. Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежит исчислению в льготном порядке, поскольку истец был командирован на семинар и лечебную деятельность не осуществлял.
Представитель третьего лица ГУЗ УОКБ Кондратьева Л.Н. в суд не явилась в отзыве указала следующее. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал в должности врача анестезиолога-реаниматолога в анестезиологическом отделении Ульяновской областной больницы. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №464 был утверждён Список профессий, должностей работников здравоохранения лечебная и иная деятельность в которых даёт право на пенсию в льготном исчислении. Пунктом 2 указанного постановления установлены правила исчисления сроков выслуги, в том числе врачам отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии - один год за один год и шесть месяцев.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999г. №1066 утверждён новый Список, при этом предусмотрено, что в льготном исчислении учитываются периоды работы до 01.11.1999г. по Спискам, утверждённым Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №464.
Приказом по Ульяновской областной больнице № 163 от02.11.1989г. «Об организации отделения реанимации из состава анестезиолого-реанимационного отделения выделены два самостоятельных отделения: анестезиологическое отделение и реанимационное отделение.
С 1995г., в соответствии с приказом Министерства Здравоохранения СССР от 11.06.1986г. №841 «О дальнейшем совершенствовании анестезиолого-реанимационной помощи населению», анестезиологическое отделение переименовано в анестезиолого-реанимационное отделение.
Изменение наименования отделения не может повлечь нарушение пенсионных прав истца, поскольку истец продолжал выполнять те же функции, что и ранее, в работе руководствовался теми же инструкциями и методиками, пользовался дополнительными льготами, в связи с выполнением опасной для здоровья работы и особо тяжёлыми условиями труда.
Выслушав истца, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В спорные периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Хандалеев С.В. работал в должности врача анестезиолога-реаниматолога в анестезиологическом отделении Ульяновской областной больницы.
Ответчик отказал истцу в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с тем, что исчислил специальный трудовой стаж в размере 28 лет 06 месяцев 15 дней. Спорные периоды ответчик учёл в календарном исчислении.
Возражая против иска, ответчик указывает на несоответствие наименования отделения <адрес> больницы Списку № - «анестезиологическое» вместо предусмотренного Списком наименования «анестезиологии-реанимации», а также на то, что в период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец был командирован на семинар и лечебную деятельность не осуществлял.
Данные доводы ответчика суд находит несостоятельными по следующим причинам.
В соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий и условий приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Устанавливая в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (подпункт 20 пункта 1 статьи 27 (ранее - подпункт 11 пункта 1 статьи 28)); при этом учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно-профилактических учреждений (определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 84-О и от ДД.ММ.ГГГГ N 67-О-О).
Согласно действовавшему до ДД.ММ.ГГГГ пункту 3 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. В ныне действующей редакции данного Федерального закона аналогичное правовое регулирование предусмотрено пунктом 2 его статьи 27.
Правительство Российской Федерации во исполнение предоставленного ему полномочия Постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило названные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия "лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения" и "учреждение здравоохранения", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.
Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к лечебной и иной деятельности по охране здоровья, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации лежат объективные критерии оценки характера труда и специфики функционирования учреждений здравоохранения.
Аналогично реализовывалось и право работников здравоохранения на пенсию за выслугу лет по ранее действовавшему законодательству (статьи 81 и 83 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации"), которое также не предполагало включения в стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, работы в организациях здравоохранения, не относящихся к лечебно-профилактическим учреждениям (Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066).
Судом установлено, что истцу решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ № отказано в досрочном назначении трудовой пенсии как медицинскому работнику по мотиву отсутствия у него необходимого (30 лет) специального стажа.
Вышеуказанным решением в льготный стаж истцу засчитано составляет 28 06 месяцев 15 дней.
В силу п. 2 Постановления Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, которым был утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, установлено, что работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений. В Списке предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Представителем ГУЗ УОКБ суду предоставлены сведения о том, что истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в должности врача анестезиолога-реаниматолога в анестезиологическом отделении Ульяновской областной больницы. Приказом по Ульяновской областной больнице № 163 от 02.11.1989г. «Об организации отделения реанимации» было предусмотрено выделение из состава анестезиолого-реанимационного отделения двух самостоятельных отделении - анестезиологического и реанимационного. С 1995г., в соответствии с приказом Министерства Здравоохранения СССР от 11.06.1986г. №841 «О дальнейшем совершенствовании анестезиолого-реанимационной помощи населению», анестезиологическое отделение переименовано в анестезиолого-реанимационное отделение. Изменение наименования отделения не повлияло на характер работы, выполняемой истцом. Истец продолжал выполнять те же функции, что и ранее, в работе руководствовался теми же инструкциями и методиками, пользовался дополнительными льготами, в связи с выполнением опасной для здоровья работы.
При таких обстоятельствах, когда переименование отделения учреждения здравоохранения носило формальный характер, вид деятельности учреждения не изменялся, должность врача анестезиолога-реаниматолога подпадала под действие Списков и давала возможность исчисления стажа в льготном порядке как до, так и после переименования, суд находит исковые требования обоснованными.
Период нахождения истца на семинаре с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также подлежит включению в стаж в льготном исчислении поскольку направление работодателем врача на семинар обусловлено необходимостью повышения квалификации врача, за указанный период работодатель производил оплату труда и, обязательные отчисления на работника.
С учётом включения спорных периодов в льготный стаж истец на дату обращения к ответчику имел право на назначение досрочной трудовой пенсии.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Хандалеева С.В. удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области зачесть Хандалееву С.В. в стаж работы для назначения трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как один год работы за один год и 6 месяцев и назначить Хандалееву С.В. трудовую пенсию по старости с 13.10.2010 года.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение 10 дней.
Судья А.М. Елистратов