о выдаче жилищного сертификата



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 декабря 2010г. г. Ульяновск

Ленинский районный суд

В составе председательствующего судьи Першиной С.В.

При секретаре Алтусовой И.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Пановой В.А. к мэрии г. Ульяновска, Министерству труда и социального развития Ульяновской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, выдаче жилищного сертификата,

У С Т А Н О В И Л:

Панова В.А. обратилась в суд с исковыми требованиями к мэрии г. Ульяновска, Министерству труда и социального развития Ульяновской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, выдаче жилищного сертификата, указав в обоснование иска, что является вдовой ветерана Великой Отечественной войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий. На основании договора социального найма является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Жилое помещение представляет собой коммунальную квартиру, состоящую из трех жилых комнат. Истица в данной квартире занимает жилую комнату, площадью 18 кв.м. Занимаемое истицей жилое помещение частично благоустроено: в квартире имеется холодное водоснабжение, канализация, туалет и кухня- одна на этаже. Домостроение, как и его отдельные элементы- крыша, лестница, требуют капитального ремонта.

Ранее супруг истицы- Панов П.Г., ветеран ВОВ состоял в очереди на улучшении жилищных условий в администрации Ленинского района г. Ульяновска. В связи со смертью супруга в ДД.ММ.ГГГГ очередь на улучшение жилищных условий была переведена на ее имя.

Узнав из средств массовой информации об Указе Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941- 1945г.» она обратилась к ответчикам с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ отделом по учету и распределению жилой площади истице был дан ответ, что в соответствии с законодательством безвозмездное субсидирование предполагается только ветеранам, вставшим на учет в очередь до 01 марта 2005г. ДД.ММ.ГГГГ Министерством труда и социального развития Ульяновской области истице был дан ответ, что обеспечение жильем ветеранов ВОВ, вставших на учет до 01 марта 2005г. завершено и ей следует обращаться по данному вопросу в мэрию г. Ульяновска. На повторное обращение из мэрии был получен аналогичный отказ, что вынудило истицу обратиться в суд с настоящим иском.

Согласно ч.3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам и иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанным по установленным Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии с п.3 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Пунктами 12,41 постановления Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47 установлено, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно- питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газофицированных районах также и газоснабжение.

Поскольку занимаемое истицей жилое помещение благоустроено частично, последняя является нуждающейся в улучшении жилищных условий. А соответственно, имеет право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета согласно ФЗ № 5- ФЗ «О ветеранах».

В судебном заседании представитель истицы Спицына Е.М. на удовлетворении исковых требований настаивала, дав суду аналогичные пояснения.

Представитель мэрии г. Ульяновска Павлеева Е.А. просила в иске Пановой В.А. отказать, приведя в обоснование своей позиции следующие доводы.

Решением комиссии по учету и распределению жилой площади при мэрии г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) заявление Пановой В.А. о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдовы ветерана Великой Отечественной войны 1941- 1945г. в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета было оставлено без удовлетворения.

В настоящее время обеспечение жилыми помещениями ветеранов ВОВ осуществляется в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ, Федерального Закона РФ от 12.01.1995г. № 5- ФЗ «О ветеранах», которым предусмотрено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ по месту жительства в органе местного самоуправления.

Нуждающимися в жилье признаются граждане, не обеспеченные учетной нормой площади жилого помещения.

В соответствии с решением Ульяновской Городской Думы № 136 от 13.07.2005г. учетная норма площади жилого помещения, в соответствии с которой гражданин признается нуждающимся в улучшении жилищных условий, составляет 12 кв.м. общей площади на одного человека.

Из представленных истицей документов следует, что она с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована и проживает в трехкомнатной коммунальной квартире, где занимает жилую комнату, площадью 18 кв.м. по <адрес>.

В процессе рассмотрения обращения истице было предложено представить технический паспорт на занимаемое жилое помещение. Данный документ, а также ряд других документов, истица предоставлять отказалась.

По данным последней технической инвентаризации (ДД.ММ.ГГГГ), эксплуатационный износ домостроения по вышеуказанной адресу, 1956 года постройки составляет 40- 45%. При этом, в жилых квартирах указанного домостроения, согласно техническому паспорту от 1999г., 2000г. имеются следующие благоустройства: водопровод, канализация центральная, отопление от ТЭЦ, водоснабжение холодное, водоснабжение горячее от колонки; газоснабжение центральное, электроэнергия. Возможно, что в квартире истицы отсутствует газовая колонка, обеспечивающая поступление горячего водоснабжения. Однако, в других квартирах такое благоустройство есть и истица имеет возможность установить в своей квартире колонку.

Довод истицы и ее представителя о том, что жилой дом по вышеуказанному адресу является ветхим, аварийным, непригоден для проживания, является голословным и не подтвержден документально. Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления. Истица в данную комиссию не обращалась.

Представитель Министерства труда и социального развития Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

В письменном отзыве просит в иске Пановой В.А. отказать по следующим основаниям.

В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006г. № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений» полномочия по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на Департамент (в настоящий момент- Министерство труда и социального развития Ульяновской области). Мера государственной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» определяется в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность.

