жмилищный сор



Дело № 2-300/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 февраля 2011 года г.Ульяновск

Ленинский районный суд г.Ульяновска

в составе судьи Матвеевой Л.Н.,

при секретаре Айсиной А.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокофьевой Н.А. к мэрии города Ульяновска об отмене решения, возложении обязанности признать нуждающейся в улучшении жилищных условий,

У С Т А Н О В И Л :

Прокофьева Н. А. обратилась в суд с иском к мэрии города Ульяновска об отмене решения, возложении обязанности признать нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Исковые требования мотивированы следующим. Истица, как ветеран Великой Отечественной войны, направила заявление в мэрию г. Ульяновска о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет для обеспечения жильем как ветерана Великой Отечественной войны. Комиссия по учету и распределению жилой площади при мэрии г. Ульяновска отказала в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет. В основание отказа мэрия г. Ульяновска указывает на то, что до 2009г она была зарегистрирована в частном доме в <адрес>, <адрес> <адрес>. С указанным решением она не согласна, считает его необоснованным и незаконным по следующим основаниям. С 2009г. и по настоящий момент она зарегистрирована в однокомнатной квартире общей площадью 35.47 кв.м. по адресу: <адрес>, в составе семьи из 4 человек (квартира принадлежит дочери Прокофьевой Н.А.). До 2009г. она была зарегистрирована в <адрес>, <адрес>, <адрес>, но фактически с 2004 года каждый осенней, зимний, весенний период проживала со своей дочерью Прокофьевой В.К. в её квартире, а каждый летний период дочь проживала с ней в <адрес> Совместное проживание с дочерью обусловлено тем, что истица является инвалидом 1-й группы и нуждается в постоянном стороннем уходе, в сельской местности одна проживать не может. В 2009 г. дочь перевезла ее жить к себе, т.к. она тоже пожилой человек и по состоянию здоровья ездить в деревню и жить там не могла. Таким образом переселение в квартиру дочери было вынужденное. В настоящий момент в однокомнатной квартире общей площадью 35,47 проживает четверо, причем большая часть пожилых больных людей. Просит решение Мэрии г. Ульяновска от 11.11.2010г. (Протокол №33) отменить. Признать Прокофьеву Н.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязать мэрию <адрес> поставить истицу на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Истица Прокофьева Н. А. в судебное заседание не явилась по неизвестной суду причине, о дне и времени судебного заседания извещалась.

В судебном заседании представители истицы на иске и его доводах настаивали.

В судебном заседании представитель мэрии города Ульяновска иск не признал, указал, что при рассмотрении заявления Прокофьевой Н. А. мэрия города Ульяновска руководствовалась представленными ею документами. Действительно в квартире по адресу: <адрес> -641, на каждого проживающего в данной квартире, в том числе и на истицу, приходится менее 12 кв.м. общей площади. Однако мэрией принято во внимание, что ранее истица проживала в частном доме в <адрес>. Решением суда установлено, что данный дом принадлежит истице на праве собственности. Сведения на данный жилой дом в мэрию города Ульяновска не были представлены.

В судебном заседании третье лицо, Прокофьева В.К., просила иск удовлетворить.

В судебном заседании третьи лица, Овчинников А.К., Сидорова Д.А. Акшов Р.И., Акшова А.А., не присутствовали, были извещены надлежащим образом о времени и месте слушания гражданского дела.

Суд определил, рассмотреть гражданское дело при данной явке.

Выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав материалы гражданского дела, акт освидетельствования МСЭ, материалы гражданского дела №, суд приходит к следующему.

В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те доводы и обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

В судебном заседании установлено, что Прокофьева Н. А. является инвалидом <данные изъяты>, участником, ветераном Великой Отечественной войны.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ за № 5-ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей получение и содержание жилых помещений.

В соответствии с пп. 4 ч. 1 ст. 14 вышеназванного Федерального закона, инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ).

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 23.2 вышеуказанного Федерального закона объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: 2) по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.

По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации(в редакции Федерального закона от 21.12.2009 N 327-ФЗ).

В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 №138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений» полномочия по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на Департамент социальной защиты населения. Мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность.

07.05.2008 Президентом РФ принят Указ №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

Из п. 1 данного Указа (в редакции от 09.01.2010) следует, что президент РФ в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановил считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

Как установлено в судебном заседании Прокофьева Н. А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована в <адрес> <адрес>.

По информации, представленной суду Главой администрации МО «Большенагаткинское сельское поселение», Прокофьева Н. А. проживала по адресу: <адрес>, д. <адрес>.

В настоящее время в указанном доме проживает внучка истицы Акшова А.А. с мужем Акшовым Р.И. и сыном Акшовым М.Р., что подтверждается справкой формы № 8, сведениям похозяйственной книги, свидетельскими показаниями Коновой Н.П., Сидоровой Л.Я., Пазенко Н.В.

Согласно сведениям похозяйственной книги площадь дома составляет 30.9 кв. м., в доме две комнаты, имеется газ. Площадь застройки - 0,03 га, площадь посевная - 0,09 га.

Согласно Постановлению народных комиссаров СССР от 25.01.1934 № 158 «О первичном учете в сельских советах» похозяйственный учет велся в целях упорядочения и упрощения первичного учета в сельских советах.

