о признании незаконым



Дело № 2-430/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 января 2011 года г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска

в составе судьи Матвеевой Л.Н.,

при секретаре Айсиной А.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Борисовой Е.Г. о признании незаконными действий (бездействия) начальника Камышинского ОГПН УГПН ГУ МЧС России по Волгоградской области,

установил:

Борисова Е.Г. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) начальника Камышинского ОГПН УГПН ГУ МЧС России по Волгоградской области, возложении обязанности осуществить контроль за исполнением предписания об устранении нарушения требований пожарной безопасности.

В обоснование заявления указала, что 24.09.2010 г. Борисова Е.Г. направила начальнику Камышинского ОГПН обращение с требованием о принятии мер по обеспечению сохранности ее дома (расположенного по адресу: <адрес>), имущества и безопасного проживания в доме. Свое требование Борисова Е.Г. мотивировала окончанием срока устранения нарушения требования пожарной безопасности - 15 сентября 2010 года, предписанного гр. Ярошеву А.А. государственным инспектором Камышинского ОГПН. По истечению срока устранения нарушения, гр. Ярошев А.А. нарушение требований пожарной безопасности не устранил, в связи с чем сохранилась угроза уничтожения огнем жилого дома и имущества Борисовой Е.Г., жизни людей. Письмом от 01.11.2010г. № 978 начальник Камышинского ОГПН сообщил об отсутствии оригиналов материалов в Камышинском ОГПН. Сообщение содержало также информацию: «По копиям документов проведенной проверки - внеплановая проверка по контролю исполнения предписания проводится не может. По возвращению дела и вступлении решения суда в законную силу материалы будут возвращены в Камышинский отдел ГПН(оригиналы проверки) и будет проведена внеплановая проверка по контролю исполнения предписания». Из текста сообщения начальника Камышинского ОГПН можно сделать два вывода: либо внеплановая проверка по копиям документов проводится; либо данная проверка по копиям документов проводиться не может. При сообщении о возможности проведения проверки по заявлению Борисовой Е.Г. от 24.09.2010 - начальник Камышинского ОГПН обязан был известить ее о результатах проверки не позднее 07.11.2010. При сообщении о невозможности проведения проверки по копиям документов начальник Камышинского ОГПН в письме от 01.11.2010 №978 предоставил Борисовой Е.Г. ложную информацию, так как в соответствии с Приказом МЧС России №517 от 01.10.2007 не устанавливается обязательное наличие оригиналов мероприятия по надзору за исполнением(не исполнением) в срок законного предписания по устранению нарушений. На основании изложенного можно сделать вывод, что начальник Камышинского ОГПН с 15.09.2010 не исполняет предписанных ему должностных обязанностей по осуществлению надзора за исполнением предписания и мероприятий, направленных на устранение нарушения требований пожарной безопасности Ярошевым А.А., чем подвергает дом, имущество Борисовой Е.Г. опасности. Просит признать незаконными действия(бездействие) начальника Камышинского ОГПН УГПН ГУ МЧС России по Волгоградской области как противоречащие требованиям Приказа МЧС от 01.10.2007 №517 и ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в РФ»; обязать начальника Камышинского ОГПН УГПН ГУ совершить действия по
осуществлению контроля за исполнением предписания об устранении нарушения требования пожарной безопасности гр. Ярошеву А.А. и направленные на защиту дома, имущества Борисовой Е.Г. и жизни людей; взыскать с начальника Камышинского ОГПН УГПН ГУ судебные издержки в сумме 200 рублей.

