об обязании ликвидировать свалку



Дело-2-7033/10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 декабря 2010 г. г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе

Судьи Тютькиной З.А.,

При секретаре Андряшиной Ю.Н.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Засвияжского района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к Мэрии города Ульяновска о возложении обязанности устранить свалку,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Засвияжского района г. Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванным иском. В обоснование исковых требований прокурор указал следующее. Прокурорской проверкой соблюдения требований природоохранного законодательства в деятельности органов местного самоуправления выявлены нарушения. Согласно ч.1 ст.13 Федерального закона от 24.06.98 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Частью 3 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды ситуаций в границах городского округа, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В силу п.п.8, 11 и 24 ч.1 ст.16 Закона РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городских округов относится: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов и промышленных отходов. Как следует из ч.4 ст.37 Устава Муниципального образования «город Ульяновск», утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 14.12.2005 г. № 202, к полномочиям мэрии г. Ульяновска относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ №, представленному государственным инспектором по охране природы Комитета по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области на территории Засвияжского района г. Ульяновска, а именно, рядом со стройплощадкой <адрес> <адрес> в направлении водоохраной зоны <адрес> в <адрес> обнаружена несанкционированная свалка промышленных отходов. Территория загрязнена свалками бытового и строительного мусора. Таким образом, несоблюдение законодательства об отходах производства и потребления влечет возникновение чрезвычайных ситуаций, и создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также окружающей природной среде. На основании изложенного Прокурор Засвияжского района г. Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, просит суд обязать Мэрию города Ульяновска устранить свалку рядом со стройплощадкой <адрес> <адрес> в направлении водоохраной зоны <адрес> в <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании истец не участвовал, извещен надлежаще о слушании дела.

Представитель ответчика Мэрии города Ульяновска Цыплова ФИО7. в судебном заседании исковые требования не признала. Не оспаривая наличие несанкционированной свалки в указанном районе, пояснила, что в компетенцию мэрии не входит устранение свалок. Мэрия заключает контракты с подрядными организациями, которые занимаются сбором и вывозом ТБО и строительного мусора.

Судом к участию в деле в качестве 3 лиц были привлечены Комитет по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области, Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта мэрии г. Ульяновска.

Представитель 3 лица Комитета по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области Завьялов ФИО8. в судебном заседании не участвовал, просил дело рассмотреть в его отсутствие. В представленном суду отзыве указал, что поддерживает исковые требования прокурора к мэрии, просит их удовлетворить.

Представитель третьего лица Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта мэрии г. Ульяновска в судебное заседание не явился, извещался.

Суд определил рассмотреть дело приданной явке.

Выслушав пояснения представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, суд рассматривает дело и дает оценку тем доводам и доказательствам, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

По требованию прокуратуры Засвияжского района г. Ульяновска государственным инспектором Ульяновской области по охране природы ФИО5 с участием помощника прокурора Засвияжского района г. Ульяновска ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка, в ходе которой на территории Засвияжского района г. Ульяновска рядом со стройплощадкой <адрес> в направлении водоохраной зоны <адрес> в <адрес> обнаружена несанкционированная свалка бытовых и промышленных отходов.

Как усматривается из материалов дела, и не оспаривается представителем мэрии в суде, земельный участок, расположенный рядом со стройплощадкой <адрес> <адрес> в направлении водоохраной зоны <адрес> в <адрес> находится в городской черте, в границах Муниципального образования «город Ульяновск».

Согласно письму Департамента государственного имущества и земельных отношений в реестре объектов государственной собственности отсутствуют сведения о земельном участке, расположенном рядом со стройплощадкой <адрес> <адрес> в направлении водоохраной зоны <адрес> в <адрес>.

Согласно ст.1 Устава Муниципального образования «город Ульяновск» муниципальное образование «город Ульяновск» является городским округом, органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления муниципального образования федеральными законами и законами области. Статус и границы муниципального образования «город Ульяновск» устанавливаются законом Ульяновской области, в соответствии с которым в границах города находятся следующие не являющиеся муниципальными образованиями районы города: Железнодорожный, Заволжский, Засвияжский, Ленинский.

Представителем ответчика не оспаривается тот факт, что спорная свалка расположена в границах городского округа.

Как следует из ч.5 ст.37 Устава Муниципального образования «город Ульяновск», утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 14.12.2005 г. № 202, к полномочиям мэрии г. Ульяновска в области земельных отношений и градостроительства относится:

1) управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и землями, находящимися в государственной собственности, на территории муниципального образования «город Ульяновск» до разграничения государственной собственности на землю:

1.1. организация проведения торгов (аукционов, конкурсов) по продаже земельных участков или права на заключения договоров аренды земельных участков;

1.2. принятие решения о проведении землеустройства на территории города Ульяновска;

1.3. утверждение проектов границ земельных участков;

1.4. осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель;

1.5. резервирование и изъятие в установленном порядке, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд;

1.6. предоставление земельных участков в соответствии с генеральным планом, утвержденной, градостроительной документацией на правах и для целей, предусмотренных действующим законодательством.

Доказательств тому, что земельный участок рядом со стройплощадкой <адрес> по <адрес> в направлении водоохраной зоны <адрес> в <адрес> передан кому-либо в аренду, либо собственность, представителем ответчика мэрии г. Ульяновска суду не представлено.

В соответствии со ст. 51 «Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления» Федерального закона РФ о г 10.01.02г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны бытьбезопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации, запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятияпосохранению почв и их плодородия, защите земель от водной и ветровой эрозии, селей,подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель (ст. 13 Земельного кодекса РФ).

Согласно ч.1 ст.13 Федерального закона от 24.06.98 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Частью 3 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды ситуаций в границах городского округа, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В силу п.п.8, 11 и 24 ч.1 ст.16 Закона РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городских округов относится: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов и промышленных отходов.

Как следует из ч.4 ст.37 Устава Муниципального образования «город Ульяновск», утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 14.12.2005 г. № 202, к полномочиям мэрии г. Ульяновска относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Исходя из вышеизложенного, суд полагает необходимым удовлетворить требования Прокурора Засвияжского района города Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, обязать Мэрию города Ульяновска устранить свалку, расположенную рядом со стройплощадкой <адрес> по <адрес> в направлении водоохраной зоны <адрес> в <адрес>.

Учитывая погодные условия, специфику работ по устранению свалки, суд полагает возможным не устанавливать срок для выполнения вышеуказанных работ - до ДД.ММ.ГГГГ

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Засвияжского района города Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Обязать мэрию города Ульяновска устранить свалку твердых бытовых отходов и строительного мусора, расположенную рядом со стройплощадкой <адрес> по <адрес> в направлении водоохраной зоны <адрес> в <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 дней через районный суд.

Судья З.А. Тютькина