О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ



Дело № 2-461/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 января 2011 года г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

судьи Матвеевой Л.Н.,

при секретаре Айсиной А.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Галибиной Э.И. об оспаривании нарушений порядка рассмотрения обращений граждан,

установил:

Галибина Э.И. обратилась в суд с заявлением, в котором указала, что 30 ноября 2010 года она обратилась в адрес заместителя директора Ульяновского областного государственного учреждения социальной защиты населения в г.Ульяновске (УОГУСЗН в г.Ульяновске) Сулеймановой Г.А. за разъяснением о порядке учета и распределения путевок на санаторно-курортное лечение реабилитированному лицу. В своем заявлении просила: взять под контроль порядок учета и распределения путевок на санаторно-курортное лечение реабилитированным лицам; предоставить копию приказа Министерства труда и социального развития Ульяновской области № 117 от 12.05.2009 года «О порядке организации оздоровления граждан»; сообщить порядковый номер ее очереди на лечение на тот момент (начало декабря). В ответе от 12.10.2010 года за подписью заместителя директора Звонаревой Н.Н. на поставленные вопросы ответа она не получила. Просит обязать Ульяновское областное государственное учреждение социальной защиты населения в г.Ульяновске (УОГУСЗН в г.Ульяновске) предоставить ей эти сведения.

В судебном заседании заявительница не присутствовала, о времени и месте слушания гражданского дела была извещена.

В судебном заседании директор УОГУСЗН в г.Ульяновске Жулина О.А. не присутствовала, представила отзыв, в котором указала, что Галибина Э.И. является реабилитированным лицом, имеет свидетельство о праве на льготы №, выдано ДД.ММ.ГГГГ Как реабилитированное лицо, согласно п.1 ч. 1 ст.5 Закона Ульяновской области от 30.11.2004 г. №086-ЗО «О мерах социальной государственной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области» имеет право на первоочередное получение путевок для санаторно-курортного лечения и отдыха. Организация оздоровления реабилитированных лиц закреплена Порядком организации оздоровления граждан пожилого возраста, утвержденного приказом Департамента социальной защиты населения Ульяновской области № 117 от 12.05.2009. Путёвка выдаётся не чаще одного раза в год в порядке очередности, исходя из даты постановки на учёт. Последний раз Галибиной Э.И. предоставлялась санаторно-курортная путёвка 11.02.2010 года в <адрес> ФИО9ФИО10. При прибытии вновь она была поставлена на очередь 10.03.2010 года и зарегистрирована в журнале под № № По реестру списочного состава реабилитированных лиц зарегистрирована под №№ Реестр обновляется один раз в квартал, из него удаляются выбывшие, умершие и получившие путёвки. Галибина Э.И. обратилась с письменным заявлением разобраться в правильности распределения путёвок 02.12.2010 г. 10.12.2010 года ей был дан письменный ответ. УОГУСЗН в г.Ульяновске поясняет, что приказ Департамента социальной зашиты населения Ульяновской области № 117 от 12.05.2009 года нельзя предоставлять посторонним лицам, так как это документ для внутреннего пользования. Номер очереди не был уточнён в ответе в связи с тем, что обновление реестра списочного состава реабилитированных лиц должен был производиться только в конце квартала 31.12.2010 года.

Представитель УОГУСЗН в г.Ульяновске в судебном заседании поддержал доводы изложенные в отзыве.

Представитель Министерства труда и социального развития Ульяновской области в судебном заседании не присутствовал. В отзыве на иск указал, что в соответствии с нормами закона Ульяновской области от 30.11.2004 года №86-ЗО «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области» реабилитированные лица имеют право на первоочередное получение путёвок для санаторно-курортного лечения и отдыха. Вопросы предоставления неработающим пенсионерам (в том числе региональным льготникам) путёвок на оздоровление регулируются приказом Министра труда и социального развития Ульяновской области от 12.05.2009 года № 117 «Об организации оздоровления граждан пожилого возраста и несовершеннолетних». Согласно п.п. 2.2 Порядка территориальные Управления Департамента социальной защиты населения Ульяновской области (в настоящий момент Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области) и Ульяновское областное государственное учреждение социальной защиты населения в г. Ульяновске ведут учет граждан, нуждающихся в оздоровлении, принимают и регистрируют в журнале учета граждан, нуждающихся в оздоровлении заявления граждан, а также принимают документы, необходимые для выдачи путевок.

Суд определил, рассмотреть гражданское дело при данной явке.