В судебном заседании заявительница не присутствовала, просила гражданское дело рассмотреть в ее отсутствие, представила письменные пояснения, в которых указала, что письмом от 30.12.2010 года № 1222 начальник Камышинского ОГПН известил Борисову Е.Г. о невозможности проведения внеплановой проверки за исполнением выданного предписания на основании кассационного определения судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда, определившего оставить кассационную жалобу без удовлетворения и соответственно предписание инспектора Камышинского ОГПН незаконным. Представленный ответ не соответствует вынесенному кассационному определению и требованиям законодательства. Предметом рассмотрения кассационной инстанции в Волгоградском областном суде явилась кассационная жалоба Борисовой Е.Г. на решение суда по иску Борисовой Е.Г. к Ярошевой В.Б. о признании строения самовольной постройкой и его сносе. Кроме того, пункт 5.2.6 Постановления Главы администрации <адрес> №, послуживший основанием для вынесения решений судов первой и второй инстанции по иску Борисовой Е.Г. к Ярошевой В.Б., решением Волгоградского областного суда от 14.12.2010 года признан противоречащим законодательству РФ и отменен. Предписание, вынесенное инспектором Камышинского ОГПН, в суде кассационной инстанции не рассматривалось, как и не проверялась его законность. Камышиский ОГПН по жалобе Борисовой Е.Г. провел проверку строения Ярошевой В.Б., в ходе которой было выявлено нарушение требований ФЗ от 22.07.2008 года № 123-ФЗ, вынесено предписание об устранении нарушения доверенному лицу застройщика Ярошеву А.А. и направлено уведомление главе администрации г.Камышин о нарушении требований федерального законодательства при выдаче разрешения на строительство Ярошевой В.Б. На 11.01.2011 года нарушение требования законодательства РФ не были устранены ни застройщиком, ни главой администрации г. Камышин. В соответствии с требованиями Административного регламента, утвержденного Приказом № 157 МЧС России мероприятия по осуществлению контроля за исполнением предписания является обязательной государственной функцией. Ни судом, РФ ни старшими должностными лицами МЧС РФ предписание, вынесенное Ярошеву сотрудником Камышинского ОГПН об устранении нарушения федерального законодательства не было признано незаконным и подлежащим отмене. Кроме того, уведомление о невозможности проведения проверки за исполнением выданного предписания начальник Камышинского ОГПН направил Борисовой Е.Г. только 30.12.2010 года. Кассационное определение было вынесено Волгоградским областным судом 28.10.2010 года. Срок в 60 дней противоречит требованиям п.1 ст.12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в РФ».

Определением Ленинского районного суда города Ульяновска от 11 января 2011 года производство по заявлению Борисовой Е.Г. о возложении обязанности осуществить контроль за исполнением предписания об устранении нарушения требований пожарной безопасности прекращено.

В судебном заседании начальник Камышинского ОГПН УГПН ГУ МЧС России по Волгоградской области не присутствовал, в отзыве на заявление указал, что в соответствии с ч.1 ст. 1.2 Федерального Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» № 59-ФЗ, п.4,6 Приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 31.01.2007года № 45 «Об утверждении инструкции по работе с обращениями граждан в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» сотрудниками Камышинского ОГПН 25.08.201 проведена проверка в отношении Ярошева А.А. по заявлению Борисовой Е.Г. На основании Федерального Закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994г. № 69-ФЗ, КоАП РФ ст.20.4 ч 1; приказа МЧС России № 517 по результатам проверки возбуждено административное дело, выдано предписание об устранении нарушений ГПТБ, составлен акт проверки и вручен нарушителю Ярошеву А.А. (выступающий по интересам гр. Ярошевой В.Б. по доверенности №36-02/457907 от 02.02.2010г.). По результатам рассмотрения заявления Борисовой Е.Г. 26.08.2010 г направлен ответ исх. № 562, 03.09.2010 г, что все документы, касающиеся рассмотрения жалобы на основании запроса судьи А.Ю.Холода (от 01. 09. 2010 г.), направлены в Камышинский городской суд (исх. № 573 от 03.09.2010г.). 10.09.2010 года в Камышинский ОГПН от Борисовой Е.Г. поступила претензия, рассмотреть которую не представилось возможным в связи с нахождением всех документов по вышеуказанному делу в Волгоградском областном суде (запрос в Камышинкий городской суд исх. 659 от 20.09.2010 г., ответ из Камышинского городского суда от 29.10.2010 г. № 2-1140/2010), в связи с чем Борисовой направлен ответ исх.859 от 08.10.2010 года. Камышинским ОГПН Борисовой ЕГ. представлены копии материалов проверки. На основании заявления гр. Ярошева А.А. Борисовой Е.Г. отказано в ознакомлении с материалами административного дела на гр. Ярошева А.А. на основании с ч.2 ст.5 ФЗ-59; п.3.24 приказа № 45 МЧС РФ от 28.12.2010. Кассационным определением (дело № от ДД.ММ.ГГГГ) судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда определено, что на сегодняшний день действует постановление Главы администрации Волгоградской области № 1574 «Об утверждении временных региональных нормативов градостроительного проектирования Волгоградской области» в соответствии с п. 5.26 которого, расстояние от границ соседнего участка должно быть не менее 3 метров до стены жилого дома и не менее 1 метра до хозяйственных построек или гаража. Ссылка на федеральный закон от 22.07.08г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» при составлении предписания инспектором Камышинского ОГПДН Власовым А.Е. не принята судом во внимание. В силу статьи 152 Федерального закона № 123, данный документ вступил в силу по истечении девяти месяцев со дня официального опубликования. Поскольку закон опубликован в «Собрании законодательства РФ 28.07.08 г., в «Парламентской газете» 31.07.08г., следовательно на момент начала строительства в апреле 2009г. он не мог применяться. Также судом установлено, что граница выстроенного гаража возведена на месте снесенного сарая. На основании изложенного суд определил оставить кассационную жалобу гр. Борисовой Е.Г. без удовлетворения и соответственно предписание инспектора ОГПН незаконным. Соответственно внеплановое мероприятие по контролю за исполнением ранее выданного предписания провести не представляется возможным (основание кассационное определение (дело №) от 28.10.10г. судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда). По заявлениям ФИО5 было направлены письма Главе городского округа - город Камышин и начальнику управления государственного строительного надзора Администрации Волгоградской области. С заявлением гр. Борисовой об оспаривании действий и решений должностного лица не согласен.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица, Главного управления МЧС РФ по Волгоградской области, в судебное заседание не явился, был извещен о времени и месте слушания гражданского дела.

