о предоставлении жилищного сертификата для приобретения жилья



Дело №2-153/10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 января 2011 года г.Ульяновск

Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Тютькиной З.А.,

при секретаре Андряшиной Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маненьковой ФИО9 к мэрии города Ульяновска о предоставлении жилищного сертификата на получение субсидии для приобретения жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Маненькова ФИО9. обратилась в суд с иском к мэрии г.Ульяновска о предоставлении жилищного сертификата на получение субсидии для приобретения жилого помещения, в обоснование указав следующее.

В 1983 году ее родители были лишены родительских прав, истец была помещена в дом ребенка, до совершеннолетия находилась под попечительством государства. Жилое помещение за ней не закреплялось. В 2002 году она окончила Кузоватвский техникум, после чего была трудоустроена на Ульяновский завод ЖБИ-1 отделочницей, с указанного времени живет и работает в г. Ульяновске. О том, что за детьми-сиротами должно закрепляться жилье, она не знала. По совету выпускников детского дома она обратилась в отдел по учету и распределению жилой площади мэрии г. Ульяновска для включения ее в очередь как нуждающуюся в жилом помещении. Она неоднократно обращалась туда за разъяснениями, но собрать необходимый пакет документов не смогла своевременно. В 2010 году она вновь обратилась в мэрию, но в просьбе ей было отказано, поскольку ее возраст старше 23 лет. Длительное время истец была зарегистрирована в Кузоватовском районе, в Ульяновске возможности зарегистрироваться не имела. Данная регистрация требовалась ей для трудоустройства. Полагает, что имеет право на внеочередное обеспечение жилой площадью Просила суд обязать мэрию г. Ульяновска выдать ей жилищный сертификат о выделении субсидии на приобретение жилья.

В судебном заседании истец Маненькова ФИО9 на иске настаивала, дала пояснения, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении. Также указала, что она родилась в 1982 году, в возрасте 1 года была передана в областной дом ребенка, где находилась до 1985 года. Затем была переведена в Павловский детский дом, там находилась до 17-летнего возраста, до 1999 года. С 1999 г. по 2002 г. обучалась в Кузоватовском техникуме. По окончании техникума она вернулась на родину, в р.п.Павловка, где обратилась в Детский дом с вопросом о трудоустройстве и предоставлении жилья, но ей было устно отказано. В этом же году она поехала в г.Ульяновск, где трудоустроилась самостоятельно. В 2003 г. она обратилась в отдел по учету и распределению жилплощади мэрии г. Ульяновска для получения жилья как ребенку, оставшемуся без попечения родителей. Официально заявление не оформляла. Ей были даны устные разъяснения, какие необходимо собрать документы. До 2010 года проживала в Ульяновске без регистрации. С сентября 2010 г. она оформила временную регистрацию в квартире своей знакомой в г. Ульяновске. Просила предоставить ей сертификат для приобретения жилья в г.Ульяновске.

Представитель ответчика мэрии г. Ульяновска, представитель 3 лица - Правительства Ульяновской области - в судебное заседание не явились, извещались.

Представитель ответчика Министерства образования Ульяновской области Лысова ФИО12 в судебном заседании не участвовала, просила дело рассмотреть в ее отсутствие. В представленном в суд отзыве указала, что в компетенцию Министерства образования не входит наделение детей-сирот жилищными сертификатами и определение права на его получение. Дети-сироты обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора- Министерства финансов Ульяновской области Шашина ФИО13. в судебном заседании иск не признала. Пояснила, что на уровне субъекта РФ - Ульяновской области принят Закон области от 06.05.2006 № 60-30 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области», который распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года. Право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закреплённого жилого помещения. Так, для получения сертификата дети-сироты лично или их законные представители должны представить в органы местного самоуправления необходимые документы, перечень которых указан в п.6 Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.... Истец за предоставлением социальной поддержки до 23-х лет не обращалась, на регистрационный учёт для получения жилья не вставала и необходимые документы не предоставляла. В настоящее время истцу уже 27 лет. Полагает, что на истца не распространяется действие Закона Ульяновской области от 06.05.2006 № 60 - 30 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области», предусматривающего выдачу лицам вышеуказанной категории жилищного сертификата на получение субсидии для приобретения жилого помещения. Просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

С учетом мнения участников судебного заседания, суд определил рассмотреть гражданское дело по существу в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав истца, представителя 3 лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 56 ГПК РФ суд дает оценку тем доводам и доказательствам, которые суду стали известны во время судебного разбирательства. Обязанность по предоставлению доказательств лежит на сторонах по делу, что разъяснено сторонам.

В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

По мнению суда, заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению на основании следующего.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Судом установлено, что истец Маненькова ФИО9 родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>учий <адрес>не представилароживает какнакомой в г., какие необходимо собрать документы., в Павловку, где обрати.

<адрес> народного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ее родители ФИО5 и ФИО6 были лишены родительских прав.

ФИО6 умер ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается материалами дела.

Согласно справке ОГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья «Дом детства» Маненькова ФИО9. воспитывалась на полном государственном обеспечении в указанном учреждении с ДД.ММ.ГГГГ, выбыла в Павловский детский дом ДД.ММ.ГГГГ

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец воспитывалась в ОГОУ Павловский детский дом «<данные изъяты>» и находилась на полном государственном обеспечении, что подтверждается справкой.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Маненькова ФИО9. обучалась в Кузоватовском ПУ № <адрес>.