В соответствии с письмом Министерства строительства РФ от 18.09.1994 № 15-1/56 о проведении оценки и переоценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, для целей налогообложения, непроинвентаризованные строения и сооружения, расположенные на территории сельских населенных пунктов и зарегистрированные за физическими лицами в делопроизводстве сельской администрации, похозяйственных книгах и подворных списках, считаются принадлежащими гражданам на праве собственности, признанном в административном порядке.

Принадлежность истицы дома в <адрес>, подтверждается материалами гражданского дела.

В силу ч.ч. 2,3,4,5 ст. 15 и ч. 2. ст. 16 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Согласно п. 12 Положения «О признании помещения жилым помещением жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащем сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, в поселениях, без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.

Не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания отсутствие централизованной канализации, горячего водоснабжения.

Степень благоустройства дома Прокофьевой Н. К. в <адрес> не противоречит п. 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Инженерными системами дом обеспечен: имеется электроосвещение.

Прокофьева Н. А. обратилась в отдел по учету и распределению жилой площади Мэрии города Ульяновска с заявлением о включении ее в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как ветерана Великой Отечественной войны.

11.11.2010 года комиссией по учету и распределению жилой площади при мэрии города Ульяновска заявление Прокофьевой Н. А. было оставлено без удовлетворения. Решение комиссии утверждено постановлением Главы города Ульяновска от 25.11.2010 № 6272.

В решении указано, что Прокофьева Н.А. имеет право на льготы,
установленные статьёй 15 Федерального Закона
Российской Федерации от 12.01.1995 № 5 - ФЗ «О
ветеранах». Прокофьева Н.А., 1923 г.р., с 2009 года
зарегистрирована в однокомнатной квартире общей
площадью 35,47 кв. м, жилой площадью 18,42 кв. м по
<адрес> городе Ульяновске с
составом семьи из 4 человек (внучка заявительницы
зарегистрирована с 13.10.2010). Собственником
указанной квартиры является её дочь. До 2009 года
Прокофьева Н.А. была зарегистрирована в
<адрес>, <адрес>. Право собственности на квартиры и частные домовладения за Прокофьевой Н.И. не зарегистрировано. Правоустанавливающий документ на данное жилое помещение не предоставлен. Технический паспорт предоставить отказалась. Решением Ленинского районного суда города Ульяновска от 05.08.2010 в удовлетворении исковых требований о включении Прокофьевой Н.К. в список нуждающихся в улучшении жилищных условий отказано. Определением Ульяновского Областного суда города Ульяновска от 14.09.2010 решение Ленинского районного суда города Ульяновска оставлено без изменения. Повторное заявление заявительницы рассматривается на комиссии в связи с изменением состава семьи (внучка заявительницы зарегистрирована с 13.10.2010 по данному адресу).

Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Ульяновска установлено, что ранее Прокофьева Н.А. на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не состояла. В квартире по месту его регистрации, которая имеет общую площадь 35,47 кв.м (без учета лоджии), проживает три человека. Кроме данного жилья Прокофьева Н.А. имеет жилой дом по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, общей площадью 30,9, в котором проживает внучка истицы - Акшова А.А. с мужем и несовершеннолетним ребенком.

Данные обстоятельства, установленные судом в соответствии со ст.61 ч.2 ГПК РФ имеют для суда преюдициальное значение.

Статья 51 Жилищного кодекса РФ предусматривает основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Так, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 утвержден «Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".

Из представленной амбулаторной карты истицы, из показаний свидетеля Путиной Ж.Н., из акта освидетельствования МСЭ следует, что у истицы не диагностировано какое-либо заболевание из указанных в данном перечне. Иных доказательств истицей не предоставлено.

В соответствии с решением Ульяновской городской Думы № 136 от 13.07.2005 года учетная норма площади жилого помещения, в соответствии с которой гражданин признается нуждающимся в улучшении жилищный условий, составляет 12 кв.м. общей площади на одного человека.

В соответствии с ч.2 ст.51 ЖК РФ При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

С учетом принадлежащего Прокофьевой Н. К. жилого дома в <адрес>, в котором в настоящее время проживает семья внучки, суд считает недоказанным в судебном заседании факт нуждаемости Прокофьевой Н. К. в улучшении жилищных условий.

Так, на долю истицы в квартире по адресу: <адрес> приходится с учетом внучки Сидоровой Д.А., проживание которой в квартире опровергается пояснениями свидетеля, вызванного по ходатайству истицы, Пазенко Н.В., 8.87 к.в.м. В домовладении по адресу: <адрес>, д<адрес>, <адрес>, на долю истицы с учетом проживающей там семьи дочери, приходиться 7.73 кв.м. При этом следует отметить, что со слов представителей истицы, свидетелей Коновой Н.П., Сидоровой Л.Я., Пазенко Н.В., истица с семьей внучки никогда совместно не проживали и не являются членами ее семьи. Однако даже при учете всех указанных лиц, на долю истицы приходится 15.60 кв.м., что более учетной нормы.

Таким образом, исходя из вышеизложенных обстоятельств, Прокофьева Н. К. не может быть признана в установленном законом порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий, для получения субсидии на приобретение жилого помещения, следовательно, исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Прокофьевой Н.А. к мэрии города Ульяновска об отмене решения, возложении обязанности признать нуждающейся в улучшении жилищных условий отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья Л.Н.Матвеева