Дело № 2-323/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 января 2011 г.
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
Судьи Ибрагимовой Е.А.,
При секретаре Айметовой Л.И.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к мэрии города Ульяновска о признании бездействия мэрии города Ульяновска незаконным, возложении обязанности устранить выявленные нарушения,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Ленинского района г.Ульяновска обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, в обоснование указав следующее. Прокурорской проверкой соблюдения законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения в деятельности мэрии г.Ульяновска выявлены нарушения эксплуатационного состояния автомобильной дороги, расположенной по ул. Островского в г.Ульяновске. В нарушение п.п. 3, 3.1.6 ГОСТ Р 50597-93, п.п.2.1 Руководства по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах, утв. Распоряжением Минтранса РФ от 16.06.2003года за №ОС-548-р на всем протяжении автодороги по ул. Островского имеется зимняя скользкость, снежный накат высотой от 3 до 5 см, ширина проезжей части заужена до 150 см. Данные нарушения создают угрозу для жизни и здоровья граждан, пользующихся указанными дорогами, так как они могут привести к дорожно-транспортным происшествиям. Просит признать бездействие мэрии г. Ульяновска по невыполнению работ по ликвидации снежной скользкости на автомобильной дороге по ул. Островского г. Ульяновска незаконным, обязать мэрию г. Ульяновска ликвидировать снежную скользкость автомобильной дороги по ул. Островского. Обязать мэрию г. Ульяновска организовать надлежащее содержание и уборку автомобильной дороги, расположенной по адресу: г. Ульяновск, ул. Островскогосу: г. Ульяновск, ул. Федерации.
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования, сославшись на доводы искового заявления. Уточнил, что до настоящего времени недостатки не устранены.
Представитель ответчика мэрии г.Ульяновска и третьего лица Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта мэрии г. Ульяновска Карпова А.В. в судебном заседании не участвовала, просила рассмотреть дело в свое отсутствие. В отзыве на иск указывает, что мэрия г.Ульяновска в лице структурного подразделения Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта наделена действующим законодательством полномочиями по организации содержания и строительства автомобильных дорог общего пользования на территории муниципального образования, но не обязана выполнять эту деятельность своими силами. Органы местного самоуправления для выполнения возложенных на них полномочий имеют право создавать муниципальные предприятия. Для содержания и ремонта городских дорог распоряжениями Мэра г.Ульяновска созданы УМУП «<данные изъяты>», переименованное в МУП «<данные изъяты>», МУП «<данные изъяты>», УМУС «<данные изъяты>». Реализуя свои полномочия, мэрия постоянно осуществляет контроль за уборкой автомобильных дорог г.Ульяновска, в т.ч. и ул. Островского. Ежедневные отчеты о проделанной работе предприятий подтверждают факт отсутствия бездействия со стороны мэрии г. Ульяновска по проведению работ по ликвидации снежной скользкости и снежных валов на автомобильной дороге по ул. Островского в г. Ульяновске. Комитетом заключен муниципальный контракт № 0206 от 21.10.2010г. с МУП «<данные изъяты>» на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в г. Ульяновске. В соответствии с контрактом Подрядчик несет полную материальную ответственность перед физическими и юридическими лицами, по искам третьих лиц в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения условий Контракта. 22.12.2010г. был заключен муниципальный контракт № 0274 от 22.12.2010г. по содержанию автомобильных дорог и инженерных сооружений на них в границах муниципального образования «город Ульяновск» с МУП «<данные изъяты>». Срок выполнения работ по 31.12.2013г. Таким образом, в случае выявления нарушений ответственность за них в соответствии с действующим законодательством должна нести подрядная организация, осуществляющая в соответствии с муниципальным контрактом работы по содержанию автомобильных дорог г. Ульяновска, которой в данном случае является МУП «<данные изъяты>». В иске просит отказать.
