Дело № 2-243/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 января 2011 года г.Ульяновск
Ленинский районный суд г.Ульяновска
в составе судьи Рыбалко В. И.,
при секретаре Алиуллиной Г. Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вагина Н.А. к Мэрии города Ульяновска о возложении обязанности включить в список лиц на получение субсидии на приобретение жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л :
Вагин Н. А. обратился в суд с иском к Мэрии города Ульяновска о возложении обязанности включить в список лиц на получение субсидии на приобретение жилого помещения.
Исковые требования мотивированы следующим. Вагин Н. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ветераном Великой Отечественной войны, инвалидом 2 группы. В настоящее время истец проживает в деревянном, ветхом жилом доме, которому более 55 лет и который фактически является непригодным для проживания. Данный жилой дом расположен по адресу: <адрес>, пер. <адрес>, <адрес>.
В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 г.г.», а также в соответствии с Федеральным Законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» истец обратился в Мэрию города Ульяновска с заявлением о включении в очередь на улучшение жилищных условий, как участника Великой Отечественной войны, и выдаче ему жилищного сертификата на получение субсидии на приобретение жилого помещения.
Однако в письме от 12.10.2010 истцу было отказано в удовлетворении заявленного требования так как он проживает в частном доме общей площадью 85,05 кв. м. с составом семьи из двух человек. Согласно данным технического паспорта УОГУП БТИ от 01.09.2008 года физический износ данного жилого дома составляет 43%. Решением комиссии вышеуказанный дом признан пригодным для проживания. Жилищный вопрос Вагина Н. А. рассматривался на заседании комиссии по учету и распределению жилой площади при Мэрии г. Ульяновска от 04.03.2010 (Протокол № 7). Комиссией отказано в удовлетворении просьбы заявителя.
При этом не учтено, что жилой дом, в котором проживает истец, находится в общей долевой собственности. 1/2 доля данного жилого принадлежит Салманскому Н. Н., который сам не проживает в указанной жилой площади в связи с ветхостью и непригодностью для проживания.
Вагин Н. А. просит суд обязать Мэрию г. Ульяновска признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий и выдать ему жилищный сертификат о выделении субсидии на приобретение жилой площади согласно установленным социальным нормам.
Истец Вагин Н. А. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования, дал пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что жилой дом по пер. Дружбы, 2 в г. Ульяновске является двухквартирным. Истец проживает в <адрес>, которая состоит из жилой комнаты 1ж, площадью 20,34 кв. м., кухни 2п площадью 11,79 кв. м. в жилом доме (литер А), коридора 2п, площадью 4,75 кв. м, санузла 4п, площадью 4,47 кв. м. в пристрое (литер А2), подвала 5п, площадью 3,51 кв. м. (литер А4). При этом, пристрой (литер А2) и подвал (литер А4) являются самовольными постройками. Помимо истца в данном жилом помещении зарегистрирована его дочь Хуснутдинова Л. Н.
В соответствии с договором дарения от 19.06.2010 истец подарил принадлежащие ему 5/12 долей жилого дома и земельного участка по пер. <адрес> в <адрес> своей внучке Хуснутдиновой Ю. М. Право общей долевой собственности Хуснутдиновой Ю.В. на долю жилого дома и земельного участка зарегистрировано в установленном законом порядке.
Истец не получил копию решения межведомственной комиссии о признании жилого <адрес> по пер. <адрес> в г. Ульяновске пригодным для проживания. С указанным решением истец не согласен. О существовании указанного решения межведомственной комиссии истец знает лишь из ответа Мэрии г. Ульяновска на обращение истца о включении его в список лиц на получение субсидии на приобретение жилого помещения. В связи с вышеизложенным истец был лишен возможности оспорить заключение межведомственной комиссии.
Представитель Мэрии города Ульяновска в судебном заседании иск не признал, указал, что истцу было обоснованно отказано в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий для обеспечения жильем как инвалида Великой Отечественной войны.
Подарив дочери принадлежащую ему долю дома, истец умышленно ухудшил своим жилищные условия.
Истец обеспечен жилым помещением выше учетной нормы в г. Ульяновске, то есть более 12 кв. м. общей площади жилого помещения.
Занимаемое истцом жилое помещение признано пригодным для проживания. Решение межведомственной комиссии о признании жилого <адрес> по пер. <адрес> в г. Ульяновске пригодным для проживания не признано недействительным.
Рассмотрение вопроса о признании жилого помещения истца непригодным для проживания осуществлялось по инициативе Мэрии г. Ульяновска. В случае признания жилого помещения непригодным для проживания, истец был бы включен в список лиц на получение субсидии на приобретение жилого помещения.
В настоящее время собственником доли дома является внучка истца. В случае признания дома непригодным для проживания будет решаться вопрос о предоставлении собственнику жилого помещения и членам его семьи другого жилого помещения в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ.
Сособственником домовладения № по пер. <адрес> в <адрес>) является Салманский Н. Н., в его квартире проживают квартиранты.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Вагин Н. А. является участником Великой Отечественной войны.
Согласно техническому паспорту на жилой <адрес> по пер. <адрес> в г. Ульяновске, составленной Ульяновским областным государственным унитарным предприятием бюро технической инвентаризации по состоянию на 27.04.2010, справке формы № 8, домовой книге истец зарегистрирован и проживает в жилом помещении, представляющем собой изолированную квартиру № 1, которая состоит из жилой комнаты 1ж, площадью 20,34 кв. м., кухни 2п площадью 11,79 кв. м.в жилом доме (литер А), коридора 2п, площадью 4,75 кв. м, санузла 4п, площадью 4,47 кв. м. в пристрое (литер А2), подвала 5п, площадью 3,51 кв. м. (литер А4). При этом, пристрой (литер А2) и подвал (литер А4) являются самовольными постройками.
