Дело № 2-680/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 января 2011 г.
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
Судьи Ибрагимовой Е.А.,
При секретаре Айметовой Л.И.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заволжского района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «город Ульяновск» о признании бездействия муниципального образования «город Ульяновск» незаконным, возложении обязанности устранить выявленные нарушения,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Заволжского района г.Ульяновска обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, в обоснование указав следующее. Прокуратурой была проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства о безопасности дорожного движения. Выявлены нарушения обязательных требований государственного стандарта: эксплуатация ул. Краснопролетарская, проспект Ленинского Комсомола, проспект Созидателей, проспект Академика Филатова, проспект Генерала Тюленева не отвечает обязательным требованиям государственного стандарта - ГОСТ Р 50597-93. На проезжей части указанных улиц, на остановочных пунктах и посадочных площадках имеется зимняя скользкость. Формирование снежных валов на пересечении улиц, на пешеходных переходах и ближе 5 метров, на остановочных пунктах общественного транспорта и ближе 20 метров, на тротуарах. В соответствии со ст.16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа. В соответствии с ч.4 ст.6 Федерального закона от 15.11.1995г. № 195-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. При этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Муниципальное образование наделено полномочиями по осуществлению дорожной деятельности, в том числе обеспечению безопасности дорожного движения. Данные полномочия являются расходными обязательствами муниципального образования. Просит признать бездействие муниципального образования «город Ульяновск», выраженное в неисполнении возложенных на него обязательств по ликвидации снежной скользкости и снежных валов по ул. Краснопролетарская, проспекте Ленинского Комсомола, проспекте Созидателей, проспекте Академика Филатова, проспекте Генерала Тюленева, незаконным. Обязать муниципальное образование «город Ульяновска устранить выявленные нарушения эксплуатационного состояния автомобильной дороги по ул. Краснопролетарская, проспекте Ленинского Комсомола, проспекте Созидателей, проспекте Академика Филатова, проспекте Генерала Тюленева. Обязать муниципальное образование «город Ульяновск» организовать надлежащее содержание и уборку автомобильной дороги по ул. Краснопролетарская, проспекте Ленинского Комсомола, проспекте Созидателей, проспекте Академика Филатова, проспекте Генерала Тюленева.
В судебном заседании представитель истца прокуратуры Заволжского района г. Ульяновска Хренов К.А. поддержал исковые требования, сославшись на доводы искового заявления. Уточнил, что на настоящее время нарушения не устранены.
Представитель ответчика мэрии г.Ульяновска в судебном заседании не участвовал, извещался.
Представители третьих лиц ОГИБДД УВД по г.Ульяновску, УГИБДД УВД по Ульяновской области, Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта мэрии г. Ульяновска в судебном заседании также не участвовали, извещались.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со ст. ст. 21, 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Прокурор Заволжского района города Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, имеет право обратиться в суд с заявлением об устранении нарушений законодательства, угрожающих жизни и здоровью людей.
Согласно ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанность по ремонту и содержанию дорог, находящихся в муниципальной казне лежит на органах местного самоуправления.
В соответствии с ч.4 ст.6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. При этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
К числу полномочий мэрии г. Ульяновска в соответствии со ст. 36 Устава муниципального образования «город Ульяновск» относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» за №196-ФЗ от 10.12.1995 года, определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.
Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно указанному Федеральному закону, организация дорожного движения - комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.
Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии со ст. 12 указанного Федерального закона, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Учитывая вышеприведенные положения законодательства, надлежащим ответчиком по делу будет являться именно муниципальное образование «город Ульяновск».