Выслушав представителя УОГУСЗН в г.Ульяновске, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что 02 декабря 2010 года было зарегистрировано заявление Галибиной Э.И. от 30 ноября 2010 года, адресованное заместителю директора Ульяновского областного государственного учреждения социальной защиты населения в г.Ульяновске (УОГУСЗН в г.Ульяновске) Сулеймановой Г.А., в котором она, в том числе, просила: взять под контроль порядок учета и распределения путевок на санаторно-курортное лечение реабилитированным лицам; предоставить копию приказа Министерства труда и социального развития Ульяновской области № 117 от 12.05.2009 года «О порядке организации оздоровления граждан»; сообщить порядковый номер ее очереди на лечение на тот момент (начало декабря).

В ответе от 10.12.2010 года за подписью заместителя директора УОГУСЗН в г.Ульяновске указано следующее: «Ульяновское областное государственное учреждение социальной защиты населения в городе Ульяновске на Ваше обращение от 02.12.2010г. по вопросу предоставления путевки на санаторно-курортное лечение сообщает следующее. Направление граждан на санаторно-курортное лечение осуществляется согласно приказу Министерства труда и социального развития Ульяновской области №117 от 12.05.2009 г. Вы, Эмилия Ивановна, зарегистрированы в очереди на санаторно-курортное лечение с ДД.ММ.ГГГГ Ранее Вам была предоставлена путевка с ДД.ММ.ГГГГ в «ФИО11

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: 1) информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности; 2) государственные органы - органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и иные государственные органы, образуемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации; 3) пользователь информацией - гражданин (физическое лицо), организация (юридическое лицо), общественное объединение, осуществляющие поиск информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Пользователями информацией являются также государственные органы, органы местного самоуправления, осуществляющие поиск указанной информации в соответствии с настоящим Федеральным законом; 4) запрос - обращение пользователя информацией в устной или письменной форме, в том числе в виде электронного документа, в государственный орган или орган местного самоуправления либо к его должностному лицу о предоставлении информации о деятельности этого органа.

В соответствии со ст. 2 данного ФЗ действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 4 данного ФЗ основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются: 1) открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом; 2) достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления; 3) свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом.

В соответствии со ст. 6 данного ФЗ доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться следующими способами: 1) обнародование (опубликование) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации; 2) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет; 6) предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; 7) другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами, а в отношении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления - также муниципальными правовыми актами.

В соответствии со ст. 7 ФЗ информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может предоставляться в устной форме и в виде документированной информации, в том числе в виде электронного документа.

В соответствии со ст. 8 данного ФЗ пользователь информацией имеет право: 1) получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 9 данного ФЗ доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается в пределах своих полномочий государственными органами, органами местного самоуправления. Государственные органы, органы местного самоуправления в целях организации доступа к информации о своей деятельности определяют соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц. Права и обязанности указанных подразделений и должностных лиц устанавливаются регламентами государственных органов и (или) иными нормативными правовыми актами, регламентами органов местного самоуправления и (или) иными муниципальными правовыми актами, регулирующими деятельность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 18 данного ФЗ пользователь информацией имеет право обращаться в государственные органы, органы местного самоуправления с запросом как непосредственно, так и через своего представителя, полномочия которого оформляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В запросе указываются почтовый адрес, номер телефона и (или) факса либо адрес электронной почты для направления ответа на запрос или уточнения содержания запроса, а также фамилия, имя и отчество гражданина (физического лица) либо наименование организации (юридического лица), общественного объединения, государственного органа, органа местного самоуправления, запрашивающих информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления. Анонимные запросы не рассматриваются. В запросе, составленном в письменной форме, указывается также наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляется запрос, либо фамилия и инициалы или должность соответствующего должностного лица. Запрос подлежит рассмотрению в тридцатидневный срок со дня его регистрации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. В случае, если предоставление запрашиваемой информации невозможно в указанный срок, в течение семи дней со дня регистрации запроса пользователь информацией уведомляется об отсрочке ответа на запрос с указанием ее причины и срока предоставления запрашиваемой информации, который не может превышать пятнадцать дней сверх установленного настоящим Федеральным законом срока для ответа на запрос.

В соответствии со ст. 19 данного ФЗ информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по запросу предоставляется в виде ответа на запрос, в котором содержится или к которому прилагается запрашиваемая информация либо в котором в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона содержится мотивированный отказ в предоставлении указанной информации. В ответе на запрос указываются наименование, почтовый адрес государственного органа или органа местного самоуправления, должность лица, подписавшего ответ, а также реквизиты ответа на запрос (регистрационный номер и дата).

В соответствии со ст. 21 данного ФЗ на бесплатной основе предоставляется информация, затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного пользователя информацией.

В соответствии со ст. 23 данного ФЗ решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

В соответствии со ст. 6 данного ФЗ обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

В соответствии со ст. 8 данного ФЗ гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Не может быть ограничен доступ к: 1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления. Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд. Предоставляется бесплатно информация, затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что Галибина Э.И. имеет право требовать предоставления ей информации о номере ее очереди на получение санаторно-курортного лечения, а также о предоставлении ей копии Приказа Департамента социальной защиты населения Ульяновской области № 117 от 12 мая 2009 года «Об организации оздоровления граждан пожилого возраста и несовершеннолетних».

