о запрете строительства



Дело № 2-158/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 января 2011 года

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

судьи Матвеевой Л.Н.,

при секретаре Айсиной А.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ленинского района города Ульяновска в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к мэрии города Ульяновска и Обществу с ограниченной ответственностью ФИО5» о возложении обязанности получить положительное заключение государственной экспертизы проектной документации автозаправочной станции,

установил:

Прокурор Ленинского района города Ульяновска обратился в суд с иском в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к мэрии города Ульяновска и Обществу с ограниченной ответственностью «ФИО6» о возложении обязанности получить положительное заключение государственной экспертизы проектной документации автозаправочной станции.

В обоснование иска указал, что прокурорской проверкой соблюдения градостроительного законодательства в деятельности мэрии г.Ульяновска и ООО «ФИО7»выявлены грубые нарушения. Так, в соответствии с ч. 7 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства застройщик направляет в орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; материалы, содержащиеся в проектной документации; положительное заключение государственной экспертизы проектной документации. Вместе с тем, указанные требования законодательства должностными лицами мэрии г. Ульяновска игнорируются. Так, мэрией г.Ульяновска 14.12.2009 выдано ООО ФИО10» разрешение на строительство № RU 73 304000-302 автозаправочной станции по пр. Нариманова (северо-восточнее главного корпуса завода «Искра») в Ленинском районе г.Ульяновска. В нарушение указанных норм мэрией г.Ульяновска разрешение на строительство вышеназванной АЗС выдано без положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, что не допустимо. Более того, мэрией г.Ульяновска 22.12.2010 вопреки ч. 3 ст.55 указанного Кодекса выдано ООО «ФИО8 разрешение на ввод автозаправочной станции по <адрес> (<адрес>») в Ленинском районе г.Ульяновска в эксплуатацию, что не допустимо. На основании ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. Таким образом, строительство ООО «ФИО9» автозаправочной станции по <адрес> (<адрес> Ленинском районе г.Ульяновска в отсутствие положительного заключения государственной экспертизы проектной документации может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций, создает угрозу жизни и здоровью граждан, чем нарушаются права неопределенного круга лиц. В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Просил признать действия мэрии <адрес> по выдаче ООО «ФИО11 разрешения на строительство автозаправочной станции по <адрес> <адрес>») в Ленинском районе г.Ульяновска без положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и ввода данного объекта в эксплуатацию, незаконными. Обязать ООО «ФИО12 прекратить эксплуатацию автозаправочной
станции по <адрес> (<адрес> в Ленинском районе г.Ульяновска до получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.

В ходе рассмотрения гражданского дела исковые требования были изменены, истец просит обязать ООО <адрес>» получить положительное заключение государственной экспертизы проектной документации автозаправочной станции по <адрес> (<адрес>») в Ленинском районе г. Ульяновска.

В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Ульяновска на иске настаивал, поддержал доводы иска и пояснил, что согласно Градостроительного плана земельного участка, подготовленного мэрией города Ульяновска проект автозаправочной станции подлежит государственной экспертизе.

Представитель ответчика мэрии города Ульяновска в судебном заседании уточненный иск оставил на усмотрение суда, поддержал свои возражения, в которых указала, что в соответствии с пунктом 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей. Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами, а также отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами. Автозаправочная станция, расположенная по <адрес> (<адрес> не относится к производственным объектам. Так, понятие производственной деятельности содержит статья 209 Трудового кодекса Российской Федерации, определяющая ее как совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг. В соответствии с пунктом 2.1 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01), утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 01.08.2001 №229, автозаправочные станции предназначены для обеспечения потребителей нефтепродуктами. На АЗС осуществляются следующие технологические процессы: прием, хранение, выдача (отпуск) и учет количества нефтепродуктов. Дополнительно на АЗС реализуют смазки, специальные жидкости, запасные части к автомобилям и другим транспортным средствам, а также оказываются услуги владельцам и пассажирам транспортных средств. Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1), утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 №329-ст. розничная торговля моторным топливом, смазочными материалами и охлаждающими жидкостями, отнесена к подразделу ОА - «оптовая и розничная торговля: ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования». Производство нефтепродуктов относится к иному подразделу (ОР) Классификатора. То есть, два указанных вида экономической деятельности носят самостоятельный характер. Таким образом, поскольку автозаправочные станции не осуществляют производство или переработку сырья, их деятельность не связана с превращением ресурсов в готовую продукцию, то есть производственную деятельность, то АЗС не может быть отнесена к производственным объектам. Приказом Ростехнадзора от 15.04.2008 №241 «О мерах по устранению административных барьеров в виде регистрации автозаправочных станций, предназначенных для осуществления розничной торговли бензином и дизтопливом, в государственном реестре опасных производственных объектов и распространения на них действия законодательства в области промышленной безопасности» установлено, что автозаправочные станции, предназначенные для осуществления розничной торговли бензином и дизтопливом, не подлежат регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов. Также письмом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 02.062005 №11-12/1593 определено, что отдельно стоящие автозаправочные станции, как объекты розничной торговли нефтепродуктами, не относятся к опасным производственным объектам и не входят в сферу действия Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». В соответствии с СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 АЗС для легкового автотранспорта, оборудованные системой закольцовки паров бензина с объектами обслуживания (магазины, кафе) были отнесены к V классу опасности с ориентировочной санитарно-защитной зоной 50 метров. В соответствии с внесенными изменениями в САнПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 для АЗС включающих не более 3-х топливораздаточных колонок для заправки легкового автотранспорта жидким топливом, в том числе с объектами обслуживания (магазины, кафе) санитарно-защитная зона установлена в размере 50 метров. Нормативное расстояние от границ земельного участка, принадлежащему ООО «ФИО13» <адрес>» составляет 60 метров, что соответствует требованиям СанПин.

