о взыскании сумм



Дело № 2-332/11

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 января 2011 г. г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска

в составе судьи Матвеевой Л.Н.,

при секретаре Айсиной А.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Ульяновска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к мэрии города Ульяновска о возложении обязанности устранить нарушения эксплуатационного состояния дороги,

установил:

Прокурор Ленинского района г. Ульяновска обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к мэрии города Ульяновска о возложении обязанности устранить нарушения эксплуатационного состояния дороги.

В обоснование иска указал, что проведенной прокуратурой района проверкой в деятельности мэрии города Ульяновска выявлены нарушения законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения. В силу пункту 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 3 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее -Федеральный № 257-ФЗ) к числу вопросов местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения. При этом, как следует из содержания пункта 6 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ, под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. В свою очередь, под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ). В силу пункта 4 части 6 статьи 40 Устава муниципального образования «город Ульяновск» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа компетенция мэрии города Ульяновска. Однако исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «город Ульяновск» обязанности по осуществлению дорожной деятельности в отношении дорог местного значения не исполняются. Так, автомобильная дорога, расположенная по адресу: <адрес>, находится в собственности муниципального образования «город Ульяновск», что подтверждается перечнем автодорог из реестра муниципальной собственности г. Ульяновска по состоянию на 08.10.2010. Вместе с тем, состояние указанной автомобильной дороги не соответствует утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 № 221 государственному стандарту ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (далее ГОСТ Р 50597-93), нормы которого являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды (пункт 1 ГОСТ Р 50597-93). Согласно пункту 3 ГОСТ Р 50597-93 проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству. В то же время, актом от 22.12.2010 проверки эксплуатационного состояния автомобильной дороги, расположенной по адресу: <адрес>, установлено, что вопреки требованиям пунктов 3, 3.1.6 ГОСТ Р 50597-93, пункта 2.1 Руководства по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах, утвержденного распоряжением Минтранса РФ от 16.06.2003 № ОС-548-р, на всем протяжении проезжей части данной дороги имеются зимняя скользкость, снежный накат высотой от 6 до 12 сантиметров. Ширина проезжей части заужена до 150 сантиметров. Указанные нарушения создают угрозу жизни и здоровью граждан, пользующихся вышеназванной дорогой, так как они могут привести к дорожно-транспортным происшествиям. Исковое заявление предъявлено в защиту интересов неопределенного круга лиц, поскольку установить конкретных участников дорожного движения не автомобильной дороге, расположенной по адресу: <адрес>, не представляется возможным. Просит признать бездействие мэрии города Ульяновска по невыполнению работ по ликвидации снежной скользкости на автомобильной дороге, расположенной по адресу: <адрес>, незаконным. Обязать мэрию города Ульяновска ликвидировать снежную скользкость на автомобильной дороге, расположенной по адресу: г. Ульяновск, ул. Федерации. Обязать мэрию города Ульяновска организовать надлежащее
содержание и уборку автомобильной дороги, расположенной по адресу: <адрес>.

Представитель истца помощник прокурора Ленинского района г. Ульяновска в судебном заседании на исковых требованиях настаивал, просил иск удовлетворить в полном объеме, дал пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика мэрии г. Ульяновска в судебном заседании не присутствовал, был извещен о времени и месте слушания гражданского дела.

Представитель третьего лица, УГИБДД УВД по Ульяновской области, в судебном заседании иск поддержал.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения помощника прокурора, представителя третьего лица, суд приходит к следующему.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии со ст. ст. 21, 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Прокурор Ленинского района города Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, проживающих на территории Ленинского района города Ульяновска, имеет право обратиться в суд с заявлением об устранении нарушений законодательства, угрожающих жизни и здоровью людей.

Согласно ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. При этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии с Уставом МО «Город Ульяновск», утвержденному решением Ульяновской Городской Думы от 30 июня 2010 г. N 67 к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации ( ст.3).

В соответствии со ст. 40 данного Устава к полномочиям исполнительно-распорядительного органа муниципального образования "Город Ульяновск" в вопросах местного значения относятся: в области строительства и транспорта: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; принятие мер по организации дорожного движения, в том числе посредством устройства объездов, в случае принятия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, решений о временных ограничении и прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам.

Таким образом, в силу действующего законодательства лицом, ответственным за состояние автомобильных дорог, находящихся в муниципальной казне, является мэрия города Ульяновска.

Согласно выписке из реестра объектов муниципальной собственности автомобильная дорога по <адрес> в <адрес>, находится в собственности муниципального образования «город Ульяновск».

Состояние указанной автомобильной дороги не соответствует требованиям государственного стандарта ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы».

Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (далее ГОСТ Р).

В силу п. 1 названного ГОСТа Р 50597-93, утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221, его нормы являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Согласно п. 3 названного ГОСТа Р, проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.

Согласно акту проверки эксплуатационного состояния автомобильных дорог от 22.12.2010, составленному по результатам совместной проверки с инспекторами ОГИБДД УВД по г. Ульяновску, объектом проверки является <адрес>. Была проверена проверка на соблюдение обязательных требований государственного стандарта ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». В результате проверки установлено: выявлены нарушения обязательных требований государственного стандарта: эксплуатация <адрес> не отвечает обязательным требованиям государственного стандарта (требований ГОСТ Р 50597-93). В нарушение требований п. 3, п. 3.1.6, п. 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93 на проезжей части, на остановочных пунктах и посадочных площадках имеется зимняя скользкость. Формирование снежных валов: на пересечениях улиц, на пешеходных переходах ближе 5 метров, на остановочных пунктах общественного транспорта ближе 20 метров, на тротуарах. Скользкость зимняя собирательное понятие всех зимних метеорологических явлений, значительно снижающих коэффициент сцепления дорожных покрытий (гололед, накат, ледяной покров, изморозь и др.). В нарушение требований п. 3, п. 3.1.6 ГОСТ Р 50597-93 на проезжей части имеются зимняя скользкость на всем протяжении проезжей части по <адрес> келейность, наледь, высота снежного наката составляет от 6 до 12 сантиметров, сужение проезжей части до 150 сантиметров. На остановочных пунктах и посадочных площадках общественного транспорта имеются зимняя скользкость: на остановке общественного транспорта, в районе пересечения улиц Федерации-Тухачевского снежный накат составляет от 10 до 20 сантиметров.

Таким образом, данные нарушения создают угрозу для жизни и здоровья граждан, пользующихся указанными дорогами, так как они могут привести к дорожно-транспортным происшествиям.

В связи с чем, иск подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск прокурора Ленинского района г. Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие мэрии г. Ульяновска, не принимающей надлежащих мер к ликвидации снежной скользкости на автомобильной дороге по <адрес> в <адрес>.

Обязать мэрию г. Ульяновска устранить выявленные нарушения эксплуатационного состояния на автомобильной дороге по <адрес>, а именно: зимнюю скользкость на автомобильной дороге по <адрес> в г. Ульяновске.

Обязать мэрию г. Ульяновска организовать надлежащее содержание и уборку на автомобильной дороге по <адрес> в г. Ульяновске.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска.

Судья Л.Н.Матвеева