Согласно актам проверки эксплуатационного состояния автомобильных дорог и улиц в зимний период года от 22.12.2010г., 23.12.2010г., составленного государственным инспектором дорожного надзора отдела ГИБДД УВД по городу Ульяновску Козихиным В.Н., с участием помощника прокурора Заволжского района г. Ульяновска Хренова К.А., были проверены на предмет соблюдения обязательных требований государственного стандарта ГОСТ Р 50597-93 улица Краснопролетарская, проспекты Ленинского комсомола, Созидателей, Академика Филатова. Генерала Тюленева в г.Ульяновске. Выявлены нарушения обязательных требований: эксплуатация дорог по этой улице и проспектам не отвечающей обязательным требованиям Государственного стандарта.
Так, в нарушение п. 3, п.3.1.6, п.3.1.8 ГОСТ Р 50597-93 на улице Краснопролетарской на проезжей части, на остановочных пунктах и посадочных площадках имеется зимняя скользкость. Формирование снежных валов: на пересечениях улиц, на пешеходных переходах и ближе 5 метров, на остановочных пунктах общественного транспорта и ближе 20 метров, на тротуарах.
В нарушение требований п.3,п.3.1.6 ГОСТ Р 50597-93 на проезжей части улицы Краснопролетарская имеются зимняя скользкость на участке: на всем протяжении проезжей части по улице Краснопролетарская колейность высота снежного наката составляет от 3 до 10 см, сужение проезжей части до 140 см.
На остановочных пунктах и посадочных площадках общественного транспорта имеется зимняя скользкость: на остановках общественного транспорта м-н «Юбилейный» снежный накат составляет от 5 до 8 см.
На пешеходных переходах имеется формирование снежных валов: пешеходный переход м-н «Юбилейный» высота снежного вала составляет 130 см, пешеходный переход напротив дома № 4 высота снежного вала 110 см.
На проспекте Ленинского комсомола в нарушение п. 3, п.3.1.6, п.3.1.8 ГОСТ Р 50597-93 на проезжей части, на остановочных пунктах и посадочных площадках имеется зимняя скользкость. Формирование снежных валов: на пересечении улиц, на пешеходных переходах и ближе 5 метров, на остановочных пунктах общественного транспорта и ближе 20 метров, на тротуарах.
В нарушение требований п.3,п.3.1.6 ГОСТ Р 50597-93 на проезжей части проспекта Ленинского комсомола имеются зимняя скользкость на участке: на всем протяжении проезжей части проспекта Ленинского комсомола колейность высота снежного наката составляет от 5 до 8 см, сужение проезжей части до 100 см.
На остановочных пунктах и посадочных площадках общественного транспорта имеется зимняя скользкость: на остановке общественного транспорта напротив дома № 5 снежный накат составляет от 5 до 8 см, на остановках общественного транспорта напротив дома № 23 снежный накат составляет от 7 до 10 см, на остановке общественного транспорта возле дома № 33 снежный накат составляет от 5 до 8 см.
На пешеходных переходах имеется формирование снежных валов: пешеходный переход напротив дома № 5 высота снежного вала составляет 120 см, пешеходный переход напротив дома № 23 высота снежного вала составляет 110 см, пешеходный переход на пересечении проспектов Ленинского комсомола-Тюленева высота снежного вала составляет 140 см, пешеходный переход на пересечении проспектов Ленинского Комсомола-Туполева высота снежного вала составляет 130 см.
На проспекте Созидателей в нарушение п. 3, п.3.1.6, п.3.1.8 ГОСТ Р 50597-93 на проезжей части, на остановочных пунктах и посадочных площадках имеется зимняя скользкость. Формирование снежных валов: на пересечении улиц, на пешеходных переходах и ближе 5 метров, на остановочных пунктах общественного транспорта и ближе 20 метров, на тротуарах.
В нарушение требований п.3, п.3.1.6 ГОСТ Р 50597-93 на проезжей части проспекта Созидателей имеются зимняя скользкость на участке: на всем протяжении проезжей части проспекта Созидателей колейность высота снежного наката составляет от 3 до 8 см, сужение проезжей части до 120 см.
На остановочных пунктах и посадочных площадках общественного транспорта имеется зимняя скользкость: на остановках общественного транспорта напротив дома № 2 по проспекту Ульяновскому снежный накат составляет от 5 до 8 см, на остановках общественного транспорта напротив дома № 2, № 1 по проспекту Тюленева снежный накат составляет от 5 до 10 см, на остановках общественного транспорта возле дома № 2 по проспекту Филатова снежный накат составляет от 5 до 8 см.
На пешеходных переходах имеется формирование снежных валов: пешеходный переход напротив дома № 36а высота снежного вала составляет 100 см, пешеходный переход напротив дома № 54 высота снежного вала составляет 110 см.
На проспекте Академика Филатова в нарушение п. 3, п.3.1.6, п.3.1.8 ГОСТ Р 50597-93 на проезжей части, на остановочных пунктах и посадочных площадках имеется зимняя скользкость. Формирование снежных валов: на пересечении улиц, на пешеходных переходах и ближе 5 метров, на остановочных пунктах общественного транспорта и ближе 20 метров, на тротуарах.
В нарушение требований п.3, п.3.1.6 ГОСТ Р 50597-93 на проезжей части проспекта Академика Филатова имеются зимняя скользкость на участке: на всем протяжении проезжей части проспекта Академика Филатова колейность высота снежного наката составляет от 5 до 8 см, сужение проезжей части до 100 см.
На остановочных пунктах и посадочных площадках общественного транспорта имеется зимняя скользкость: на остановках общественного транспорта напротив дома № 7 снежный накат составляет от 6 до 10 см, на остановке общественного транспорта напротив дома № 2 снежный накат составляет от 5 до 11 см.
На пешеходных переходах имеется формирование снежных валов: пешеходный переход напротив дома № 12 высота снежного вала составляет 120 см, пешеходный переход на пересечении проспектов Филатова-Созидателей высота снежного вала составляет 110 см, пешеходный переход на пересечении проспектов Филатова-Ленинского Комсомола высота снежного вала составляет 120 см.
На проспекте Тюленева в нарушение п. 3, п.3.1.6, п.3.1.8 ГОСТ Р 50597-93 на проезжей части, на остановочных пунктах и посадочных площадках имеется зимняя скользкость. Формирование снежных валов: на пересечении улиц, на пешеходных переходах и ближе 5 метров, на остановочных пунктах общественного транспорта и ближе 20 метров, на тротуарах.
В нарушение требований п.3, п.3.1.6 ГОСТ Р 50597-93 на проезжей части проспекта Тюленева имеются зимняя скользкость на участке: на всем протяжении проезжей части проспекта Тюленева колейность высота снежного наката составляет от 3 до 6 см, сужение проезжей части до 100 см.
На остановочных пунктах и посадочных площадках общественного транспорта имеется зимняя скользкость: на остановках общественного транспорта напротив дома № 1 снежный накат составляет от 6 до 10 см, на остановке общественного транспорта напротив дома № 15 снежный накат составляет от 8 до 13 см, на остановке общественного транспорта возле дома № 21 снежный накат составляет от 5 до 8 см.
На пешеходных переходах имеется формирование снежных валов: пешеходный переход напротив дома № 15 высота снежного вала составляет 140 см, пешеходный переход напротив дома № 23 высота снежного вала составляет 110 см, пешеходный переход на пересечении проспектов Тюленева-Созидателей высота снежного вала составляет 100 см, пешеходный переход на пересечении проспектов Тюленева-Авиастроителей высота снежного вала составляет 130 см.
На момент рассмотрения дела доказательств устранения выявленных нарушений со стороны ответчика не представлено.
Требования Государственного стандарта «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (ГОСТ Р 50597-93), введённого в действие Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993г. №221, являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья граждан, на что прямо указано в ГОСТе.
Выявленные нарушения не только затрудняют движение транспортных средств, но и не обеспечивают безопасность жизни и здоровью граждан.
По мнению суда, требования прокурора о признании незаконным бездействия муниципального образования «город Ульяновск», выразившегося в отсутствии надлежащей организации работ по ликвидации снежной скользкости и снежных валов на указанных автомобильных дорогах, и возложении на ответчика обязанности устранить нарушение требований ГОСТ Р 50597-93 являются обоснованными, подлежат удовлетворению.
Все указанные нарушения подлежат устранению.
Помимо этого, требования прокурора об обязании муниципального образования «город Ульяновск» организовать надлежащее содержание и уборку автомобильных дорог, расположенных по ул. Краснопролетарской, проспектам Ленинского Комсомола, Созидателей, Академика Филатова, Генерала Тюленева в г. Ульяновске, также заявлены обоснованно, поскольку, несмотря на право органов местного самоуправления создавать соответствующие муниципальные предприятия, сами органы местного самоуправления в то же время обязаны постоянно осуществлять контроль и организацию работ по надлежащему состоянию автомобильных дорог.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Заволжского района г. Ульяновска удовлетворить.
Признать незаконным бездействие муниципального образования «город Ульяновск» в неисполнении возложенных на него обязательств по ликвидации снежной скользкости и снежных валов по улице Краснопролетарская, проспекте Ленинского комсомола, проспекте Созидателей, проспекте Академика Филатова, проспекте Генерала Тюленева г. Ульяновска.
Обязать муниципальное образование «город Ульяновск» устранить следующие нарушения эксплуатационного состояния автомобильных дорог:
По улице Краснопролетарская - зимнюю скользкость на всем протяжении проезжей части, на остановках общественного транспорта магазин «Юбилейный»; снежные валы на пешеходном переходе у магазина «Юбилейный», на пешеходном переходе напротив дома № 4;
По проспекту Ленинского Комсомола - зимнюю скользкость на всем протяжении проезжей части, на остановке общественного транспорта напротив дома № 5, на остановках общественного транспорта напротив дома № 23, на остановке общественного транспорта возле дома № 33; снежные валы на пешеходном переходе напротив дома № 5, на пешеходном переходе напротив дома № 23, на пешеходном переходе на пересечении проспектов Ленинского Комсомола - Тюленева, на пешеходном переходе на пересечении проспектов Ленинского Комсомола - Туполева;
По проспекту Созидателей - зимнюю скользкость на всем протяжении проезжей части, на остановках общественного транспорта напротив дома № 2 по проспекту Ульяновскому, на остановках общественного транспорта напротив дома № 2 и № 1 по проспекту Тюленева, на остановках общественного транспорта напротив дома № 2 по проспекту Филатова; снежные валы на пешеходном переходе напротив дома № 36а, на пешеходном переходе напротив дома № 54;
По проспекту Филатова - зимнюю скользкость на всем протяжении проезжей части, на остановке общественного транспорта напротив дома № 7, на остановке общественного транспорта напротив дома № 2; снежные валы на пешеходном переходе напротив дома № 12, на пешеходном переходе на пересечении проспектов Филатова-Созидателей, на пешеходном переходе на пересечении проспектов Филатова-Ленинского комсомола;
По проспекту Генерала Тюленева - зимнюю скользкость на всем протяжении проезжей части, на остановке общественного транспорта напротив дома № 1, на остановке общественного транспорта напротив дома № 15, на остановке общественного транспорта возле дома № 21; снежные валы на пешеходном переходе напротив дома № 15, на пешеходном переходе напротив дома № 23, на пешеходном переходе на пересечении проспектов Тюленева-Созидателей, на пешеходном переходе на пересечении проспектов Тюленева-Авиастроителей.
Обязать муниципальное образование «город Ульяновск» организовать надлежащее содержание и уборку автомобильных дорог, расположенных по ул. Краснопролетарской, проспекту Ленинского Комсомола, проспекту Созидателей, проспекту Академика Филатова, проспекту Генерала Тюленева в г. Ульяновске.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска.
Судья: Е.А. Ибрагимова