Представители ООО «ФИО14» в судебном заседании иск не признали и пояснили, что в соответствии ч. 1. ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. В силу п. 4 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ к заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагаются положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса). Согласно ч. 1 ст. 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. В силу п. 4 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства: отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами. В соответствии с проектной документацией на строительство автозаправочной станции по <адрес> (<адрес> Ленинском районе г. Ульяновска, с разрешением на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ, разрешением на ввод объекта в эксплуатацию № К1) 73304000-238 от ДД.ММ.ГГГГ, автозаправочная станция имеет количество этажей - 1, общая площадь объекта - 257,8 кв.м. Автозаправочные станции особо опасными, технически сложными не являются. Данный довод подтвержден Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) от 15.04.2008 г. № 241 «О мерах по устранению административных барьеров в виде регистрации автозаправочных станций, предназначенных для осуществления розничной торговли бензином и дизтопливом, в государственной реестре опасных производственных объектов и распространения на них действия законодательства в области промышленной безопасности», изданного во исполнение поручения председателя Правительства Российской Федерации от 09.04.2008 г. № ВЗ-П16-2160 «По устранению необоснованных административных барьеров в виде регистрации автозаправочных станций, предназначенных для осуществления розничной торговли бензином и дизтопливом, в государственной реестре опасных производственных объектов и распространения на них действия законодательства в области промышленной безопасности». Письмом от 02.06.2005 г. № 11-12/1593 Ростехнадзор также сообщает, что отдельно стоящие автозаправочные станции, как объекты розничной торговли нефтеродуктами, не относятся к опасным производственным объектам и не входят в сферу действия Закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». На обращение ООО «ЭКО-Нефть» в Средне-Поволжское управление Ростехнадзора был получен ответ за исх. № 17-20/27 от 13.01.2011г., в котором также подтверждается, что регистрация автозаправочных станций, предназначенных для осуществления розничной торговли бензином и дизтопливом, в государственном реестре опасных производственных объектов прекращена. Производственная деятельность на данном объекте не осуществляется, деятельность автозаправочной станции заключается в розничной торговле моторным топливом. Так, понятие производственной деятельности содержит ст. 209 Трудового кодекса РФ, определяющая ее как совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг. Целью деятельности АЗС является не получение и хранение горючих жидкостей, а реализация нефтепродуктов в розничной торговле, что свидетельствует о невозможности идентификации данного объекта как производственного (Письмо Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.01.2005 № 11-10/70). Отдельно стоящие автозаправочные станции, являются объектами розничной торговли горюче-смазочными материалами (бензин, дизтопливо, смазочное масло, эксплуатационные жидкости), которые действительно относятся к легковоспламеняющимся и горючим жидкостям, но в процессе данной деятельности не осуществляется ни создание, ни переработка горюче-смазочных материалов, что подтверждается и «Общероссийским классификатором видов экономической деятельности» ОК 029-2007 (утвержден приказом Ростехрегулирования от 22. И. 2007 г. № 329-ст), которым розничная торговля моторным топливом для автотранспортных средств, мотоциклов и т.п., осуществляемая стационарными и передвижными автозаправочными станциями, отнесена в подраздел ОА Оптовая и розничная торговля. Производство нефтепродуктов относится к иному разделу (ОР) указанного Классификатора. Данные выводы подтверждены и письмом Ростехнадзора от 02.06.2005 № 11-12/159370 в адрес заместителя Председателя ВАС РФ. Таким образом, автозаправочные станции, как отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 кв.м. и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности подпадают по действие пункта 4 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ, исключающего необходимость проведения государственной экспертизы проектной документации. С доводами прокурора на нарушение мэрией ч. 3 ст. 55 ГрК РФ при выдаче разрешения на ввод автозаправочной станции в эксплуатацию также не согласны. На основании ч. 3 ст. 55 ГрК РФ к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию прилагаются следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; разрешение на строительство; акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора); документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного,
отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство; документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объектов капитального строительства приборами учета
используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании
договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов индивидуального жилищного строительства документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей
инженерно-технического обеспечения (при их наличии); схема, отображающая расположение построенного, реконструированного,
отремонтированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора); заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии
построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов,
заключение государственного экологического контроля в случаях,
предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса. Все необходимые документы для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию ООО «ЭКО-Нефть» представило в полном объеме, что привело к получению от мэрии г. Ульяновска разрешения на ввод автозаправочной станции в эксплуатацию. По приведенному выше правовому обоснованию заключение государственной экспертизы проектной документации не требуется для нашего объекта, и соответственно, мэрией г. Ульяновска такое заключение не запрашивалось.