Представители третьих лиц УГИБДД УВД по Ульяновской области и ОГИБДД ГУВД по городу Ульяновску в судебное заседание не явились, извещались о времени и месте судебного заседания по делу.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со ст. ст. 21, 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Прокурор Ленинского района города Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, имеет право обратиться в суд с заявлением об устранении нарушений законодательства, угрожающих жизни и здоровью людей.
Согласно ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанность по ремонту и содержанию дорог, находящихся в муниципальной казне лежит на органах местного самоуправления.
В соответствии с ч.4 ст.6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. При этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
К числу полномочий мэрии г. Ульяновска в соответствии со ст. 36 Устава муниципального образования «город Ульяновск» относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» за №196-ФЗ от 10.12.1995 года, определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.
Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно указанному Федеральному закону, организация дорожного движения - комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.
Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии со ст. 12 указанного Федерального закона, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Учитывая вышеприведенные положения законодательства, надлежащим ответчиком по делу будет являться именно мэрия г.Ульяновска, а не муниципальные предприятия по уборке города.
Согласно акту проверки эксплуатационного состояния автомобильных дорог и улиц в зимний период года от 20.12.2010г., составленного государственным инспектором по дорожному надзору отдела ГИБДД УВД по г. Ульяновску ФИО8 с участием помощника прокурора Ленинского района г. Ульяновска ФИО9., государственного инспектора дорожного надзора отдела ГИБДД УВД по г. Ульяновску ФИО10 была проверена на предмет соблюдения обязательных требований государственного стандарта ГОСТ Р 50597-93 улица Островского в г.Ульяновске. Выявлены нарушения обязательных требований государственного стандарта: эксплуатация дороги по ул. Островского, не отвечающей обязательным требованиям Государственного стандарта.
Так, в нарушение п. 3, п.3.1.6 ГОСТ Р 50597-93 на проезжей части имеются зимняя скользкость на участке: на всем протяжении проезжей части по ул. Островского колейность, наледь, высота снежного наката составляет от 3 до 10 см, сужение проезжей части до 150 см.
Требования Государственного стандарта «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (ГОСТ Р 50597-93), введённого в действие Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993г. №221, являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья граждан, на что прямо указано в ГОСТе.
Выявленные нарушения не только создают неудобства при передвижении, но и не обеспечивают безопасность жизни и здоровью граждан.
По мнению суда, требования прокурора о признании незаконным бездействия мэрии города Ульяновска по невыполнению работ по ликвидации снежной скользкости на автомобильной дороге, расположенной по адресу: г.Ульяновск, ул. Островского, и возложении на ответчика обязанности устранить нарушение требований ГОСТ Р 50597-93 являются обоснованными, подлежат удовлетворению.
Доказательств устранения выявленных прокурорской проверкой недостатков со стороны ответчика не представлено.
Следовательно, выполнение мэрией г.Ульяновска возложенных на нее законом обязанностей в части эксплуатации автомобильных дорог осуществляется не в должной мере, т.е. требования Государственных стандартов выполняются ненадлежащим образом.
Все указанные нарушения подлежат устранению.
Помимо этого, требования прокурора об обязании мэрии г.Ульяновска организовать надлежащее содержание и уборку автомобильной дороги, расположенной по ул. Островского в г. Ульяновске, также заявлено обоснованно, поскольку, несмотря на право органов местного самоуправления создавать соответствующие муниципальные предприятия, сами органы местного самоуправления в то же время обязаны постоянно осуществлять контроль и организацию работ по надлежащему состоянию автомобильных дорог.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска удовлетворить.
Признать незаконным бездействие мэрии города Ульяновска по не выполнению работ по ликвидации снежной скользкости на автомобильной дороге, расположенной по адресу: г. Ульяновск, ул. Островского.
Обязать мэрию города Ульяновска ликвидировать снежную скользкость на автомобильной дороге, расположенной по адресу: г. Ульяновск, ул. Островского.
Обязать мэрию города Ульяновска организовать надлежащее содержание и уборку автомобильной дороги, расположенной по ул. Островского в г. Ульяновске.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска.
Судья: Е.А. Ибрагимова