Суд определил, рассмотреть гражданское дело в отсутствие сторон.

Изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что 24 сентября 2010 года Борисова Е.Г. обратилась к начальнику Камышинского отдела ГПН УГПН МЧС России по Волгоградской области с заявлением, в котором указала, что 26 августа 2010 года в результате проведенной проверки домовладения Ярошевой В.Б., расположенной по адресу: <адрес>, было выписано предписание об устранении нарушений требований ФЗ РФ № 123 - установления противопожарного интервала между ее домом ( <адрес>) и домом Ярошевой В.Ю. (<адрес>) не менее 12 метров. Срок исполнения предписания домовладельцу истек 15 сентября 2010 года. Так как на сегодняшний день - 24 сентября 2010 года нарушение Ярошевой В.Б. не устранено, просит предпринять меры по обеспечению сохранности ее дома, ее имущества и безопасного проживания граждан в доме.

01 ноября 2010 года начальником Камышинского отдела ГПН УГПН ГУ МЧС России по Волгоградской области заявительнице был дан ответ следующего содержания: «На Ваше заявление от 24.09.10г. входящий от 07.10.10г. № 636 по контролю исполнения предписания, по домовладению Ярошевой В.Б. по адресу: <адрес>, срок устранения нарушения требований пожарной безопасности по которому истек ДД.ММ.ГГГГ, сообщаю, что инспектор Камышинского отдела ГПН УГПН ГУ МЧС России по Волгоградской области Власов А.Е. направил по запросу оригиналы проверки в Камышинский городской суд. После чего данное дело по кассационной жалобе назначено к рассмотрению в гражданской коллегии Волгоградского областного суда в кассационном порядке и оригиналы документов проверки проведенной 25.08.10г. инспектором Камышинского отдела ГПН приобщены к данному гражданскому делу и направлены в Волгоградский областной суд. По копиям документов проведенной проверки - внеплановая проверка по контролю исполнения предписания проводится, не может. По возвращению дела и вступлении решения суда в законную силу материалы будут возвращены в Камышинский отдел ГПН (оригиналы проверки) и будет проведена внеплановая проверка по контролю исполнения предписания».

06 декабря 2010 года Борисова Е.Г. вновь обратилась на имя начальника Камышинского отдела ГПН УГПН ГУ МЧС России по Волгоградской области с соответствующим заявлением о проведении внеплановой проверки по нарушению ее прав.

30 декабря 2010 года начальником Камышинского отдела ГПН УГПН ГУ МЧС России по Волгоградской области заявительнице был дан ответ следующего содержания: «На Ваше заявление входящий № 791 от 06.12.10г. сообщаем, что в соответствии с ч. 1, ст. 12 Федерального Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» № 59-ФЗ, п.4.6 Приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 31.01.2007года № 45 «Об утверждении инструкции по работе с обращениями граждан в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» сотрудниками Камышинского отдела ГПН 25.08.2010года проведена проверка в отношении Ярошева А.А. по вашему заявлению. На основании Федерального Закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994г. № 69-ФЗ, КоАП РФ ст.20.4,ч 1; приказа МЧС России от 01.10. 2007г. № 517 по результатам проверки возбуждено административное дело, выдано предписание об устранении нарушений ППБ, составлен акт проверки и вручены нарушителю Ярошеву А.А. (выступающий по интересам гр. Ярошевой В.Б. по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ). По результатам рассмотрения заявления, в соответствии с ч.4 ст. 10 ФЗ-59; п. 3.27 приказа № МЧС РФ вам ДД.ММ.ГГГГ направлен ответ исх. №».

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 21.04.2006) письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Учитывая вышеизложенное, суд не находит нарушения сроков рассмотрения обращения Борисовой Е.Г. со стороны начальника Камышинского отдела ГПН УГПН ГУ МЧС России по Волгоградской области.

Также суд не усматривает нарушений со стороны начальника Камышинского отдела ГПН УГПН ГУ МЧС России по Волгоградской области по не проведению выездной внеплановой проверки по заявлению Борисовой Е.Г.

Приказом МЧС РФ от 01.10.2007 N 517 утвержден «Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности".