Для получения свидетельства гражданин представляет в орган местного самоуправления муниципального образования, уполномоченный осуществлять учет граждан, нуждающихся в обеспечении жильем, необходимый пакет документы, в числе которых- документ, подтверждающий право гражданина- получателя на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.

Орган местного самоуправления осуществляет прием документов от граждан и ежегодную сверку, по итогам которой формирует списки получателей и до 01 апреля года, следующего за отчетным, направляет их в Департамент (Министерство труда и социального развития Ульяновской области». В представленных органом местного самоуправления списках Пановой В.А. не значится. Следовательно, Министерство не вправе выдавать истице жилищный сертификат.

Выслушав мнение участников процесса, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что в ДД.ММ.ГГГГ Панова В.А., вдова ветерана Великой Отечественной войны Панова П.Г., дважды обращалась в мэрию г. Ульяновска по вопросу признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.

Решением комиссии по учету и распределению жилой площади при мэрии г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) заявление Пановой В.А. о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдовы ветерана Великой Отечественной войны 1941- 1945г. в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета было оставлено без удовлетворения.

Основанием для принятия такого решения послужило то обстоятельство, что занимаемое истицей по договору социального найма жилое помещение превышает учетную норму площади жилого помещения, установленную на территории субъекта; кроме того, является достаточно благоустроенным.

Суд находит данный отказ мэрии г. Ульяновска законным и обоснованным, а исковые требования Пановой В.А. - не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части первой статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалидам войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах" в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ, гарантировалось первоочередное (внеочередное для инвалидов войны 1 группы) бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственных и муниципальных жилых фондов.

С 1 января 2005 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований", которым Федеральный закон "О ветеранах" был дополнен статьей 23.2 (пункт 8 статьи 2), а Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" - статьей 28.2 (пункт 2 статьи 5). В соответствии с этими статьями, определяющими порядок передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем отдельных категорий граждан, как следует из подпункта 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах" и статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в новой редакции, осуществляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.

Согласно пункту 6 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" и части шестой статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" форма предоставления данной меры социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации; при этом подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 и абзацем третьим части третьей статьи 28.2 устанавливалось, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, по обеспечению жильем инвалидов, в том числе инвалидов войны, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на данную меру социальной поддержки, из общей площади жилья 18 квадратных метров (в настоящее время для инвалидов Великой Отечественной войны - 22 квадратных метра) и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 таким органом является Министерство регионального развития Российской Федерации).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 02 мая 2006г. № 138 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов. Государственная поддержка по обеспечению жильем участников ВОВ осуществляется в форме социальной выплаты на приобретение жилья в собственность, право на которую удостоверяется свидетельством. Социальная выплата предоставляется за счет средств федерального бюджета в порядке очередности.

Документально подтверждается, что Панова В.А., вдова ветерана ВОВ, зарегистрирована и проживает с ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении по адресу: <адрес>. Жилое помещение представляет собой коммунальную квартиру, состоящую из трех жилых комнат. Истица в данной квартире занимает жилую комнату, площадью 18 кв.м.

Согласно ч.3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам и иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанным по установленным Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются собственники жилых помещений или члены семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с п. 5 ст. 50 ЖК РФ учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Согласно решению Ульяновской Городской Думы от 13.07.2005г. № 136 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения», вступившему в законную силу 15 июля 2005г., размер учетной нормы площади жилого помещения составляет 12 кв.м.

Таким образом, размер жилой площади занимаемого истицей жилья превышает учетную норму предоставления жилой площади.

В соответствии с п.3 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются также граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение).

На основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, органом местного самоуправления образовывается комиссия, которая проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и дает заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания.

Следует отметить, что согласно пункту 12 указанного Положения в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.

Таким образом, если решением вышеназванной комиссии жилое помещение не будет признано непригодным для проживания, а проживающие в нем граждане не признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, то обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета они не подлежат.

В ходе настоящего судебного заседания установлено, что в процессе рассмотрения отделом по учету и распределению жилой площади мэрии г. Ульяновска заявления истицы о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдовы ветерана ВОВ последняя отказалась представить технический паспорт на занимаемое жилое помещение.

Согласно техническому паспорту на домостроение по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ составленному по данным последней технической инвентаризации (представленному в материалы дела по запросу суда) эксплуатационный износ домостроения по вышеуказанному адресу, ДД.ММ.ГГГГ года постройки составляет 40- 45%. При этом, в жилых квартирах указанного домостроения, согласно техническому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ имеются следующие благоустройства: водопровод, канализация центральная, отопление от ТЭЦ, водоснабжение холодное, водоснабжение горячее от колонки; газоснабжение центральное, электроэнергия.

Соответствующего решения межведомственной комиссии о признании домостроения по адресу: <адрес> непригодным для проживания в материалы дела не представлено.

Таким образом, на дату настоящего судебного разбирательства истицей не доказан факт ее проживания в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Пановой В.А. к мэрии г. Ульяновска, Министерству труда и социального развития Ульяновской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдовы ветерана Великой Отечественной войны, выдаче жилищного сертификата оставить без удовлетворения.

Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ульяновского областного суда через Ленинский районный суд г. Ульяновска.

СУДЬЯ: С.В. ПЕРШИНА