о включении в очередьна получение жилья



2- 7029/10

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 декабря 2010 года г.Ульяновск

Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе:

судьи Родионовой В.П.,

при секретаре Паршиной А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бикмаевой А.В. к Мэрии города Ульяновска о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и постановке в очередь на улучшение жилищных условий с применением льгот для участников Великой Отечественной Войны

УСТАНОВИЛ:

Бикмаева А.В. обратилась в суд с вышеназванным иском, указывая, что в 2010 году обратилась в Мэрию г. Ульяновска по вопросу постановки в очередь по обеспечению жилым помещением в соответствии с ФЗ « О ветеранах». Заявление было рассмотрено и в удовлетворении просьбы отказано. Считает решение незаконным по следующим основаниям. Истица обеспечена нормой жилой площади ниже учетной, а именно, на истца приходится 10.6 кв.м. Полагает, что мэрия неверно сделала расчет, разделив площадь квартиры на трех собственников, не принимая в расчет зарегистрированных. Кроме того, полагает, что не должно приниматься во внимание наличие у внучки в собственности жилого помещения, а внучка Бикмаева Е.И. совместного хозяйства с бабушкой не ведет, у них отсутствуют личные неимущественные права и обязанности, которые характеризуют семейные отношения. Просит признать незаконным решение Комиссии по учету и распределению жилой площади при мэрии г. Ульяновска от 28 октября 2010 года и возложить обязанность на Мэрию г. Ульяновска включить Бикмаеву А.В в очередь на улучшение жилищных условий с применением льгот для участников Великой Отечественной Войны.

Истица в судебное заседание не явилась, доверила представление своих интересов Бикмаевой Е.И.

Представитель истца Бикмаева Е.И. поддержала заявленные требования и доводы иска. Просила учесть, что ее отец является инвалидом второй группы, психически неуравновешенный и совместное с ним проживание невозможно. Полагает, что при определении нуждаемости истца не должна приниматься во внимание комната в коммунальной квартире по <адрес>, поскольку указанное жилье она намеревается признавать ветхим.

Представитель Мэрии города Ульяновска в судебное заседание не явилась, в отзыве указала, следующее. Заявление Бикмаевой А.В. о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдовы ветерана Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг., в целях обеспечения жильём за счёт средств федерального бюджета рассмотрено на Комиссии по учёту и распределению жилой площади при мэрии г. Ульяновска от 28.10.2010 г. (Протокол № 32). Решением Комиссии в удовлетворении просьбы отказано по следующим основаниям. В настоящее время обеспечение жилыми помещениями ветеранов ВОВ осуществляется в соответствии с нормами Жилищного Кодекса РФ, Федерального Закона РФ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (с изменениями от 21.12.2009 г.), которым предусмотрено обеспечение жильём нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ по месту жительства в органе местного самоуправления. Нуждающимися в жилье признаются граждане, не обеспеченные учётной нормой площади жилого помещения. В соответствии с решением Ульяновской Городской Думы № 136 от 13.07.2005 г., учётная норма площади жилого помещения, в соответствии с которой гражданин признаётся нуждающимся в улучшении жилищных условий, составляет 12 кв.м. общей площади на одного человека. С 1980г. Бикмаева А.В., зарегистрирована в 3-х комнатной квартире общей площадью 53.11 кв.м. по пр-ду <адрес>. Является собственником 1/3 доли указанной квартиры (что составляет 17.7кв.м.), 2/3 доли - ее внук. На данной жилой площади зарегистрировано 5 человек. Таким образом, учётной нормой площади жилого помещения Бикмаева А.В. обеспечена, к категории граждан, нуждающихся в жилье, не относится. Кроме того, внучка заявительницы - Бикмаева Е.И. является собственником жилого помещения общей площадью 30.92 кв. м. по <адрес>4. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель Министерства финансов Ульяновской области принятие решение оставила на усмотрение суда. Поддержала доводы отзыва на иск, из которых следует следующее. В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О ветеранах» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» ветераны ВОВ, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильём за счёт средств федерального бюджета, независимо от даты постановки на учёт.

Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки указанной категории граждан (ст.23.2).

Ведение учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с Законом Ульяновской области от 06.05.2006 № 49-ЗО « О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма», а также постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильём отдельных категорий граждан в Ульяновской области и Порядке предоставления им жилых помещений».

Пунктом 6 статьи 3 вышеназванного Закона предусмотрено, что решение о принятии на учёт или об отказе в принятии на учёт принимается органами местного самоуправления не позднее чем через тридцать календарных дней со дня представления заявления и всех необходимых документов. Датой принятия на учёт считается дата соответствующего решения. Решение об отказе в принятии на учёт может быть обжаловано в судебном порядке.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 2 мая 2006г. № 138 утверждён Порядок предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

Государственная поддержка по обеспечению жильём участников ВОВ осуществляется в форме социальной выплаты на приобретение жилья в собственность, право на которую удостоверяется свидетельством.

