29 декабря 2010 года г.Ульяновск
Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе:
судьи Родионовой В.П.,
с участием адвоката Павловой
при секретаре Паршиной А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бабошкина Н.И. к Мэрии города Ульяновска о включении жилого дома в реестр муниципальной собственности
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с вышеназванным иском, указывая, что в 1968 году его мать - Бабошкина В.Т. от откормочного совхоза Управления торговли Ульяновской области получила для проживания семьи квартиру в доме по ул.901 километр г.Ульяновска. Истец в данной квартире зарегистрирован и проживает с 1981 года, данная квартира является его единственным жильем. В инвентарном деле ( подлинник находится в БТИ г.Ульяновска) имеются отметки о том, что с 1987 года собственником дома было предприятие Главкультбыта, а затем завод «Электробытприбор» ( в 1988 году переименован в Ульяновский завод «Электромаш»). В 2004 году в отношении завода «Электромаш» была проведена процедура банкротства, после чего дом должен был быть передан на баланс города, однако этого сделано не было и где находятся все документы подтверждающие факт распределения и вселения истца в указанное жилое помещение, он знает. Истец обратился непосредственно в Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами Мэрии г.Ульяновска с просьбой о включении дома в реестр муниципальной собственности, однако было предложено представить документы основания для вселения, которых у него нет. В соответствии с пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении собственности в России на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе России, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в Приложении N 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, подлежат передаче в муниципальную собственность.
В судебное заседание истец не явился, Доверил представление своих интересов Глянцеву. Представитель истца Глянцев Ю.С. поддержал заявленные исковые требования и доводы иска.
Представитель ответчика и третьего лица Цывочка А.С. иск не признала, поддержала доводы письменного отзыва, указывая следующее. Согласно пункту 1 Приложения N 3 к указанному Постановлению к муниципальной собственности отнесены объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского, районного Совета народных депутатов, жилищный фонд, здания и строения социально-культурного и бытового назначения. Просит обязать Мэрию г.Ульяновска включить в реестр муниципальной собственности жилой дом по адресу: г.Ульяновск, ул.<адрес>. Мэрии г. Ульяновска ознакомившись с заявлением Бабошкина Николая Ивановича «о включении жилого дома в реестр муниципальной собственности» считает заявленные требования необоснованными по следующим основаниям.. Свои исковые требования истец обосновывает Постановлением Верховного Совета Российской Федерации №3020-1. Согласно, приложения №3 к указанному постановлению к объектам муниципальной собственности относится жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7- процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения. Жилой дом по улице 901 км. в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов ни когда не находились, что следует из пояснений самого истца. Истцом также не представлено доказательств строительства спорных объектов за счет указанных в постановлении отчислений. В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991г. №3020-1 объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). Для передачи любого имущества в реестр муниципальной собственности необходимо соблюдение процедуры, предусмотренной действующим законодательством РФ. Для определения соответствующей процедуры необходимо учитывать вид собственности передаваемого имущества. Для передачи в реестр муниципальной собственности, применяется процедура в рамках гражданско-правовых отношений (Например, путем заключения договора дарения либо договора пожертвования с последующей регистрацией права в Росреестре). В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Однако истцом не было предоставлено в материалы дела ни оного документа, свидетельствовавшего о законности использования квартиры <адрес>. Таким образом, заявитель собственником спорного дома не является, следовательно, передача прав владения, пользования и распоряжения в свободном гражданско-правовом порядке недопустима. Для передачи в реестр муниципальной собственности имущества, находящееся в государственной либо федеральной собственности, применяется процедура в рамках административно-правовых отношений, порядок которых регулируется: ч.11, ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившим силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации». Постановлением Правительства РФ от 13.06.2006г. №374 «О перечнях документов,
необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта РФ или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта РФ». Федеральный закон от 22.08.2004г. №122-ФЗ предусматривает передачу в муниципальную собственность федеральное либо государственное имущество в случаях: если нахождение указанного имущества в федеральной либо в государственной
собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными учреждениями для целей, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и Федеральным законом от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Таким образом, для принятия обоснованного решения необходимо запросить сведения в уполномоченных органах о наличии спорного дома в реестрах субъекта РФ и федеральной собственности. В настоящее время весь муниципальный жилой фонд г. Ульяновска числится в казне муниципального образования город Ульяновска. В соответствии с Положением «О муниципальной казне города Ульяновска», утвержденным решением УГД от 19.12.2002г. №210, одним из оснований отнесения объектов к муниципальной казне является отсутствие собственника имущества, отказ собственника от имущества или утрата собственником права на имущество по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, на которое в случаях и в порядке, установленном РФ, приобретено право муниципальной собственности. Таким образом, в случае, если спорный жилой дом не числится ни в областной ни в федеральной собственности мэрия г. Ульяновска считает, что указанное здание является бесхозяйным имуществом. В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет в орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Просит в удовлетворении иска отказать.
Третье лицо Волгужева Ю.В. и ее представитель Жереновская Н.В. поддержали заявленные требования. Дополнительно пояснили, что спорный дом не может быть бесхозным, так как в доме проживают люди. Земля принадлежит муниципалитету. При процедуре банкротства завод « Электромаш» допустили халатность, и вопрос не решался в Арбитражном суде с передачей жилищного фонда муниципалитету. Люди проживают и не имеют возможности оплачивать коммунальные услуги. Создана целевая программа, имеются документы, подтверждающие, что дом ветхий и люди, проживающие в доме, подлежат переселению. Муниципалитет обязан принять дом в таком виде, в каком он есть.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, третье лицо и представителя третьего лица, исследовав материалы гражданского дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Установлено, что по адресу, 901 километр в г. Ульяновске расположен дом № 7, что подтверждается справкой о регистрации адреса строения, выданной ОГУП БТИ от 06.08.2010 года ( ранее адрес был следующий : <адрес>.).
