охранное обязхательство



Дело №

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 декабря 2010 г. г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

судьи Л.Н. Матвеевой,

при секретаре А.Х.Айсиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета Ульяновской области по культурному наследию к Горячевой Д.С. о возложении обязанности оформить охранное обязательство собственника объекта культурного наследия регионального значения,

УСТАНОВИЛ:

Комитет Ульяновской области по культурному наследию обратился в суд с иском к Горячевой Д.С. о возложении обязанности оформить в установленном законом порядке охранное обязательство собственника объекта культурного наследия регионального значения «Дом, в котором жила народная учительница Герой Труда, друг семьи Ульяновых Кашкадамова Вера Васильевна, 1928-1931 гг.», расположенного по адресу: <адрес>, в обоснование иска, указав следующее. Ответчик является сособственником 24/400 доли в жилом помещении по вышеуказанному адресу. Решением исполкома Ульяновской области Совета депутатов от 14.11.1957 № 977/24 вышеуказанное жилое здание признано объектом культурного наследия регионального значения (памятником истории и культуры)- «Дом, в котором жила народная учительница Герой Труда, друг семьи Ульяновых Кашкадамова Вера Васильевна, 1928-1931гг.», расположенный по адресу: <адрес> (ранее - <адрес>). В соответствии с пунктом 59 Постановления Совмина СССР от 16.09.1982 № 865 «Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры» порядок и условия использования памятников истории и культуры устанавливаются государственными органами охраны памятников и определяются для каждого памятника, находящегося в пользовании или собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан, соответствующим охранным документом: охранно-арендным договором, охранным договором или охранным обязательством. В охранных документах предусматриваются также порядок и сроки реставрации, консервации, ремонта памятников и связанных с ними строений, сооружений и предметов, представляющих культурную ценность, благоустройство территорий, садов, парков, природных ландшафтов, организация надлежащей охраны памятников и другие условия. Ответственность за соблюдение установленных охранными документами порядка и условий использования памятников возлагается на руководителей предприятий, учреждений, организаций и на граждан, в собственности или пользовании которых находятся памятники. Пунктом 62 Положения № 865 предусмотрено, что охранные обязательства выдаются местным государственным органам охраны памятников, в том числе гражданам, в собственности которых находятся недвижимые памятники. Постановлением Правительства Ульяновской области от 27.05.2008 №11/236-П утверждено Положение о Комитете Ульяновской области по культурному наследию, в соответствии с которым истец осуществляет деятельность по проведению единой государственной политики в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Ульяновской области. В соответствии с п.3.2.25 Постановления № 11/236-П истец определяет в пределах своей компетенции условия охранных обязательств и оформляет охранные обязательства собственников и пользователей объектов культурного наследия в соответствии с законодательством. Комитетом Ульяновской области по культурному наследию в адрес ответчика направлено предписание от 12.08.2009 «Об устранении выявленных нарушений требований сохранения, использования и охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры)», в котором Комитет указал на необходимость заключения охранного обязательства на объект культурного наследия регионального значения, находящийся в его собственности- «Дом, в котором жила народная учительница Герой Труда, друг семьи Ульяновых Кашкадамова Вера Васильевна, 1928-1931 гг.», расположенный по адресу: <адрес>. Таким образом, ответчик обязан оформить с истцом охранное обязательство. В связи с тем, что ответчик уклоняется от данной обязанности Комитет и обратился в суд с настоящим иском.

В судебном заседании представитель истца на иске и его доводах настаивал.

Ответчица Горячева Д.С. в судебном заседании не участвовала, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.

Представитель ответчицы в судебном заседании иск не признал и пояснил, что Горячевой Д.С. была предоставлена квартира в указанном доме после его капитального ремонта. Однако сразу же после вселения стали проявляться недостатки проведенного капитального ремонта. В настоящее время дом требует капитального ремонта. Ответчица не возражает подписать охранное обязательство, но только после капитального ремонта данного дома.

Третье лицо, Казанцев Е.Г., в судебном заседании поддержал доводы представителя ответчицы.

Представители третьих лиц, мэрии города Ульяновска, КУГИЗ мэрии города Ульяновска, ФГУК «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Родина В.И.Ленина», в судебном заседании не присутствовали, были извещены о времени и месте слушания гражданского дела.

Суд определил, рассмотреть гражданское дело при данной явке.

Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, инвентарного дела на дом, суд приходит к следующему.

Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ" регулирует отношения в области сохранения, использования, популярности и государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации, направлен на реализацию конституционного права каждого, на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении культурного наследия.

В соответствии со ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Закона об объектах культурного наследия особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст. 64 названного закона памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР от 15 декабря 1978 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры», являются объектами культурного наследия регионального значения.

Пунктом 1 статьи 63 того же Закона установлено, что впредь до вступления в силу утвержденных Правительством Российской Федерации нормативных актов, издание которых отнесено настоящим Федеральным законом к полномочиям Правительства Российской Федерации, но не позднее 31.12.2010 сохраняются правила охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры Российской Федерации, установленные Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 16.09.82 N 865 и применяемым постольку, поскольку установленные в нем правила не противоречат настоящему Федеральному закону.