Социальная выплата предоставляется за счёт средств федерального бюджета в порядке очерёдности.

Для получения свидетельства Получатель должен представить в орган местного самоуправления муниципального образования соответствующие документы. Уполномоченный орган осуществляет приём документов и ежегодную сверку по итогам которой формирует списки получателей и до 1 апреля года, следующего за отчётным, направляет их Департамент социальной защиты населения Ульяновской области -Министерство труда и социального развития Ульяновской области (уполномоченный Правительством области орган исполнительной власти Ульяновской области по обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов).

Министерство на основе представляемых в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка списков формирует в хронологической последовательности по дате постановки на учет список Получателей по Ульяновской области. Министерство запрашивает от уполномоченных органов муниципальных образований документы, предусмотренные в пункте 8 настоящего Порядка, на Получателей, находящихся в начале сформированного им списка, после чего выносит их на рассмотрение рабочей группы по вопросам обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Постановлением Правительства РФ от 15.10.2005 № 614 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию переданных полномочий по обеспечению жильём ветеранов....

Финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением жильём граждан, осуществляется за счёт средств федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий год в составе Федерального фонда компенсаций.

Перечисление субвенций в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учёта поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Таким образом, в бюджете Ульяновской области денежные средства на обеспечение жильём ветеранов ВОВ не предусматриваются, так как финансирование мер социальной поддержки участников ВОВ в виде обеспечения жильём является расходными обязательства Российской Федерации.

Выслушав представителя истца, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска.

В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те доводы и обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

В судебном заседании установлено, что Бикмаева А.В. является вдовой, ветерана Великой Отечественной Войны.

В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 года за №5-ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей получение и содержание жилых помещений.

В соответствии с подп. 4 ч. 1 ст. 14 вышеназванного Федерального закона, инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ).

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 23.2 вышеуказанного Федерального закона объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: 2) по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.

По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации(в редакции Федерального закона от 21.12.2009 N 327-ФЗ).

В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.06 г. №138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений» полномочия по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на Департамент социальной защиты населения. Мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность.

07 мая 2008 года Президентом РФ принят Указ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» №714.

Из п. 1 данного Указа (в редакции от 09.01.2010 г.) следует, что президент РФ в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановил считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года за №5-ФЗ «О ветеранах».

Установлено, что Бикмаева А.В. является собственником 1\3 доли трехкомнатной квартиры 36 дома 5 по <адрес> в г. Ульяновске на основании договора на передачу жилой площади в собственность граждан № 12704 от 12 марта 1994 года.

Сособственником 2\3 доли указанной квартиры является внук истицы - Бикмаев О.И. на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке, и 03 июня 2005 года выдано свидетельство о регистрации права собственности.

Согласно справки по форме № 8, выданной ООО «РИЦ» по состоянию на 14 декабря 2010 года, в квартире <адрес> зарегистрированы и проживают : Бикмаева А.В. ( собственник) с 15 апреля 1980 года, Бикмаев О.И. внук истицы ( собственник) с 13 ноября 1991 года, Бикмаев И. Х. - сын истицы с 22 ноября 1996 года, Бикмаева Е.И. - внучка истицы с 22 августа 2001 года, Бикмаева Н.П. сноха - с 29 января 2008 года.

По сообщению УОГУП БТИ от 03 декабря 2010 года, по данным последней технической инвентаризации по состоянию на дату обследования - 08 апреля 2005 года, общая площадь квартиры 36 в доме 5 по пр. <адрес> в г. Ульяновске составляет 53,11 кв.м.

Как следует из выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним по состоянию на 15 декабря 2010 года, Бикмаева Е.И. имеет в собственности 14\100 долей в праве на квартиру <адрес> в г. Ульяновске. Общая площадь жилого помещения 30,92 кв.м.

Статья 51 Жилищного кодекса РФ предусматривает основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Так, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются : не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с решением Ульяновской городской Думы № 136 от 13.07.2005 года учетная норма площади жилого помещения, в соответствии с которой гражданин признается нуждающимся в улучшении жилищный условий, составляет 12 кв.м. общей площади на одного человека.

Установлено, что истица обеспечена учетной нормой жилого помещения и на ее долю приходится 16,80 кв.м. ( 53,11 + 30,92 = 84,03 : 5).

С учетом изложенного у суда не имеется законных оснований для удовлетворения иска, и признания незаконным решение Комиссии по учету и распределению жилой площади мэрии г. Ульяновска от 28 октября 2010 года в соответствии с которым Бикмаева А.В. не признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Руководствуясь ст.ст. 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении иска Бикмаевой А.В. к Мэрии города Ульяновска о признании незаконным решения Комиссии по учету и распределению жилой площади мэрии г. Ульяновска от 28 октября 2010 года и включении в очередь на улучшение жилищных условий с применением льгот для участников Великой отечественной войны - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г. Ульяновска.

Судья В.П.Родионова