о возложении обязанности



Дело №2-7034/10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 декабря 2010 г. г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе

Судьи Тютькиной З.А.,

При секретаре Андряшиной Ю.Н.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семеновой П.Ф. к мэрии г.Ульяновска о возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

Семенова П.Ф. обратилась в суд с вышеуказанным иском, в обоснование своих требований указав следующее. Она является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, а также является инвалидом <данные изъяты> по общему заболеванию. В силу Закона №122-ФЗ на нее распространяются льготы, установленные для участников ВОВ из числа военнослужащих. На основании Указа Президента РФ от 15.10.92 г. №1235 данной категории граждан предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов ВОВ соответствующих групп, установленные для инвалидов. Истец обратилась в Отдел по учету и распределению жилой площади мэрии г. Ульяновска с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий как ветерана ВОВ, но ей было отказано в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета, с чем она не согласна. Полагает, что нуждается в улучшении жилищных условий, так как зарегистрирована и проживает с дочерью, зятем и внуком в двухкомнатной квартире общей площадью 44 кв.м по <адрес>98. Собственниками квартиры являются дочь, зять и внук. На каждого проживающего приходится по 11 кв.м, что меньше учетной нормы. В собственности каких-либо жилых помещений она не имеет. Согласно справке администрации Истобинского сельского поселения Репьевского муниципального района <адрес> за ней значится дом по адресу: <адрес>, пер.<адрес> <адрес>, но указанный дом является ветхим и непригодным для проживания. В доме она проживала с 1974 года по 2005 годы. Согласно акта обследования проживать в доме она не может, До 2009 года она была зарегистрирована и проживала в <адрес> в квартире своего зятя. Поскольку дом в <адрес> непригоден для проживания, просила суд признать незаконным отказ мэрии <адрес> в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, обязать мэрию <адрес> поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета как ветерана Великой отечественной войны.

В судебном заседании истец не участвовала, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.

Представитель истца, привлеченная судом к участию в деле в качестве 3 лица, Сидорова В.И. в судебном заседании на иске настаивала. Пояснения дала, аналогичные доводам искового заявления. Также пояснила, что в доме, находящемся в <адрес>, с 2005 г. никто не проживает ввиду его непригодности для проживания. В справке неверно указан год постройки данного дома - 1974, фактически дом был построен в шестидесятых годах. Акта о признании дома аварийным не имеется.

Представитель ответчика мэрии г. Ульяновска Горничнова Л.Н. в судебном заседании иск не признала. Пояснила, что Сидорова В.И. не обеспечена учетной нормой жилья в г.Ульяновске. В тоже время у истца в собственности имеется дом, который в установленном законом порядке аварийным и непригодным для проживания не признан.

Привлеченные судом к участию в деле в качестве 3 лиц Сидоров С.В. и Г.В., представитель Министерства труда и социального развития Ульяновской области в судебном заседании не участвовали, просили дело рассмотреть в их отсутствие.

Суд определил, рассмотреть гражданское дело при данной явке.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ суд рассматривает дело в пределах того объема доказательств, который представлен сторонами.

В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В судебном заседании установлено, что истец является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, инвалидом <данные изъяты> по общему заболеванию, что подтверждается удостоверением и справкой МСЭ.

В силу п.8 ст. 154, Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны.

Статьей 14 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрено, что инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения (п.4).

В силу Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Как установлено в судебном заседании истец на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не состояла и не состоит.

Согласно ч.3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам и иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанным по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимся в жилых помещениях.

В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления. Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Статья 51 Жилищного кодекса РФ предусматривает основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Так, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

13 июля 2005 года Ульяновской Городской Думой было принято решение за №136 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения», согласно которому учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 12 кв. м. По договорам социального найма установлена учетная норма предоставления площади жилого помещения в размере: не менее 18 кв. м для одиноко проживающего человека; не менее 15 кв. м на одного человека для семьи из 2-х и более человек.

Из материалов дела следует, что истец зарегистрирована и проживает с дочерью, зятем и внуком в двухкомнатной квартире общей площадью 44 кв.м по <адрес>98. Собственниками квартиры являются дочь, зять и внук. На каждого проживающего приходится по 11 кв.м, что меньше учетной нормы.

Согласно справке администрации Истобинского сельского поселения Репьевского муниципального района Воронежской области Семенова П.Ф. владеет более 15 лет жилым домом по адресу: <адрес>, пер.<адрес>, <адрес>, год постройки дома - 1974, количество комнат- 2.

Истец полагает, что ей незаконно отказано в постановке на учет, поскольку учетной нормой жилья в г.Ульяновске она не обеспечена, а состояние жилого дома в <адрес> неудовлетворительное, удобства отсутствуют, дом не пригоден для проживания, не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение) жилым помещением признается изолированное помещение, которое предназначено для проживания граждан, является недвижимым имуществом и пригодно для проживания.

Жилым помещением признается, в том числе, жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем (п.5).

Признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Согласно п.9 названного Положения жилые помещения должны располагаться преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне в соответствии с функциональным зонированием территории.

В соответствии с п.12 Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.

Не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания: отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме.

Признание дома непригодным для проживания осуществляется на основании заключения комиссии.

Как следует из п.42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания.

Таким образом, указанная процедура носит заявительный характер.

Пунктом 7 указанного Положения установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях.

Согласно п.8 Положения орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными(непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным Положением требований и по принятию решений о признании этих помещений пригодными(непригодными) для проживания граждан.

В судебном заседании установлено, что Семенова П.Ф. с заявлением о признании ее дома в <адрес> непригодным для проживания, в установленном Положением порядке, в органы местного самоуправления не обращалась, что не оспаривается ее представителем.

Имеющийся в материалах дела акт обследования жилого <адрес> от 29.06.2010 г., составленный жилищно-бытовой комиссией, назначенной администрацией Истобинского сельского поселения, не может быть приравнен к заключению межведомственной комиссии, уполномоченной на признание дома аварийным и (или) непригодным для проживания.

Более того, из указанного акта от 29.06.10 г. следует, что комиссией сделан вывод о невозможности проживания Семеновой П.Ф. в доме по причине удаленности частного жилого дома, невозможности оснащения инженерными системами, пожилого возраста и инвалидности Семеновой П.Ф.

Материалами дела не подтверждается факт нахождения дома истца в аварийном состоянии.

При указанных обстоятельствах, суд полагает, что обращение Семеновой П.Ф. о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий до дачи заключения межведомственной комиссии о непригодности ее дома для проживания, преждевременно.

Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований Семеновой П.Ф. в настоящее время не имеется.

Указанное обстоятельство не препятствует повторному обращению истца в суд о том же предмете, но по иным основаниям.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Семеновой П.Ф. к мэрии г.Ульяновска о возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 дней через районный суд.

Судья З.А. Тютькина