Таким образом, общая площадь занимаемого истцом жилого помещения - 44,86 кв. м., в том числе площадь узаконенных помещений - 32,13 кв. м.
Помимо истца в данном жилом помещении зарегистрирована его дочь Хуснутдинова Л. Н.
В жилом <адрес> по пер. <адрес> в <адрес> имеется электричество, отопление (установлен газовый котел), канализация, водопровод (холодное водоснабжение), газ, ванна, телефон и радио. Отсутствует горячее водоснабжение.
Согласно техническому паспорту износ жилого дома (литер А) составляет 49%.
Согласно заключению № 20 от 27.05.2010 межведомственной комиссии, назначенной главой города Ульяновска, жилой <адрес> по пер. <адрес> в <адрес> признан пригодным для проживания. Указанное заключение межведомственной комиссии не признано недействительным.
Из договора дарения от 19.06.2010 следует, что истец подарил принадлежащие ему 5/12 долей жилого дома и земельного участка по пер. <адрес> в г. Ульяновске своей внучке Хуснутдиновой Ю. М.
Согласно п. 10 договора дарения даритель передал вышеуказанные доли земельного участка и одноэтажного жилого дома с пристроями и принадлежностями одаряемой в пригодном для использования состоянии до подписания настоящего договора.
Право общей долевой собственности Хуснутдиновой Ю. М. на 5/12 долей жилого дома по адресу: г. Ульяновск, пер. <адрес> <адрес>, зарегистрировано в Управлении Росреестра по Ульяновской области (свидетельство о государственной регистрации права 73-АА № 020397 от 07.07.2010).
Вагин Н. А. обратился в Мэрию города Ульяновска с заявлением о включении его в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как участника Великой Отечественной войны.
В удовлетворении заявленного требования истцу было отказано (письмо исх. № 3832-4/2 от 12.10.2010) со ссылкой на то, что истец не является нуждающимся в предоставлении жилого помещения.
В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей получение и содержание жилых помещений.
В соответствии с п.п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О ветеранах», инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Согласно положениям ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 23.2 вышеуказанного Федерального закона объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: 2) по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.
По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации(в редакции Федерального закона от 21.12.2009 N 327-ФЗ).
07.05.2008 Президентом РФ принят Указ № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».
Из пункта 1 данного Указа следует, что Президент РФ в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановил считать необходимым завершить до 01 мая 2010 года обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 марта 2005 года ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года за №5-ФЗ «О ветеранах».
В целях реализации меры государственной социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании требований Федерального закона «О ветеранах» и Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительством Ульяновской области 02.05.2006 г. принято Постановление № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений».
Согласно названному Постановлению правом на получение социальной выплаты обладают, в числе прочих, участники и инвалиды Великой Отечественной войны.
В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 №138 полномочия по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на Департамент социальной защиты населения Ульяновской области.
Мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность.
Согласно п.3 названного Постановления социальная выплата предоставляется:
- лицам, указанным в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящего Порядка (т.е. участникам и инвалидам Великой Отечественной войны), признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном порядке и вставшим на учет по месту жительства в органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.
В соответствии с данным Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 г. № 138 для получения свидетельства получатель представляет в орган местного самоуправления муниципального образования, уполномоченный осуществлять учет граждан, нуждающихся в обеспечении жильем, необходимые документы.
Орган местного самоуправления осуществляет прием документов от граждан и ежегодную сверку, по итогам которой формирует списки получателей и до 1 апреля года, следующего за отчетным, направляет их в Департамент социальной защиты населения Ульяновской области.
Департамент на основе представляемых списков формирует в хронологической последовательности по дате постановки на учет список получателей по Ульяновской области.
Как следует из вышеприведенных положений Федерального закона «О ветеранах», граждане имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с данным Федеральными законами (т.е. на получение социальных выплат) при соблюдении двух условий: если они относятся к числу определенных этими Федеральными законами категорий и одновременно являются нуждающимися в улучшении жилищных условий.
В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.
Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Статья 51 ЖК РФ предусматривает основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма
Так, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
- проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Так, 13.07.2005 Ульяновской Городской Думой было принято Решение № 136 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения», согласно которому учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 12 кв. м. По договорам социального найма установлена учетная норма предоставления площади жилого помещения в размере: не менее 18 кв. м для одиноко проживающего человека; не менее 15 кв. м на одного человека для семьи из 2-х и более человек.
Из материалов дела следует, что истец с составом семьи 2 человека фактически проживает в квартире с общей площадью узаконенных помещений 32,13 кв. м., то есть на одного человека приходится по 16,06 кв. м. общей площади, без учета площади самовольных построек. За истцом сохраняется право пользования жилым помещением.
Таким образом, суд считает обоснованными возражения Мэрии города Ульяновска о том, что истец обеспечен жилым помещением более учетной нормы - то есть более 12 кв-. м. общей площади жилого помещения.
В установленном законом порядке жилое помещение, занимаемое истцом, признано пригодным для проживания.
В соответствии с договором дарения от 19.06.2010 истец произвел отчуждение принадлежащей ему доли жилого дома.
Между тем, согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
С учетом вышеизложенного суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Вагина Н. А. о возложении на Мэрию города Ульяновска обязанности включить истца в список лиц на получение субсидии на приобретение жилого помещения, как инвалида Великой Отечественной войны.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Вагина Н.А. к Мэрии города Ульяновска о возложении на Мэрию города Ульяновска обязанности включить Вагина Н.А. в список лиц на получение субсидии на приобретение жилого помещения - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение 10 дней.
Судья В. И. Рыбалко