2- 194/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 января 2011 г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд
В составе председательствующего судьи Першиной С.В.
При секретаре Алтусовой И.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Вольновой В.В. к мэрии города Ульяновска о выдаче жилищного сертификата о выделении субсидии на приобретение жилого помещения как лицу из числа детей, оставшемуся без попечения родителей,
У С Т А Н О В И Л:
Вольнова В.В. обратилась в суд с исковыми требованиями к мэрии г. Ульяновска о выдаче жилищного сертификата о выделении субсидии на приобретение жилого помещения как лицу из числа детей, оставшемуся без попечения родителей, указав следующее.
Постановлением Главы администрации Заволжского района г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ № истица вместе с братьями и сестрами (всего 8 человек) была помещена в приют областного социально- реабилитационного центра для несовершеннолетних №, затем постановлением Главы администрации Заволжского района г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ №- в Областной Дом детства, в связи с лишением родительских прав родителей- Вольнова В.В. и Вольновой С.А. решением Заволжского районного суда г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ За несовершеннолетними за период их нахождения в детских государственных учреждениях было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. Частный дом по указанному адресу принадлежал бабушке истицы Игольченко Л.П., которая в ДД.ММ.ГГГГ умерла. После помещения несовершеннолетних в детский дом, в доме оставались проживать родители. Однако, решением Майнского районного суда г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ Вольнова С.А. была признана безвестно отсутствующей; Вольнов В.В. умер ДД.ММ.ГГГГ
Закрепленный за истицей и другими ее братьями и сестрами жилой дом адресу: <адрес> пришел в непригодное для проживания состояние, о чем свидетельствует технический паспорт на жилой дом от ДД.ММ.ГГГГ
В 2010г. она обратилась в отдел по учету и распределению жилой площади мэрии г. Ульяновска по вопросу постановки ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В устном порядке в постановке на учет ей было отказано со ссылкой на то, что формально за истицей закреплено жилое помещение, которая фактически разрушено и непригодно для проживания.
В связи с вышеизложенным вынуждена обратиться защищать свои права в судебном порядке. Просит обязать мэрию г. Ульяновска выдать жилищный сертификат о выделении субсидии на приобретение жилья.
В судебном заседании истица на удовлетворении исковых требований настаивала, дополнив суду, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время она обучается в Областном государственном образовательном учреждении начального профессионального образования профессиональное училище № по специальности «мастер отделочных строительных работ». Окончание обучения планируется ДД.ММ.ГГГГ На дату настоящего судебного разбирательства она пребывает в возрасте 18 лет, в связи с чем по Федеральному закону от 21 декабря 1996г. № 159- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеет право на получение жилищного сертификата о выделении субсидии на приобретение жилья. Постановление Главы администрации Заволжского района г. Ульяновска № от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении за истицей жилого помещения по адресу: <адрес> не должно приниматься во внимание, поскольку фактически данное жилое помещение разрушено и непригодно для проживания. Данный факт установлен вступившими в законную силу решениями Ленинского районного суда г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, обязывающими предоставить жилищные сертификаты для приобретения жилья ее родным брату и сестрам: Вольнову Е.В., Вольновой В.В. и Вольновой И.В., так же как и она, оставшимися без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.
Представитель мэрии г. Ульяновска в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и письменный отзыв на иск.
В соответствии с Жилищным кодексом РФ, ФЗ РФ от 21.12.1996г. № 159- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил РФ, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии с постановлением Главы администрации Заволжского района города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ № за истицей закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. Данное постановление является нормативным актом. В компетенцию отдела по учету и распределению жилой площади не входит отмена данного пункта в постановлении. Данный вопрос может быть решен в соответствующих органах местного самоуправления или в судебном порядке. В связи с вышеизложенным исковые требования Вольновой В.В. удовлетворению не подлежат.
Представитель Правительства и Министерства финансов Ульяновской области Тарасова Д.Д. оставляет решение на усмотрение суда, приводит следующие доводы.
В соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996г. № 159 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил РФ, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дополнительные гарантии прав детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливается законодательством субъектов РФ и относится к расходным обязательствам субъектов РФ.
На уровне субъекта РФ- Ульяновской области принят Закон области от 06.05.2006г. № 60 - ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области», который распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01 января 2005г.
Право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом имеют дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения.
В соответствии с указанным Законом, Ульяновская область наделила органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ульяновской области государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 15.01.2008г. № 1-П был утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области.
Право детей- сирот на обеспечение жилыми помещениями реализуется путем выделения субсидии на приобретение жилья. Право на получение субсидии удостоверяется жилищным сертификатом.
Так, для получения сертификата дети- сироты лично или их законные представители должны представить в органы местного самоуправления необходимые документы, перечень которых указан в п. 6 Порядка.
Орган местного самоуправления обязан проверить достоверность представленных сведений и принять решение о выдаче сертификата или об отказе в его выдаче в течение 10 календарных дней с момента подачи документов, а также направить уведомление не позднее 5 календарных дней с даты вынесения решения.
В связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, Ульяновская область обязана обеспечивать органы местного самоуправления необходимыми финансовыми и материальными средствами в размере, предусмотренном Законом о бюджете на очередной финансовый орган, а органы местного самоуправления, в свою очередь, имеют право вносить в органы государственной власти Ульяновской области свои предложения по увеличению размера субвенций, предоставляемых из областного бюджета, в случае возникновения непредвиденных расходов по осуществлению государственных полномочий.