В судебном заседании представитель третьего лица, Областного автономного учреждения «Ульяновскгосэкспертиза», не присутствовал, просил гражданское дело рассмотреть в его отсутствие. В отзыве указал, что проектная документация на строительство автозаправочной станции <адрес> (северо<адрес> в Ленинском районе г. Ульяновска на государственную экспертизу не поступала.

Суд определил, рассмотреть гражданское дело при данной явке.

Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, выслушав специалиста, суд приходит к следующему.

В судебном заседании было установлено, что мэрией в нарушении ч.7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ 14.12.2009 года выдано ООО «ФИО15» разрешение на строительство автозаправочной станции по <адрес> (<адрес>») в Ленинском районе г. Ульяновска без положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.

Более того, мэрией г.Ульяновска 22.12.2010 вопреки ч.3 ст.55 указанного Кодекса выдано ООО «ФИО16» разрешение на ввод автозаправочной станции по <адрес> (<адрес>») в Ленинском районе г.Ульяновска в эксплуатацию.

Доводы представителей ответчиков о том, что автозаправочная станция не является производственным объектом, а поэтому для выдачи разрешения на строительство не требуется получение положительного заключения государственной экспертизы, заявлены без оснований.

В соответствии с ч. 7 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства застройщик направляет в орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения па строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; материалы, содержащиеся в проектной документации; положительное заключение государственной экспертизы проектной документации.

В соответствии со ст. 49 Градостроительного кодекса РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства: отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами; отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.

Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста Горохов А.У. - главный государственный эксперт ОАУ «ФИО17 пояснил, что на АЗС хранятся и обращаются опасные вещества - нефтепродукты (бензины, дизельное топливо, относящиеся к 4 классу опасности но ГОСТ 12.1.007-76), способные образовывать с воздухом взрывоопасные смеси. Категории и группы взрывоопасной смеси определены ПА ТЗ, в соответствии с табл. 7.3.3 ИУЭ (изд. 6) и ГОСТ Р 51330.11-99. Для АЗС установлена категория пожарной опасности Ан по НПБ 105-03 и класс взрывоопасной зоны В-1г по ПУЭ (изд.6) с применением электрооборудования в этих зонах во взрывозащищенном исполнении. Для АЗС требуется установление санитарно-защитной зоны ( СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»). Следовательно, в смысле ст. 2 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» АЗС относятся к опасным производственным объектам, а проектная документация на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт данных объектов подлежит государственной экспертизе в соответствии с п. 1 ст. 49, Градостроительного кодекса Российской Федерации. В случае, если проектами на строительство реконструкцию или капитальный ремонт АЗС предусмотрено храпение и обращение опасных веществ в, количествах, превышающих предельные, указанные в приложении 2 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», то на такие объекты в соответствии с п. 2. ст. 14 должна разрабатываться декларация промышленной безопасности, а проектная документация подлежит государственной экспертизе на федеральном уровне (п. 11 -а ст. 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). В случае, если на АЗС предусмотрено хранение и обращение опасных веществ в количествах, не превышающих предельные, указанные в приложении 2 к Федеральному закону ФЗ № 116, государственная экспертиза таких проектов проводится на уровне субъектов Российской Федерации. Кроме того, поскольку на АЗС требуется установление санитарно-защитной зоны, то проведение государственной экспертизы проекта также необходимо.

