Дело № 2-257/11
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Ульяновска 24 января 2011 года
Ленинский районный суд в составе: председательствующего Мифтаховой Г.А., при секретаре Кочетковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фадеевой Н.А. к администрации г. Ульяновска (Мэрии) о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма и заключении договора социального найма на жилое помещение
У С Т А Н О В И Л :
Фадеева Н.А. обратилась в суд с исковыми требованиями к администрации г. Ульяновска (Мэрии) о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма и заключении договора социального найма на жилое помещение по адресу г. Ульяновск <адрес>. В обоснование иска указала, что жилое помещение получила работая дворником в МЖРЭП. С 14.04.1995 года по настоящее время зарегистрирована и проживает в нем на основании договоров на временное проживание в домах маневренного фонда, заключенных с МЖРЭП г. Ульяновска. 03.03.2005 года договор на временное проживание в домах маневренного фонда был заключен ею сроком до 03.03.2010 года с УМУП «УК ЖКХ Ленинского района». С 31.05.2010 года срок действия указанного договора продлен до 2013 года.
В июле 2010 года, считая, что длительность проживания в жилом помещении дает ей право на заключение на данное жилое помещение договора социального найма и что жилое помещение утратило признаки маневренного жилого помещения, обратилась в мэрию города Ульяновска с заявлением о заключении на жилое помещение договора социального найма. В его удовлетворении получила отказ по мотиву отнесения жилищного фонда к маневренному фонду, то есть имеющему целевое назначение. Считает отказ незаконным, так как дом по целевому назначению фактически не используется и, в нарушение п.2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ № 1301 от 13.10.97года, не зарегистрирован в таковом качестве в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
В судебном заседании истица исковые требования поддержала, дала в целом аналогичные пояснения. Дополнила их тем, что дом № по <адрес> г. Ульяновска находится на балансе муниципальных органов, содержится и ремонтируется силами последних. Жильцы дома участвуют в содержание дома путем оплаты коммунальных услуг. О фактах заключения договоров социального найма на квартиры в её доме иными нанимателями жилых помещений, ей ничего неизвестно. Квартира № является её единственным местом жительства, проживает она в ней одна. С 1995 года признана лицом нуждающимся в улучшение жилищных условий, поставлена на жилищный учет. В 1999 году, в связи с инвалидностью, уволилась с работы, по настоящее время нигде не работает. В случае заключения с ней договора социального найма на занимаемое жилое помещение намерена приватизировать квартиру.
Представитель истицы Халимова Г.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, дала в целом аналогичные пояснения.
Ответчик -представитель мэрии г. Ульяновска в судебное заседание не явился. В представленном отзыве, с исковыми требованиями не согласился, мотивируя тем, что дом отнесен к маневренному фонду, имеет целевое назначение, предназначен для временного проживания граждан, в связи с пожарами, стихийными бедствиями, на период проведения капитального ремонта. Изменение его статуса, в соответствии с ч.2 с т. 92 ЖК РФ, возможно лишь на основании решения органа осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, то есть мэрии города Ульяновска. Ввиду отсутствия в городе свободного жилого фонда для его выделения вновь под маневренный фонд, просил отказать в удовлетворении исковых требований.
3-е лицо - представитель УМУП УК ЖКХ г.Ульяновска в судебное заседание не явился. В представленном отзыве решение по иску оставил на усмотрение суда. Сообщил, что собственником дома № по <адрес> г. Ульяновска является мэрия города Ульяновска. Управление домом на основании договора возмездного оказания услуг осуществляет УМУП УК ЖКХ г.Ульяновска.
Выслушав пояснения истца, его представителя, свидетелей, изучив письменные материалы гражданского дела, суд пришел к следующему.