В материалах личного дела истца имеется ходатайство директора Кузоватовского технологического техникума от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Главы администрации <адрес> о трудоустройстве и обеспечении жильем Маненьковой ФИО9. в срок до ДД.ММ.ГГГГ

Из докладной заместителя директора техникума ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что до настоящего времени вопрос по Маненьковой ФИО9 направленной для дальнейшего проживания и трудоустройства в <адрес> как выпускницы Павловского детского дома, не решен.

Согласно трудовой книжке ДД.ММ.ГГГГ истец была принята на работу формовщицей в ОАО Ульяновский завод ЖБИ-1.

Со слов истца, с указанного времени она работала и проживала (без регистрации) в г. Ульяновске.

Согласно паспорту истца до ДД.ММ.ГГГГ местом регистрации Маненьковой ФИО9 значится р.п. Кузоватово, <адрес>

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Маненькова ФИО9 временно зарегистрирована по адресу: <адрес>.

Согласно сведениям УОГУП БТИ и УФРС по Ульяновской области Маненькова ФИО9 на территории Ульяновской области в собственности жилья не имеет.

Как следует из статьи 147 СК РФ (в редакции, действовавшей до 01.09.2008г.) детям, находящимся на полном государственном попечении в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, опекуны (попечители) не назначаются. Выполнение их обязанностей возлагается на администрации этих учреждений.

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в учреждениях, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

Защита прав выпускников учреждений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, возлагается на органы опеки и попечительства.

Согласно ст.8 Федерального закона №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Право на внеочередное предоставление жилых помещений возникает у вышеперечисленной категории лиц, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооружённых Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст.3 Закона Ульяновской области 06.05.2006№60-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области» обеспечение жилыми помещениями лиц, указанных в статье 2 настоящего Закона, осуществляется в соответствии с нормативом общей площади жилого помещения, установленным Правительством Ульяновской области.

Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа определяется Правительством Ульяновской области в соответствии с положениями федеральных законов, а также настоящего Закона.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 15.01.2008 №1-П утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области.

В соответствии с указанным Порядком право на обеспечение жилыми помещениями имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения на территории Ульяновской области.

Право детей-сирот на обеспечение жилыми помещениями реализуется путем выделения субсидии на приобретение жилья.

Право на получение субсидии удостоверяется жилищным сертификатом о выделении субсидии на приобретение жилья (далее - сертификат), срок действия которого не превышает шести месяцев с момента его выдачи.

Сертификат является именным документом, подтверждающим право на обеспечение жилыми помещениями по месту жительства детей-сирот.

Согласно п.6 названного Порядка для получения сертификата дети-сироты лично или их законные представители представляют в любое время после возникновения права на внеочередное предоставление жилых помещений в органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ульяновской области (далее - органы местного самоуправления) по месту жительства следующие документы: заявление о выдаче сертификата по форме, установленной Министерством образования Ульяновской области (далее - Министерство); копию паспорта; копию военного билета либо документа из образовательного учреждения об окончании (прекращении) обучения в образовательном учреждении, либо документа об освобождении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; копии документов, подтверждающих принадлежность к лицам, указанным в пункте 2 настоящего Порядка; справку, выданную органом местного самоуправления, уполномоченным в сфере образования, по месту первичного учета детей-сирот, подтверждающую отсутствие закрепленного жилого помещения; выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об отсутствии жилых помещений в собственности.

Орган местного самоуправления: осуществляет прием и регистрацию документов, указанных в пункте 6 настоящего Порядка; принимает решение о выдаче сертификата или об отказе в его выдаче в течение 10 календарных дней с момента подачи документов; направляет лицу, подавшему заявление, уведомление о выдаче сертификата или об отказе в его выдаче не позднее 5 календарных дней с даты вынесения решения.

В ходе судебного разбирательства установлено, что истец после выпуска из детского дома и окончания техникума имела право на обеспечение жилой площадью по месту жительства вне очереди. Вместе с тем, данное право ей не было реализовано.

Как указано выше, правом на дополнительные гарантии по социальной поддержке обладают лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Истцом не представлено доказательств обращения за предоставлением социальной поддержки в возрасте до 23-х лет. На регистрационный учёт для получения жилья истица не вставала и необходимые документы не предоставляла.

В настоящее время истице исполнилось 28 лет.

Таким образом, на истицу не распространяется действие Закона Ульяновской области от 06.05.2006 № 60 - 30 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области», предусматривающего выдачу лицам вышеуказанной категории жилищного сертификата на получение субсидии для приобретения жилого помещения.

Кроме того, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Истец имеет лишь временную регистрацию в г. Ульяновске, доказательств постоянного проживания в г. Ульяновске истцом суду не представлено. Факт трудоустройства в г. Ульяновске не является безусловным доказательством проживания в указанном населенном пункте.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.12, 56, 193-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Маненьковой ФИО9 к мэрии города Ульяновска о предоставлении жилищного сертификата на получение субсидии для приобретения жилого помещения оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение 10 дней.

Судья З.А. Тютькина