о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий



Дело №2-6286/10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 ноября 2010 г. г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе

Судьи Тютькиной З.А.,

При секретаре Андряшиной Ю.Н.,

С участием адвоката Кузнецова О.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хотиевой ФИО12 к мэрии г.Ульяновска о возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

Истец Хотиева ФИО12. обратилась в суд с вышеуказанным иском. В обоснование своих требований указала, что решением комиссии по учету и распределению жилой площади г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ она не была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Считает указанное решение незаконным. В соответствии с Законом «О ветеранах» члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ относятся к категории граждан, обеспечение которых производится за счет средств федерального бюджета. Отказ мэрии был аргументирован тем, что учетная норма жилой площади в соответствии с которой гражданин может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий составляет 12 кв.м. общей площади на одного человека. В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.08 г. №714 обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета должно производиться исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв.м. Истец полагает, что имеет дополнительное основание в постановке на учет как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий, так как является инвалидом 1 группы по общему заболеванию и, согласно справке КЭК по состоянию здоровья имеет право на дополнительную жилую площадь. В данный момент она проживает в однокомнатной квартире со своим внуком, общая площадь квартиры составляет 36,20 кв.м, жилая - 18,10 кв.м. В связи с имеющимися заболеваниями ей трудно проживать совместно с родственниками, так как она не может ходить и нуждается в постороннем уходе. Просила суд обязать ответчика поставить ее на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий вдову ветерана Великой отечественной войны.

В судебном заседании истец Хотиева ФИО12. не участвовала, извещена о слушании дела.

Законный представитель истца (опекун) Качагин ФИО15. в судебном заседании заявленные Хотиевой ФИО12 требования поддержал. Пояснения дал, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Уточнил, что в общегородскую очередь на улучшение жилищных условий Хотиева ФИО12 не вставала, с подобным заявлением к ответчику не обращалась, поскольку имеет право на улучшение жилищных условий вне очереди. В настоящее время Хотиева ФИО12 проживает в однокомнатной квартире по адресу: <адрес>. Истец является собственником 1/2 доли указанной квартиры. Кроме нее в квартире проживает он, ее внук, собственник 1/2 доли квартиры, а также проживают без регистрации его жена и ребенок. В его собственности также имеется квартира по <адрес>, но он в ней не проживает, сдает в наем ввиду тяжелого материального положения.

Представитель истца адвокат Кузнецов А.В. в судебном заседании на иске настаивал. Указал, что в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.08 г. №714 обеспечение жильем должно производиться исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв.м. Истец обеспечена жилым помещением меньшей площадью, в связи с чем, подлежит признанию нуждающейся в улучшении жилищных условий, и постановке на учет в качестве таковой для обеспечения жильем вне очереди.

Представитель ответчика мэрии г. Ульяновска Павлеева ФИО15 в судебном заседании исковые требования Хотиевой ФИО12 не признала. Пояснила, что истец обратилась в мэрию с заявлением о постановке на учет как вдова ветерана, инвалида ВОВ. В постановке на учет ей было отказано, поскольку истец обеспечена учетной нормой жилого помещения, имеет в собственности 1/2 долю квартиры общей площадью 36 кв.м. В соответствии с Постановлением Правительства РФ №817 истец по состоянию здоровья имеет право на дополнительную жилую площадь. По указанному основанию она имеет право на постановку в общегородскую очередь, но с подобным заявлением истец в мэрию не обращалась. Более того, истец по месту регистрации по <адрес> проживает, фактически с декабря 2009 года проживает в трехкомнатной квартире своей дочери Качагиной ФИО21. по <адрес>

Выслушав пояснения участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ суд рассматривает дело в пределах того объема доказательств, который представлен сторонами.

В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В судебном заседании установлено, что истец является инвалидом первой группы по общему заболеванию (инвалидность установлена впервые ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ - л.д.8), является ветераном Великой Отечественной войны (ст.20), вдовой инвалида ВОВ.

В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 года за №5-ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей получение и содержание жилых помещений.

В соответствии с подп. 4 ч. 1 ст. 14 вышеназванного Федерального закона, инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

В силу ч. 1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ).

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 23.2 вышеуказанного Федерального закона объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: 2) по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.

По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации(в редакции Федерального закона от 21.12.2009 N 327-ФЗ).

В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.06 г. №138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений» полномочия по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на Департамент социальной защиты населения. Мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность.

07 мая 2008 года Президентом РФ принят Указ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

Из п. 1 данного Указа (в редакции от 09.01.2010 г.) следует, что президент РФ в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановил считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года за №5-ФЗ «О ветеранах».

В соответствии со ст.20 Закона «О ветеранах» меры социальной поддержки тружеников тыла определяются законами субъектов РФ. В соответствии с Законом «О ветеранах» такая категория ветеранов как «труженики тыла», мерой социальной поддержки как обеспечение жильем, не пользуются.

Как установлено в судебном заседании истец на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не состояла и не состоит.

В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления. Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Статья 51 Жилищного кодекса РФ предусматривает основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Так, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

13 июля 2005 года Ульяновской Городской Думой было принято решение за №136 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения», согласно которому учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 12 кв. м. По договорам социального найма установлена учетная норма предоставления площади жилого помещения в размере: не менее 18 кв. м для одиноко проживающего человека; не менее 15 кв. м на одного человека для семьи из 2-х и более человек.

Из материалов дела следует, что истец является собственником 1/2 доли однокомнатной квартиры по адресу: <адрес> общей площадью 36,20 кв.м., жилой площадью 18,10 кв.м, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована и проживает по указанному адресу, что следует из справки формы №, справки БТИ (л.д.16). Вместе с ней по указанному адресу зарегистрирован ее внук Качагин ФИО15. (собственник 1/2 доли квартиры).

Согласно ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Из материалов дела следует, что у истца иного жилья в собственности не имеется.

Согласно ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.

Действие положений части 4 статьи 31 ЖК РФ не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором (Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ).

Как следует из материалов дела внуку истца (одновременно являющемуся опекуном истца) Качагину ФИО15. принадлежит на праве собственности квартира, расположенная по адресу: <адрес>

Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех принадлежащих гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемых по договорам социального найма нескольких жилых помещений (ч. 2 ст.51 ЖК РФ).

Следовательно, при определении нуждаемости должна учитываться, в том числе, площадь данного жилого помещения.

Исходя из размера учетной нормы жилого помещения - 12 кв.м. истец является обеспеченной жилым помещением и не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с нормами действующего законодательства.

Жилье, в котором проживает истец, аварийным не признано, пригодно для проживания. Степень благоустройства дома соответствует степени благоустройства населенного пункта.

Таким образом, истец является обеспеченной жилым помещением и не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с нормами действующего законодательства.

Правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Хотиевой ФИО12 к мэрии г.Ульяновска о возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 дней через районный суд.

Судья З.А. Тютькина