Дом № по <адрес> города Ульяновска принадлежит мэрии города Ульяновска на правах собственника жилищного фонда и отнесен с 27.12.1990 года к обменному фонду. Подтверждением данного обстоятельства является решение Исполнительного комитета Ульяновского городского Совета народных депутатов за № от 27.12.1990 года, согласно п.2 которого, жилую площадь в 517 кв.м. по <адрес> было постановлено закрепить под обменный фонд, оставшуюся жилую площадь 109 кв.м., на которой проживали жители с постоянной пропиской и ордерами было постановлено, по мере их освобождения по какой-либо причине, повторно не заселять, а закреплять под обменный фонд ПЖРЭО. Таким образом, по состоянию на день заселения истицы Фадеевой Н.А. в квартиру № дома № по <адрес> г. Ульяновска, весь дом фактически являлся обменным, то есть маневренным фондом. Данное обстоятельство не противоречит и положениям жилищного законодательства, поскольку согласно ст. 12 ЖК РФ к компетенции органов государственной власти Российской Федерации отнесены определение порядка государственного учета жилищных фондов, установление требований к жилым помещениям, определение оснований предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и пр.
Истица Фадеева Н.А., как следует из справки формы №8, проживает в <адрес> г. Ульяновска с 14.04.1995 года, занимая квартиру № жилой площадью 14,60 кв.метров, с открытием лицевого счета квартиросъемщика № и оплачивает коммунальные платежи, включающие в себя электро, водо, теплоснабжение, водоотведение, природный газ, содержание и ремонт жилья, плату за наем, то есть выполняет обязанности нанимателя жилого помещения в маневренном фонде, предусмотренные заключавшимися с ней договорами, положения которых не противоречат требованиям жилищного законодательства
Из имеющихся в деле копий документов: договоров аренды № и № жилого помещения на временное проживание в домах маневренного фонда от 27.03.1995 года и 18.05.1998 года; договоров № и № на временное проживание в домах маневренного фонда от 27.04.2001 года и 03.03.2005 года; договора найма жилого помещения маневренного фонда № от 31.05.2010 года, заключавшихся истицей Фадеевой Н.А. соответственно с МЖРЭП, с МУ ЖКХ «Дирекция единого заказчика», УМУП «УК «ЖКХ Ленинского района» и Комитетом ЖКХ мэрии г. Ульяновска, следует, что указанные договора заключались с истицей для предоставления ей права на временное проживание в доме маневренного фонда за № по <адрес> г. Ульяновска, путем предоставления ей квартиры за № на определенный в договоре срок. На настоящий момент срок проживания истицы по указанному адресу определен до 31.05.2013 года, поскольку предоставленное истице жилое помещение отнесено к специализированному жилищному фонду, а именно к маневренному фонду, целевое назначение которого на момент рассмотрения дела в суде не изменилось.
Факт проживания истицы в доме маневренного фонда не отрицается сторонами, а также подтверждается показаниями свидетелей.
Так свидетель Ку. в судебном заседании показала, что является соседкой истицы. С 1994 года проживает в, предоставленной её мужу как работнику ЖЭУ №1, квартире № дома № по <адрес> г. Ульяновска, являющегося домом маневренного фонда. Указанный дом является муниципальной собственностью, содержится силами и средствами муниципалитета. Жильцы дома оплачивают коммунальные услуги в УМУП УК ЖКХ, на основании заключающихся с ними договоров аренды жилого помещения на временное проживание. Договоров социального найма они не имеют. В силу крайне ветхого состояния дома, жильцы дома неоднократно обращались в различные органы с безуспешными заявлениями о его сносе и предоставлении им квартир.
Свидетель К. дал в целом аналогичные пояснения.