Судом установлено, что ответчица Горячева Д.С. является собственником 24/200 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом, который имеет кадастровый номер 73:24:040705:0000:0072760001, расположенный по адресу: <адрес>.

Решением исполкома Ульяновской области Совета депутатов от 14.11.1957 № 977/24 вышеуказанное жилое здание является объектом культурного наследия регионального значения (памятником истории и культуры) - «Дом, в котором жила народная учительница Герой Труда, друг семьи Ульяновых Кашкадамова Вера Васильевна, 1928-1931гг.», расположенный по адресу: <адрес> (ранее - <адрес>).

По смыслу пункта 62 Положения местные государственные органы охраны памятников обязаны выдавать охранные обязательства гражданам, являющимися собственниками объектов культурного наследия регионального значения (памятников истории и культуры).

Таким образом, обязанность собственников, проживающих в таком доме, оформить охранное обязательство предусмотрена законодательством об охране и использовании памятников.

Порядок заключения договоров в обязательном порядке установлен статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Пунктом 4 названной статьи в случае уклонения стороны, для которой заключение договора обязательно, от его заключения другой стороне предоставлено право обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Пунктом 59 постановления Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. № 865 "Об утверждении положения об охране и использовании памятников истории и культуры" предусмотрено, что порядок и условия использования памятников истории и культуры устанавливаются государственными органами охраны памятников и определяются для каждого памятника, находящегося в пользовании или собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан, соответствующим охранным документом: охранно-арендным договором, охранным договором или охранным обязательством.

В охранных документах предусматриваются также порядок и сроки реставрации, консервации, ремонта памятников и связанных с ними строений, сооружений и предметов, представляющих культурную ценность, благоустройство территорий, садов, парков, природных ландшафтов, организация надлежащей охраны памятников и другие условия.

Ответственность за соблюдение установленных охранными документами порядка и условий использования памятников возлагается на руководителей предприятий, учреждений, организаций и на граждан, в собственности или пользовании которых находятся памятники.

Аналогичные положения содержатся в Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом Минкультуры СССР от 13 мая 1986 года № 203.

В п.77 названной Инструкции, указывается, что к охранному обязательству, в частности, прикладывается двусторонний акт технического осмотра памятника и определения плана работ, фиксирующий его состояние в момент оформления договора или обязательства.

Согласно положениям ст. 209 ГПК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Права собственника могут быть ограничены только по решению суда либо в ином, предусмотренном законом случае.

Истец указывает, что Решением исполкома Ульяновской области Совета депутатов от 14.11.1957 № 977/24 вышеуказанное жилое здание является объектом культурного наследия регионального значения (памятником истории и культуры) - «Дом, в котором жила народная учительница Герой Труда, друг семьи Ульяновых Кашкадамова Вера Васильевна, 1928-1931гг.», расположенный по адресу: <адрес> (ранее - <адрес>).

Однако из материалов инвентарного дела следует, что дом состоит из литера А, возведенного в 1991 году, и по утверждению истца являющегося объектом культурного наследия регионального значения (памятником истории и культуры) - «Дом, в котором жила народная учительница Герой Труда, друг семьи Ульяновых Кашкадамова Вера Васильевна, 1928-1931гг.», а также литера А3, возведенного в 1991 г., литеров А1, А2, возведенных в 1996 г.

Реконструкция жилого дома проводилась по 1996 годы, из акта обследования <данные изъяты> г., составленного истцом, следует, что дом отреставрирован в 1989-1996 годы, реставрировался по инициативе дирекции музея-заповедника «Родина В.И.Ленина» без участия граждан, которые на эти годы были выселены из жилого дома в маневренный фонд.

Таким образом, по сравнению с 1957 годом (дата объявления жилого дома объектом культурного наследия регионального значения) в настоящее время дом утратил первоначальный внешний вид.

Реконструкция жилого дома была проведена не качественно и недостатки в работах не устранены до передачи жилого дома в общую долевую собственность всех собственников дома. Данный довод подтверждается, в частности, актом обследования двухэтажного кирпичного пристроя к дому № по <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

Следует отметить, что в актах технического состояния памятника истории и культуры и определения плана работ по памятнику и благоустройству его территории в разделах 2 и 3 описание объекта содержат сведения об ограниченно работоспособном состоянии жилого дома, что также свидетельствует о том, что на ответчиков возлагается обязанность принять на охрану объект в ненадлежащем состоянии без предварительного приведения его в полностью работоспособное состояние.

При таких обстоятельствах суд полагает невозможным обязывать ответчика оформить в установленном порядке в Комитете Ульяновской области по культурному наследию охранное обязательство, в связи с чем исковые требования Комитета являются преждевременными и подлежат оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194- 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Комитета Ульяновской области по культурному наследию к Горячевой Д.С. о возложении обязанности оформить охранное обязательство собственника объекта культурного наследия регионального значения отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение 10 дней.

Судья Л.Н.Матвеева