Согласно справки по форме № 8 от 02 ноября 2010 года, выданной ООО «РИЦ», в кв. 1, дома 7 по адресу: Ульяновск, <адрес> зарегистрированы : Бабошкина В.Т., в качестве квартиросъемщика с 25 ноября 1968 года, Бабошкин Н.И. в качестве сына с 13 ноября 1981 года. Данные внесены на основании домовой книги.
Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Заволжского районного суда г. Ульяновска от 28 июня 2010 года, вступившим в законную силу 10 августа 2010 года отказано в удовлетворении исковых требований Бабошкину Н.И. о признании за ним права общей долевой собственности на 31\100 долю жилого дома ( инвентарный номер 73:401:002:001742040), расположенного по ул. <адрес> в г. Ульяновске в порядке приватизации. Решение обжаловалось в кассационном порядке и определением судебной коллегии по гражданским делам оставлено без изменения.
Указанным решением установлены следующие обстоятельства.
По адресу: г. Ульяновск 901 км. № 1 значится два дома: дом № 1 по разъезду 901 км., ранее принадлежащий Ульяновскому отделению Куйбышевской железной дороги, и дом № 1 по ул. <адрес>. ( поселок 901 км., казарма 901 км.), принадлежавший ЗАО «Электромаш» ( заводу « Электробытприбор» ).
Постановлением Городской Думы г. Ульяновска № 161 от 02 июня 2004 года утверждена городская целевая Программа по переселению граждан г. Ульяновска из ветхого и аварийного жилищного фонда согласно которой дом 1 по 901 км., принадлежащий ЗАО «Электромаш», включен в список домов, принятых от ведомственных организаций в составе муниципального ветхого жилого фонда, где необходимо провести реконструкцию или отселение семей..
Ранее решением исполкома Заволжского районного Совета народных депутатов № 140 от 04 апреля 1989 года были утверждены акты межведомственной комиссии, в том числе акт от 120 августа 1988 года в отношении жилого дома № 1 <адрес> принадлежащий заводу «Электромаш», согласно которому указанный жилой дом был отнесен к категории непригодных для проживания. Впоследствии аварийное состояние указанного жилого дома было подтверждено в результате комиссионного обследования, проведенного 01 ноября 2001 года.
Также судом установлено, что дом, в котором проживает истец, не включен в реестр муниципальной собственности.
УПК ЗАО «Электромаш» решением Арбитражного суда Ульяновской области от 02.10.2003 г. по делу № А72-699/02-Ск38-Б признан несостоятельным (банкротом) и в отношении него было открыто конкурсное производство сроком на 12 месяцев, в ходе которого не передан в муниципальную собственность спорный дом.
В соответствии с п. 4 ст. 104 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" жилищный фонд социального использования, детские дошкольные учреждения и объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона, подлежат передаче соответствующему муниципальному образованию в лице уполномоченных органов местного самоуправления, которые обязаны принять это имущество в месячный срок с момента получения уведомления от конкурсного управляющего и нести обязанность по их содержанию и обеспечению функционирования.
Согласно п. 5 ст. 104 этого же Закона передача объектов осуществляется по фактическому состоянию без каких-либо дополнительных условий.
В силу статьи 6 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решение вопросов местного значения по содержанию и использованию муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений относится к ведению муниципальных образований.
В соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР № 3020-1 от 27 декабря 1991 года «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, округов, г. Москвы и С.Петербурга и муниципальную собственность» к объектам муниципальной собственности отнесен жилой фонд.
Федеральный закон от 22.08.2004г. №122-ФЗ предусматривает передачу в муниципальную собственность федеральное либо государственное имущество в случаях: если нахождение указанного имущества в федеральной либо в государственной
собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными учреждениями для целей, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и Федеральным законом от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Как установлено в судебном заседании, спорный жилой дом не включен в реестры субъекта РФ - Ульяновской области и федеральной собственности.
Несмотря на тот факт, что дом не включен и в реестр муниципальной собственности, органом местного самоуправления в отношении указанного жилого дома осуществляются права собственника. Как указывалось выше, Постановлением Городской Думы г. Ульяновска № 161 от 02 июня 2004 года утверждена городская целевая Программа по переселению граждан г. Ульяновска из ветхого и аварийного жилищного фонда и дом 1 по <адрес> принадлежащий ЗАО «Электромаш», включен в список домов, принятых от ведомственных организаций в составе муниципального ветхого жилого фонда, где необходимо провести реконструкцию или отселение семей.
Кроме того, истец, а также другие жители дома зарегистрированы в занимаемых жилых помещениях, что подтверждается домовой книгой.
Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей Козлова Н.К., Тагашова Е.И., Дикова М.И., Володин В.А. пояснили, что вселение осуществлялось в 80 годах, по решению администрации откормочного совхоза, поскольку как Бабошкина В.Т., так и Волгожевы получали квартиры в спорном доме будучи работниками совхоза. Затем совхоз был ликвидирован и дом был передан на обслуживание заводу «Электробытприбор», впоследствии переименованного в «Электромаш».
Ответчиком не представлено доказательств незаконности вселения истца в спорное жилое помещение.
С учетом вышеприведенных обстоятельств, суд приходит к выводу о необходимости возложения на мэрию города Ульяновска включить в реестр муниципальной собственности жилой дом, расположенный по адресу: г.Ульяновск, <адрес>
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Бабошкина Н.И. удовлетворить.
Возложить обязанность на Мэрию г. Ульяновска включить в реестр муниципальной собственности жилой дом № 7, <адрес>, г. Ульяновск.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г. Ульяновска.
Судья В.П.Родионова