Использование жилого <адрес> под маневренный фонд не противоречит и требованиям жилищного законодательства, поскольку в соответствии с положениями ст. 92 ЖК РФ в качестве жилых помещений специализированного жилищного фонда используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Одной из разновидностью специализированного жилищного фонда являются жилые помещения маневренного фонда. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилищного фонда допускается только после отнесения помещения к таковому фонду с соблюдением требований и порядка, установленных Правительством Российской Федерации. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с его отнесением к определенному виду специализированного жилищного фонда, как и его исключение, осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Поскольку в 1990 году управление государственным или муниципальным жилищным фондом в городах относилось к ведению городских Советов народных депутатов, то решение Горисполкома за № от 27.12.1990 года о признании <адрес> обменным (то есть маневренным) фондом судом принимается во внимание как документ, подтверждающий статус дома как маневренного фонда и кладется в основу решения. При этом, исходя из положений ч. 3 ст. 92 ЖК РФ, запрещающих отчуждение, передачу в аренду, внаем специализированных жилых помещений, суд приходит к выводу о том, что длительность проживания нанимателей жилого помещения в доме маневренного фонда с выполнением ими прав и обязанностей по проживанию и содержанию жилой площади маневренного фонда, тождественных правам и обязанностям нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, не может повлечь автоматического изменения статуса дома, то есть выведение его из состава маневренного фонда, поскольку единственным основанием для изменения статуса дома может являться таковое решение его собственника, которым на настоящий момент является мэрия города Ульяновска. Однако последним каких-либо решений об изменение статуса дома по настоящее время не принималось.
В связи с чем доводы истицы о том, что дом потерял признаки маневренного фонда суд признает несостоятельными исходя из того, что дом с 1990 года и по настоящее время на основании решения Горисполкома используется как маневренный фонд, заселение в него производиться по договорам на временное проживание в домах маневренного фонда, он является муниципальной собственностью и передан в оперативное управление жилищно-коммунальным органам, в настоящее время - Комитету жилищно-коммунального хозяйства мэрии г. Ульяновска, под обменный фонд, решения о смене его правового статуса не принималось, в связи с чем отказ в заключении с истицей договора социального найма не противоречит положениям ч.3 ст. 92 ЖК РФ, предусматривающим единственную возможность передачи специализированного жилищного фонда по договорам найма, предусмотренным разделом IV ЖК РФ, то есть, относительно к жилому помещению истицы под маневренный фонд. Доказательств, подтверждающих обратное, материалы дела не содержат.
Факт отсутствия регистрации <адрес> в качестве маневренного фонда в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество нашел свое подтверждение в материалах дела, вместе с тем он не свидетельствует о том, что дом он не является маневренным фондом, поскольку целевое назначение дома было определено в процессе создания маневренного фонда органом государственной власти, по настоящее время решений по изменению данного целевого назначения по дому не принималось, государственная же регистрация дома имеет целью обеспечение государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
Согласно ст. 95 ЖК РФ жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания граждан, в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа; граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.
В силу ст. ст. 99, 106 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) по договорам найма специализированных жилых помещений на периоды указанные в ст. 106 ЖК РФ.
На основании ст. 100 по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. В договоре определяются его предмет, права и обязанности сторон. Наниматель специализированного жилого помещения не вправе осуществлять его обмен, а также передавать его в поднаем. К пользованию специализированным жилым помещением по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные ст. 65, ч.ч. 3 и 4 ст. 67 и ст. 69 ЖК РФ.
Статьей 65 определены права и обязанности наймодателя жилого помещения по договору социального найма. В частности, наймодатель имеет право требовать своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (ч. 1) и обязан обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества (п. 4 ч. 2).
Статьей 67 установлены права и обязанности нанимателя жилого помещения по договору социального найма, в их числе - право требовать от наймодателя предоставления коммунальных услуг и обязанность своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. При этом не предусмотрено заключения отдельного договора на жилищно-коммунальное обслуживание. Обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг возникает с момента заключения договора найма жилого помещения.
Статья 69 предусматривает права и обязанности членом семьи нанимателя.
Вышеизложенные правила являются универсальными для всех участников как договора социального найма жилого помещения, так и договора найма служебного жилого помещения.
Положения ст. 100 ЖК РФ определяющие условия, которым должны отвечать заключавшиеся с истицей Фадеевой Н.А. договора найма квартиры № дома № по <адрес> г. Ульяновска, органами, в чьем оперативном управлении находился и находится дом в настоящее время, соблюдены.
Таким образом, законных оснований к удовлетворению исковых требований истицы не имеется, в связи с чем в их удовлетворении истице следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
Отказать Фадеевой Н.А. в удовлетворении исковых требований
к администрации г. Ульяновска (Мэрии) о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма и заключении договора социального найма на жилое помещение.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течении 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья