о взыскании сумм



Дело № 2-365/11

Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 января 2011 года г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска

в составе: судьи Матвеевой Л.Н.,

при секретаре Айсиной А.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска, действующего в интересах Камалетдинова Р.Р. к Министерству труда и социального развития Ульяновской области о взыскании расходов за приобретение технических средств реабилитации инвалида,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска, действующий в интересах Камалетдинова Р.Р., обратился в суд с иском к Министерству труда и социального развития Ульяновской области о взыскании расходов за приобретение технических средств реабилитации инвалида.

Исковые требования мотивированы следующим. Прокуратурой Железнодорожного района г. Ульяновска проведена проверка исполнения Министерством труда и социального развития Ульяновской области законодательства о социальной защите инвалидов. Проверкой установлено, что Камалетдинов Р.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий по адресу: <адрес>, является инвалидом 3 группы с детства, бессрочно (справка МСЭ-2004 № от ДД.ММ.ГГГГ). В индивидуальной программе реабилитации инвалида № от ДД.ММ.ГГГГ была определена нуждаемость Камалетдинова Р.Р. в телефоне с текстовым выходом, световым и вибрационным сигнализаторами звука. Камалетдинов Р.Р. не был обеспечен вышеуказанным техническим средством за счет средств Государственного учреждения «Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования» (ГУ УРО ФСС). 06.03.2008 Камалетдинов Р.Р. самостоятельно приобрел сотовый телефон за 4350 руб. Камалетдинов Р.Р. обратился в ГУ УРО ФСС с заявлением о компенсации стоимости приобретенного телефонного устройства. В соответствии с приказом Управляющего ГУ УРО ФСС от 01.04.2008 № 143-ТС Камалетдинову Р.Р. произведена оплата за приобретенное техническое средство реабилитации в сумме 1550 руб.00 коп. Факт перечисления денежных средств подтверждается платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ. Размер произведенного возмещения определен ГУ УРО ФСС согласно государственного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного ГУ УРО ФСС с ООО «ФИО7 на поставку телефонных устройств с текстовым выходом. Стоимость телефонного устройства с текстовым выходом определена в государственном контракте 1550 руб. В ходе проверки выявлен факт нарушения прав Камалетдинова Р.Р., являющегося инвалидом, на получение компенсации за самостоятельно приобретенное средство реабилитации. Камалетдинову Р.Р. компенсация за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации стоимостью 4350 выплачена частично, т.е. в размере 1550 руб., компенсация в размере 2800 руб. не выплачена до настоящего времени. Просит взыскать с Министерства труда и социального развития Ульяновской области в пользу Камалетдинова Р.Р. расходы на приобретение технического средства реабилитации - телефона с текстовым выходом в размере 2800 руб.

В судебном заседании помощник прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска на иске настаивал.

В судебном заседании представитель ответчика Министерства труда и социального развития Ульяновской области не присутствовал. В отзыве на иск указал, что Министерство труда и социального развития Ульяновской области в своей работе руководствуется Федеральным законодательством, а именно Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 года N 2240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан изделиями)», а также законодательством Ульяновской области, а именно - Постановлением Правительства Ульяновской области от 25.02.2010 года № 61-П «О порядке осуществления переданных федеральных полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путёвок на санаторно-курортное лечение». Камалетдинов Р.Р. не зарегистрирован в базе Министерства труда и социального развития Ульяновской области на обеспечение техническими средствами реабилитации. Согласно установленному Порядку, инвалиды (ветераны) для обеспечения техническими средствами реабилитации обращаются по месту жительства (пребывания) инвалида (ветерана) с заявлением о предоставлении технического средства реабилитации, паспортом и индивидуальной программой реабилитации инвалида. После постановки на учет на обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации (изделиями) инвалид вправе подать заявление на компенсирование расходов за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации вместе с документами, подтверждающими эти расходы. В Министерство труда и социального развития Ульяновской области в период с февраля 2010 по январь 2011 годов от инвалида Камалетдинова Р.Р. не предоставлялось заявлений на обеспечение и компенсацию расходов за самостоятельно приобретенные им технические средства реабилитации. В соответствии с установленным порядком, права инвалида по обеспечению техническими средствами реабилитации, компенсированию расходов за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации осуществляются на заявительной основе. По сведениям органов социальной защиты населения по месту жительства в Железнодорожном районе г. Ульяновска в 2010, 2011 году Камалетдинов Р.Р. по вопросу обеспечения техническими средствами не обращался, заявлений с документами, обосновывающими его требования на обеспечение техническим средствами реабилитации (индивидуальная программа реабилитации инвалида) и на компенсацию расходов (платёжные документы) не предоставлял. Камалетдинов Р.Р. приобрел самостоятельно сотовый телефон SonyEricson № за 4350 руб. в 06.03.2008 г. Однако, Правительство Ульяновской области в лице Департамента социальной защиты населения Ульяновской области (в настоящий момент в лице Министерства труда и социального развития Ульяновской области) осуществляет предоставление инвалидам технических средств реабилитации с 01.01.2010 года. Министерство труда и социального развития Ульяновской области полагает, что обязательств за 2008 год перед Камалетдиновым Р.Р. не имеет.

В судебном заседании представитель третьего лица, Министерства финансов Ульяновской области, пояснил, что до 2010 года обязательства по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации были возложены на ГУ УРОФСС за счет средств федерального бюджета, а не на Правительство Ульяновской области.

В судебном заседании представитель третьего лица, УРОФСС пояснил, что Камалетдинову Р.Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., являющемуся инвалидом с детства, согласно индивидуальной программы реабилитации от 28.03.2007г. была определена нуждаемость в телевизоре с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами и телефонном устройстве с текстовым выходом. В Фонд поступило заявление от Камалетдинова Р.Р. о постановке на учет для обеспечения ТСР. 12.03.2008г в Фонд поступило заявление от Камалетдинова Р.Р. о компенсации стоимости приобретенного технического средства реабилитации: телефонное устройство с текстовым выходом. Платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ ГУ-УРО ФСС РФ выплатил ему компенсацию в сумме 1550 руб. 00коп. Фонд выплатил Камалетдинову Р.Р. компенсацию в меньшем размере в сумме 1550 рублей по следующим основаниям. В соответствии с п. 6 Правил обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов) протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.12.2005г. № 877 (действующее до 01.10.2008г), если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации приобретено инвалидом самостоятельно за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере фактически понесенных расходов, но не более стоимости технического средства реабилитации, которое должно быть предоставлено инвалиду по индивидуальной программе реабилитации (далее - ИПР). Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом на основании заявления инвалида, ветерана или лица, представляющего их интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации, протеза, протезно-ортопедического изделия, а также на основании документов, подтверждающих эти расходы. Согласно п. 16 Правил, в случае если инвалид, ветеран самостоятельно решают вопрос о своем протезировании в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, по решению уполномоченного органа им может быть предоставлено гарантийное письмо об оплате соответствующей организации стоимости изготовленных протезов, протезно-ортопедических изделий ( в размерах, не превышающих стоимость таких протезов, протезно- ортопедических изделий, изготовленных в организации, отобранной уполномоченным органом в установленном порядке). В соответствии с разъяснениями Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 20.04.2006г.№ 1167-18 пункты 6 и 16 Правил определяют особенности реализации по существу одной и той же нормы: права инвалида на самостоятельное приобретение технического средства. Различия между изложенными в указанных пунктах положениями касаются лишь условий приобретения технического средства: так, согласно пункту 16 инвалид сначала получает разрешение на самостоятельное его приобретение (в виде гарантийного письма) и затем приобретает это техническое средство, а согласно пункту 6 инвалид приобретает техническое средство без предварительного получения гарантийного письма. Однако, данные различия согласно вышеуказанным Разъяснениям не могут влиять на размер получаемой инвалидом денежной компенсации за приобретенное техническое средство. Поэтому определение размера денежной компенсации, регламентированное пунктом 16, может быть полностью применено к определению размера этой компенсации, упоминаемой в пункте 6. Согласно разъяснениям Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 939-18 от 05.04.2007г. размер компенсации устанавливается исходя из той стоимости данного (аналогичного) технического средства, по которым Фонд закупал эти изделия на момент подачи инвалидом заявления. Таким образом, инвалидам предоставляются технические средства реабилитации по расценкам, указанным в государственных контрактах, заключаемых Фондом. Согласно заключенного Фондом Госконтракта, стоимость телефонного устройства с текстовым выходом; составлял - 1550руб. 00коп. Учитывая вышеизложенное, размеры компенсации за телевизор с телетекстом и телефонного устройства с текстовым выходом должны определяться по расценкам, указанным в государственной контракте, заключенном Фондом. Таким образом, Камалетдинову Р.Р. обоснованно была выплачена Фондом компенсация за самостоятельно приобретенное им телефонное устройство с текстовым выходом. 24.12.2009г между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Ульяновской области заключено Соглашение о передаче Правительству Ульяновской области части федеральных полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в части предоставления при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее Соглашение от 24.12.2009). Во исполнение вышеуказанного Соглашения 29.12.2009г между Фондом и Департаментом заключено Соглашение о передаче части федеральных полномочий по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части предоставления путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, (далее Соглашение от 29.12.2009г). В соответствии с подп. «е» подп.1.1 п.1 ст.2 Соглашения от 24.12.2009г на Правительство Ульяновской области в лице Департамента социальной защиты населения Ульяновской области возложены полномочия по компенсации расходов на мероприятия, указанные в подпунктах «а» - «д» подп. 1.1 л. 1 настоящей статьи ( в том числе приобретение технических средств реабилитации), в случае осуществления этих расходов за счет средств инвалидов, включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации, а также компенсацию в случае, если инвалиды понесли указанные расходы за счет собственных средств до 1 января 2010г.

В судебном заседании представитель третьего лица, Министерства финансов РФ, не присутствовал, просил гражданское дело рассмотреть в его отсутствие.

В судебном заседании представитель третьего лица, ФГУ ГБ МСЭ, не присутствовал, просил гражданское дело рассмотреть в его отсутствие.

Суд определил, рассмотреть гражданское дело при данной явке.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих доводов и возражений.

Камалетдинов Р.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий по адресу: <адрес>, является инвалидом 3 группы с детства, бессрочно (справка МСЭ-2004 № от ДД.ММ.ГГГГ).

В индивидуальной программе реабилитации инвалида № 150 от 24.01.2008 была определена нуждаемость Камалетдинова Р.Р. в телефоне с текстовым выходом, световым и вибрационным сигнализаторами звука.

Камалетдинов Р.Р. не был обеспечен вышеуказанным техническим средством за счет средств Государственного учреждения «Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования» (ГУ УРО ФСС).

ДД.ММ.ГГГГ Камалетдинов Р.Р. самостоятельно приобрел сотовый телефон SonyEricson № за 4350 руб. Камалетдинов Р.Р. обратился в ГУ УРО ФСС с заявлением о компенсации стоимости приобретенного телефонного устройства.

В соответствии с приказом Управляющего ГУ УРО ФСС от 01.04.2008 № 143-ТС Камалетдинову Р.Р. произведена оплата за приобретенное техническое средство реабилитации в сумме 1550 руб.00 коп. Факт перечисления денежных средств подтверждается платежным поручением № 2524 от 02.04.2008. Размер произведенного возмещения определен ГУ УРО ФСС согласно государственного контракта № от 19.03.2008, заключенного ГУ УРО ФСС с ООО «ФИО12 на поставку телефонных устройств с текстовым выходом. Стоимость телефонного устройства с текстовым выходом определена в государственном контракте 1550 руб.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 181 -ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида - это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

В соответствии с п.п. 18, 19 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347-р, телевизоры с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами, телефонные устройства с текстовым выходом относятся к техническим средствам реабилитации, предоставляемым инвалиду с освобождением от платы.

Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации для отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила).

Согласно п. 3 Правил, обеспечение инвалидов техническими средствами и изделиями осуществляется путем:

а) предоставления соответствующего технического средства (изделия);

б) оказания услуг по ремонту или замене ранее предоставленного технического средства (изделия);

в) предоставления проезда инвалиду (ветерану, при необходимости -сопровождающему лицу) к месту нахождения организации, указанной в абзаце втором пункта 5 Правил;

г) оплаты проживания инвалида (ветерана, при необходимости -сопровождающего лица) в случае изготовления технического средства (изделия) в амбулаторных условиях;

д) выплаты компенсации расходов на мероприятия, указанные в подпунктах «а» - «в» настоящего пункта (в случае осуществления этих расходов за счет средств инвалида, ветерана), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.

Согласно п. 7 Правил в случае, если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) не может быть предоставлено инвалиду (ветерану) или если он самостоятельно приобрел указанное техническое средство за счет собственных средств, инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства (изделия), которое должно быть предоставлено инвалиду (ветерану) в соответствии с программой реабилитации (заключением).

Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом на основании поданного инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства (изделия), а также программы реабилитации (заключения) и документов, подтверждающих эти расходы.

В соответствии с п. 6 действовавших до 01.01.2008 Правил обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов) протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 № 877, если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации не может быть предоставлено инвалиду, а протез, протезно-ортопедическое изделие - ветерану или если эти лица самостоятельно обеспечили себя соответствующим средством (изделием) путем приобретения за собственный счет, им выплачивается компенсация в размере фактически понесенных расходов, но не более стоимости технического средства реабилитации, протеза, протезно-ортопедического изделия, которое должно было быть предоставлено инвалиду, ветерану по индивидуальной программе реабилитации.

Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом на основании заявления инвалида, ветерана или лица, представляющего их интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации, протеза, протезно-ортопедического изделия, а также на основании документов, подтверждающих эти расходы.

Выплата компенсации инвалиду, ветерану осуществляется уполномоченным органом в порядке очередности по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями путем почтового перевода или перечисления средств на лицевой банковский счет этих лиц (по их желанию).

Представителями ГУ УРО ФСС, Министерства труда и социального развития Ульяновской области не представлены суду доказательства того, что понесенные Камалетдиновым Р.Р. расходы носят чрезмерный характер, а также что приобретенные технические средства реабилитации инвалида не являются изделиями, которые должны быть предоставлены инвалиду в соответствии с программой реабилитации.

Технические характеристики приобретенных технических средств реабилитации соответствуют техническим заданиям государственных контрактов, заключенных ГУ УРО ФСС.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 №2101-р утверждено Соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Ульяновской области, в соответствии с которым часть полномочий РФ по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на международном транспорте к месту лечения и обратно передана Правительству Ульяновской области.

С 01.01.2010 предоставление инвалидам технических средств реабилитации осуществляет Правительство Ульяновской области в лице ДСЗН Ульяновской области (в настоящее время Министерство труда и социального развития Ульяновской области).

На основании вышеизложенного суд считает иск Прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска, действующего в интересах Камалетдинова Р.Р., подлежащим удовлетворению в части взыскания с Министерства труда и социального развития Ульяновской области в пользу Камалетдинова Р.Р, расходов на приобретение технических средств реабилитации инвалида в размере 2 800 рублей (4350-1 550).

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска, заявленный в интересах Камалетдинова Р.Р. удовлетворить.

Взыскать с Министерства труда и социального развития Ульяновской области в пользу Камалетдинова Р.Р. 2 800 рублей.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение 10 дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Л.Н.Матвеева