В соответствии с п.21 данного Административного регламента деятельность государственных инспекторов по пожарному надзору по исполнению государственной функции на объектах надзора осуществляется в соответствии с перспективными пятилетними планами плановых проверок, разрабатываемыми в органах ГПН региональных центров МЧС России, органах ГПН ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации, территориальных отделах (отделениях, инспекциях) органов ГПН ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации, в органах ГПН специальных и воинских подразделений, с учетом административно-территориальных образований, а также зданий, сооружений, строений, технологических установок и иного имущества, расположенных на территории, обслуживаемой указанными органами ГПН (далее - перспективный план); разрабатываемыми указанными органами ГПН, на основе перспективных планов, ежегодными планами; личными планами-графиками работы, составляемыми ежемесячно с учетом должностных обязанностей государственных инспекторов по пожарному надзору.

В соответствии с п.33 данного Административного регламента юридическим фактом для проведения плановой проверки является наступление периода времени, в течение которого соответствующим органом ГПН запланирована в календарном году проверка объекта надзора. Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

В соответствии с п.п. 36, 37 данного Административного регламента документарная проверка проводится в служебных помещениях органа ГПН в порядке установленном законодательством Российской Федерации. Документарная проверка проводится путем анализа сведений, содержащихся в документах, устанавливающих организационно-правовую форму, права и обязанности, документах, используемых при осуществлении деятельности и связанных с исполнением обязательных требований пожарной безопасности, исполнением предписаний, постановлений и представлений органов ГПН. В процессе проведения документарной проверки в первую очередь рассматриваются документы, имеющиеся в распоряжении органа ГПН.

В соответствии с п.41 данного Административного регламента выездная проверка проводится по месту нахождения лиц, указанных в абзацах втором - одиннадцатом пункта 6 настоящего Административного регламента, по месту осуществления их деятельности и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.

В соответствии с абзацем вторым подпункта 2 пункта 46 Административного регламента основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе, поступление в органы ГПН обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан; причинения вреда жизни, здоровью граждан.

Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган ГПН, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в подпункте 2 настоящего пункта, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

В соответствии с п. 47 данного Приказа внеплановая проверка с целью контроля исполнения ранее выданного предписания по устранению нарушений или по снятию с производства, а также в случаях, предусмотренных в абзаце третьем подпункта 2 пункта 46 настоящего Административного регламента проводится в форме выездной проверки, в случаях, предусмотренных в абзаце втором подпункта 2 пункта 46 настоящего Административного регламента - документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном пунктами 36 - 45 настоящего Административного регламента.

Вступившим в законную силу решением Камышинского городского суда Волгоградской области от 09 сентября 2010 года и кассационным определением Волгоградского областного суда установлено, что возведенная Ярошевой спорная постройка по адресу: г. Камышин, ул.Кузнечная, дом № 11, не создает угрозу жизни и здоровью ФИО5

В соответствии со ст. 13 ГПК РФ суды принимают судебные постановления в форме судебных приказов, решений суда, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции. Вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с абзацем вторым подпункта 2 пункта 46 Административного регламента основанием для проведения внеплановой проверки является только те обращения граждан, в которых содержаться сведения о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан; причинения вреда жизни, здоровью граждан.

В данном случае вступившими в законную силу судебными постановлениями установлено, что отсутствует и факт причинения вреда и факт угрозы причинения вреда жизни и здоровью заявительницы.

Поэтому в соответствии с п.46 указанное обращение не может служить основанием для проведения внеплановой выездной проверки, требование о проведении которой заявлено Борисовой Е.Г.

Правом заявлять требования о проведении внеплановой выездной проверки в связи с истечением срока исполнения ранее выданного Ярошеву А.А. предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности Борисова Е.Г. не обладает, производство по гражданскому делу в данной части прекращено.

Кроме того, следует отметить, что основанием для выдачи предписания послужило нарушение Ярошевым А.А. п.10 ст. 69 ФЗ № 123.

Однако вступившим в законную силу решением Камышинского городского суда Волгоградской области от 09 сентября 2010 года и кассационным определением Волгоградского областного суда установлено, что ссылка Борисовой Е.Г. на Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" правильно не принята судом во внимание. В силу статьи 152 Федерального закона данный документ вступил в силу по истечении девяти месяцев со дня официального опубликования. Поскольку закон опубликован в "Собрании законодательства РФ" - 28.07.2008г., в "Парламентской газете" -31.07.2008г., следовательно, на момент начала строительства в апреле 2009 года он не мог применяться.

В связи с чем, в удовлетворении заявления следует отказать в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-197, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Борисовой В.Б. о признании незаконными действий (бездействия) начальника Камышинского ОГПН УГПН ГУ МЧС России по Волгоградской области отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней с момента изготовления в окончательной форме в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска.

Судья Л.Н.Матвеева