признание нуждающимсяч в жилом помещении



Дело № 2-6774/10

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 декабря 2010 года г.Ульяновск

Ленинский районный суд г.Ульяновска

в составе судьи Рыбалко В. И.,

при секретаре Алиуллиной Г. Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заплаткиной К.Р. к мэрии города Ульяновска о возложении обязанности включить в список лиц на получение субсидии на приобретение жилого помещения, как вдовы участника Великой Отечественной войны,

У С Т А Н О В И Л :

Заплаткина К. Р. обратилась в суд с иском к мэрии города Ульяновска о возложении обязанности включить в список лиц на получение субсидии на приобретение жилого помещения, как вдовы участника Великой Отечественной войны.

Исковое требование мотивировано следующим. Заплаткина К. Р. является вдовой участника Великой Отечественной войны.

Истица обратилась в мэрию города Ульяновска в заявлением о признании ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения для получения субсидии на приобретение жилого помещения, как вдовы участника Великой Отечественной войны.

В удовлетворении заявленного требования истице было отказано. Отказ был мотивирован тем, что истица зарегистрирована в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности ее дочери, следовательно, обеспечена жилым помещением в соответствии с учетной нормой.

Истица считает действия ответчика незаконными. Истица с 2003 года проживает с дочерью в однокомнатной квартире общей площадью 35,04 кв. м., в том числе жилой площадью 18 кв. м. Квартира была приобретена дочерью истицы по договору купли-продажи. Истица в любой момент может быть лишена жилого помещения, так как фактически является квартирантом. Истица не имеет жилого помещения в собственности, а также по договору социального найма.

Заплаткина К. Р. просит суд признать незаконным отказ мэрии города Ульяновска в признании ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения; обязать мэрию города Ульяновска включить истицу в список лиц на получение субсидии на приобретение жилого помещения, как вдовы участника Великой Отечественной войны.

Истица Заплаткина К. Р. в судебное заседание не явилась по неизвестной суду причине, о дне и времени судебного заседания извещалась.

Представитель истицы в судебном заседании поддержал исковые требования, дал пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что ранее истица проживала в Ульяновской области в частном доме. После смерти мужа и матери истицы в 1998 году она решила переехать в г. Ульяновск поближе к детям. Дом был продан истицей на вырученные денежные средства с помощью детей было приобретено жилое помещение в г. Ульяновске - комната гостиничного типа (КГТ) по адресу: <адрес>. В 2003 году дочь истицы ФИО4 разменяла двухкомантную квартиру на две однокомнатные. Поскольку ФИО4 жила одно, истица стала проживать с дочерью по адресу: <адрес>. КГТ по <адрес> была продана, денежные средства находятся у истицы. Истица проживает с дочерью совместно, у них хорошие отношения, они вместе питаются.

Представитель истицы считает, что истица и ее дочь ФИО4 не являются членами одной семьи, так как они самостоятельные взрослые люди.

В судебном заседании представитель мэрии города Ульяновска иск не признал, указал, что истица проживает в квартире по адресу: <адрес>, вместе с дочерью, вселена в данную квартиру как член семьи собственника жилого помещения. Истица фактически ведет с дочерью общее хозяйство, они вместе питаются, имеют общий бюджет. Истица по месту жительства обеспечена жилой площадью свыше учетной нормы жилого помещения, которая в г. Ульяновске составляет 12 кв. м. общей площади жилого помещения.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, допросив свидетеля, суд приходит к следующему.

В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те доводы и обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 года за № 5-ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей получение и содержание жилых помещений.

В соответствии с пп. 4 ч. 1 ст. 14 вышеназванного Федерального закона, инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ).

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 23.2 вышеуказанного Федерального закона объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: 2) по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.

По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации(в редакции Федерального закона от 21.12.2009 N 327-ФЗ).

В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 №138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений» полномочия по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на Департамент социальной защиты населения. Мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность.

07.05.2008 Президентом РФ принят Указ № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

Из п. 1 данного Указа (в редакции от 09.01.2010) следует, что президент РФ в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановил считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

При этом, норма предоставления жилых помещений вышеуказанной категории лиц должна составлять не менее 22 кв. м. общей площади жилого помещения на человека (п. 2 Указа Президента РФ № 714 от 07.05.2008).

Судом установлено, что Заплаткина К. Р. является вдовой ветерана Великой Отечественной войны - удостоверение о праве на льготы выдано Управлением Департамента социальной защиты населения Ульяновской области по г. Ульяновску ДД.ММ.ГГГГ.

Заплаткина К. Р. с 2003 года и до настоящего времени зарегистрирована и проживает в однокомнатной квартире общей площадью 35,04 кв. м., расположенной по адресу: <адрес>. Вместе с истицей в указанной квартире проживает ее дочь - ФИО4, являющаяся собственником данного жилого помещения.

Из показаний свидетеля ФИО4 следует, что истица ведет с дочерью общее хозяйство, у них общий бюджет, они вместе питаются. В силу онкологического заболевания ФИО4 не может осуществлять уход за матерью. Две другие дочери истицы также в силу состояния здоровья не могут осуществлять уход за матерью. В связи с этим необходимо предоставление истице отдельного жилого помещения.

Согласно ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.

При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.

Таким образом, истица является членом семьи собственника жилого помещения - квартиры по адресу: <адрес>, имеет право пользования данным жилым помещением.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица проживала в КГТ общей площадью 17,5 кв. м., расположенной по адресу: <адрес>. Истица являлась собственником данного жилого помещения. Из пояснений представителя истицы, свидетеля ФИО4 следует, что данное жилое помещение продано истицей, денежные средства находятся у истицы.

Заплаткина К. Р. обратилась мэрию города Ульяновска с заявлением о включении ее в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как вдовы ветерана Великой Отечественной войны.

В удовлетворении заявленного требования истице было отказано (письмо исх. № от ДД.ММ.ГГГГ) со ссылкой на то, что истица не является нуждающейся в предоставлении жилого помещения.

Статья 51 Жилищного кодекса РФ предусматривает основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Так, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с решением Ульяновской городской Думы № 136 от 13.07.2005 года учетная норма площади жилого помещения, в соответствии с которой гражданин признается нуждающимся в улучшении жилищный условий, составляет 12 кв. м. общей площади на одного человека.

По мнению суда, Заплаткина К. Р. не может быть признана в установленном законом порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий, для получения субсидии на приобретение жилого помещения, поскольку суду не представлены доказательства, что она обеспечена жилым помещением площадью менее учетной нормы площади жилого помещения - 12 кв. м. общей площади.

В связи с изложенным суд не находит оснований для удовлетворения искового требования Заплаткиной К. Р.

Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Заплаткиной К.Р. к мэрии города Ульяновска о возложении на мэрию города Ульяновска обязанности включить Заплаткину К.Р. в список лиц на получение субсидии на приобретение жилого помещения, как вдовы участника Великой Отечественной войны - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение 10 дней.

Судья В. И. Рыбалко