Понятие «производственная деятельность» приведено в абзаце девятом статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которому производственная деятельность - совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

Согласно пункту 2.1 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01), утвержденных приказом Минэнерго России от 01.08.2001 N 229 (в редакции от 17.06.2003) (письмо Минюста России от 19.06.2003 N 07/6123-ЮД о том, что данный документ не нуждается в регистрации) «АЗС предназначены для обеспечения потребителей нефтепродуктами. На АЗС осуществляются следующие технологические процессы: прием, хранение, выдача (отпуск) и учет количества нефтепродуктов. Дополнительно на АЗС реализуют смазки, специальные жидкости, запасные части к автомобилям и другим транспортным средствам, а также оказываются услуги владельцам и пассажирам транспортных средств».

Согласно пункту 1.2.1. Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации нефтебаз, складов горюче-смазочных материалов, стационарных и передвижных автозаправочных станций, утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 6 мая 2002 г. № 33 (зарегистрировано в Минюсте России 31 мая 2002 г. N 3487) «нефтебазы, склады ГСМ, АЗС и ПАЗС - сложные многофункциональные системы с объектами различного производственного назначения, обеспечивающие хранение, прием и отпуск нефтепродуктов, многие из которых токсичны, имеют низкую температуру испарения, способны электризоваться, пожаровзрывоопасны».

Кроме того, производственная деятельность - это, в том числе, оказание различных видов услуг. В соответствии со ст. 799 ГПК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

На АЗС оказываются различные услуги. В том числе, согласно проекту предусмотрена автомойка. Представитель ООО «ФИО18» подтвердил в судебном заседании, что автомойка существует.

Таким образом, поскольку на АЗС осуществляется производственная деятельность, для строительства АЗС требуется установление санитарно-защитной зоны, поэтому вне зависимости от того, относится ли АЗС к категории опасного производственного объекта, требуется проведение государственной экспертизы проекта.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 введена в действие новая редакция санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".

В соответствии с п.1.2. данного СанПиН требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

В соответствии с п.1.4 санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т.п.).

В соответствии с п. 2.3. критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является непревышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух.

В соответствии с п. 3.1. проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны.

Для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются следующие ориентировочные размеры санитарно-защитных зон: промышленные объекты и производства первого класса - 1000 м; промышленные объекты и производства второго класса - 500 м; промышленные объекты и производства третьего класса - 300 м; промышленные объекты и производства четвертого класса - 100 м; промышленные объекты и производства пятого класса - 50 м.

В соответствии с п.7.1.12. (сооружения санитарно-технические, транспортной инфраструктуры, объекты коммунального назначения, спорта, торговли и оказания услуг) к V классу с санитарно-защитной зоной 50 м относятся автозаправочные станции не более 3-х ТРК только для заправки легкового автотранспорта жидким топливом, в том числе с объектами обслуживания (магазины, кафе); мойка автомобилей до двух постов.

Учитывая вышеизложенное, автозаправочная станция является производственным объектом, в данном случае, V класса вредности (это также отражено в градостроительном плане земельного участка).

С учетом изложенного, проектная документация на строительство, реконструкцию АЗС подлежит государственной экспертизе, если санитарно-защитная зона выходит за пределы границ земельного участка, на котором расположена АЗС.

В данном случае, согласно представленному чертежу градостроительного плана земельного участка, границы земельного участка расположены на расстоянии 3 метров от зоны размещения объекта.

Следует также отметить, что согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию № RU 73304000-238, в разделе «Объекты производственного назначения» указана - асфальто-бетонная площадка 1 573 квадратных метров.

Однако не требуется проведение государственной экспертизы для отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров.

В связи с вышеизложенным, исковые требования к ООО «ФИО19» в части возложении обязанности на Общество с ограниченной ответственностью «ФИО20 получить заключение государственной экспертизы проектной документации автозаправочной стации по <адрес> (<адрес> в Ленинском районе г. Ульяновска заявлены обоснованно.

Однако требования прокурора - получить положительное заключение государственной экспертизы проектной документации автозаправочной стации по <адрес> <адрес>») в Ленинском районе г. Ульяновска, заявлены без основания в части возложения обязанности получить положительное заключение, поскольку может быть не исполнимым в случае не соответствия данного проекта требованиям безопасности, в том числе, санитарно- эпидемиологической безопасности.

В иске к мэрии города Ульяновска следует отказать, поскольку по измененному иску мэрия является не надлежащим ответчиком.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Ленинского района города Ульяновска в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к мэрии города Ульяновска и Обществу с ограниченной ответственности «ФИО21» о возложении получить заключение государственной экспертизы проектной документации автозаправочной станции удовлетворить частично.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «ФИО22» получить заключение государственной экспертизы проектной документации автозаправочной стации по <адрес> (<адрес> в Ленинском районе г. Ульяновска.

В остальной части иска, в иске к мэрии города Ульяновска отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней с момента изготовления в окончательной форме в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска.

Судья Л.Н.Матвеева