Как установлено в судебном заседании, данный Приказ не был опубликован, в связи с чем, Галибина Э.И. не имеет доступа к данному Приказу.

В соответствии с п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, рассматриваются и разрешаются также иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральными законами к компетенции судов общей юрисдикции, в частности об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, которые не являются органами государственной власти и органами местного самоуправления, но наделены властными полномочиями в области государственного управления или распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления и принимают решения, носящие обязательный характер для лиц, в отношении которых они вынесены (например, дела об оспаривании решений квалификационных коллегий судей (статья 26 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации"), решений призывных комиссий (пункт 7 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", статья 15 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе"); дела об оспаривании решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, связанных с согласованием и разрешением на размещение, проектирование, строительство, реконструкцию, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию, консервацию и ликвидацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, по мотиву нарушения прав и свобод заявителя, создания препятствия к их осуществлению; дела об оспаривании решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, нарушающих право граждан и организаций на доступ к информации (пункт 6 статьи 8 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").

По правилам, предусмотренным главой 25 ГПК РФ, рассматриваются также дела об оспаривании решений, действий (бездействия) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, принятых, совершенных при осуществлении ими переданных в установленном порядке конкретных государственно-властных полномочий.

К таким лицам, в частности, относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации, государственные учреждения, уполномоченные на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов (статьи 2, 21, 26, 32 Федерального закона "О техническом регулировании"), государственные учреждения, подведомственные федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (статья 3 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").

В соответствии с п.1.1 Устава Ульяновского областного государственного учреждения социальной защиты населения г. Ульяновска (с учетом изменений) Ульяновское областное государственное учреждение социальной защиты населения в г. Ульяновске является бюджетным учреждением Ульяновской области, созданным с целью организации и осуществления в пределах установленной компетенции деятельности по реализации единой государственной политики в сфере социальной поддержки населения. Учреждение находится в ведении Министерства труда и социального развития Ульяновской области.

В соответствии с п.2 Устава основными задачами учреждения в пределах его компетенции являются: осуществление деятельности по реализации мер социальной поддержки инвалидов, ветеранов, пенсионеров и граждан пожилого возраста; оказание информационно-консультативных услуг населению, осуществление работы с обращениями граждан; обеспечение исполнения федерального и областного законодательства в сфере социальной политики.

В соответствии с п.3 Устава учреждение в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции в области социальной защиты населения и оказания мер социальной поддержки: осуществляет прием граждан по вопросу оказания мер социальной поддержки и другим вопросам социальной защиты населения; рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан в сроки, установленные законодательством, несет ответственность з хранение и выдачу путевок.

В соответствии с Порядком организации оздоровления граждан пожилого возраста, утвержденного приказом Департамента социальной защиты населения Ульяновской области № 117 от 12 мая 2009 года, УОГУСЗН в г.Ульяновске ведет учет граждан, нуждающихся в оздоровлении, принимают и регистрируют в журнале учета граждан, нуждающихся в оздоровлении заявления граждан, а также принимают документы, необходимые для выдачи путевок.

Таким образом, учитывая, что в соответствии с Уставом УОГУСЗН в г.Ульяновске и Приказом № 177 от 12 мая 1009 года УОГУСЗН в г.Ульяновске наделен властными полномочиями в области государственного управления (социальной защиты населения) и принимают решения, носящие обязательный характер для лиц, в отношении которых они вынесены ( по учту граждан, нуждающихся в оздоровлении и выдаче им путевок), то данное гражданское дело подлежит рассмотрению в порядке главы 25 ГПК РФ.

Учитывая, что истица имеет право на получение запрашиваемой ею информации, следует обязать Ульяновское областное государственное учреждение социальной защиты населения в г. Ульяновске предоставить Галибиной Эмилии Ивановне копию Приказа Департамента социальной защиты населения Ульяновской области № 117 от 12 мая 2009 года «Об организации оздоровления граждан пожилого возраста и несовершеннолетних», сведения о порядковом номере очереди на лечение Галибиной Э.И., в том числе по состоянию на 10 декабря 2010 года.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 197, 254 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать Ульяновское областное государственное учреждение социальной защиты населения в г. Ульяновске предоставить Галибиной Э.И. копию Приказа Департамента социальной защиты населения Ульяновской области № 117 от 12 мая 2009 года «Об организации оздоровления граждан пожилого возраста и несовершеннолетних», сведения о порядковом номере очереди на лечение Галибиной Э.И., в том числе по состоянию на 10 декабря 2010 года.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через районный суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья: Л. Н. Матвеева.