Министерство образования Ульяновской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц, который, кроме того, является главным распорядителем субвенций. Выделение субвенций осуществляется в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на очередной финансовый год на указанные цели Министерству образования Ульяновской области. Министерством образования области в последующем денежные средства перечисляются на счета органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения местных бюджетов. Органы местного самоуправления осуществляют контроль и несут ответственность за несоблюдение настоящего Порядка и достоверность представляемых в Министерство образования Ульяновской области сведений в соответствии с законодательством.
Выслушав мнение участников процесса, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 ФЗ от 21.12.1996г. № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов; отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
лица из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,- лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим ФЗ право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии со ст. 121 СК РФ опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей
(пункт 1 статьи 121 настоящего Кодекса РФ), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.
Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно ст. 147 СК РФ детям, находящимся на полном государственном попечении в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, опекуны (попечители) не назначаются. Выполнение их обязанностей возлагается на администрации этих учреждений.
При этом, защита прав выпускников учреждений возлагается на органы опеки и попечительства.
Из материалов дела следует, что Вольнова В.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ в г. Ульяновске. Решением Заволжского районного суда г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ родители истицы- Вольнов В.В. (отец) и Вольнова С.А. (мать) были лишены родительских прав в отношении своих несовершеннолетних детей: Д. , ДД.ММ.ГГГГг.р.; Е. , ДД.ММ.ГГГГг.р.; В. , ДД.ММ.ГГГГг.р.; И. , ДД.ММ.ГГГГг.р.; В., ДД.ММ.ГГГГг.р.; А., ДД.ММ.ГГГГг.р.; П. , ДД.ММ.ГГГГг.р.; Е. , ДД.ММ.ГГГГ Несовершеннолетние дети, включая истицу, были переданы на попечение органов опеки и попечительства.
Постановлением Главы администрации Заволжского района г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ № истица вместе с другими братьями и сестрами была помещена в Областной Дом детства. Тем же постановлением за несовершеннолетними за период их нахождения в детских государственных учреждениях было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>.
До ДД.ММ.ГГГГ истица находилась в Государственном учреждении социального обслуживания социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних «Причал надежды» в г. Ульяновске; в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Тагайской специальной (коррекционной) школе- интернате для детей с ограниченными возможностями здоровья «Островок надежды»; с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время обучается в Областном государственном образовательном учреждении начального профессионального образования профессиональное училище № по специальности «мастер отделочных строительных работ». Окончание обучения планируется ДД.ММ.ГГГГ
С даты поступления на обучение в ПУ № г.Ульяновска занимает койко- место в общежитии по адресу: <адрес>.
В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ от 21 декабря 1996г. № 159- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находившиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Поскольку в преамбуле указанного закона и в его статье 1 указано, что положения закона распространяются на детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста, это означает, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми- сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста. Однако, социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.
В силу вышеприведенного закона граждане указанной категории после окончания пребывания в детском государственном учреждении, приемной семье или окончания службы в Вооруженных Силах РФ снимаются с полного государственного обеспечения и следовательно, должны незамедлительно быть обеспечены жильем, в противном случае - нарушается право указанных лиц на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ.
В соответствии со ст. 109 ЖК РСФСР, действовавшего на конец 1990-х годов, общежитие представляет собой временное жилье, предоставляемое на период работы или учебы.
В соответствии со ст. 92- 94 ЖК РФ общежитие относится к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, предназначено для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
Таким образом, предоставление Вольновой В.В. на период обучения в профессиональном училище койко- места в общежитии, которое она утратит после окончания училища, нельзя считать обеспечением ее жильем.
Проведя анализ представленных в материалы дела доказательств и фактических обстоятельств дела, суд находит исковые требования Вольновой В.В. законными, обоснованными, подлежащими удовлетворению. Факт закрепления в 1999 г. за истицей жилого помещения по адресу: <адрес> правового значения в данном случае не имеет.
Согласно п. 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Вступившими в законную силу решениями Ленинского районного суда г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, обязывающими предоставить жилищные сертификаты для приобретения жилья родным брату и сестрам истицы: Вольнову Е.В., Вольновой В.В. и Вольновой И.В., так же как и она, оставшимися без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте установлено, что жилой дом <адрес> является непригодным для проживания.
Согласно техническому паспорту УОГУП БТИ от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ домостроение по адресу: <адрес> состоит из жилого дома лит. А и пристроя лит. А1. При этом в акте обследования дома от ДД.ММ.ГГГГ отражено, что в строении лит. А снесена печь, разрушены стены, в стенах - сквозные трещины, перекрытия повреждены огнем; остекление отопление, электричество, газ - отсутствуют; в строении лит. А1- перекрытия повреждены огнем, отопление, электричество- отсутствуют. Оба строения приведены в непригодное для проживания состояние.
В письме начальника отдела образования администрации Заволжского района г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ отмечено, что одна наружная стена вышеуказанного домостроения разрушена (упала), на задней стене дома образовалась сквозная трещина.
Таким образом, факт нахождения жилого помещения по адресу: <адрес> непригодном для проживания и эксплуатации состоянии, установлен и подтверждается собранными по делу доказательствами.
Поскольку закрепленное за истицей жилое помещение является непригодным для проживания, последняя, в силу 51 ЖК РФ является лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий. В силу специального закона истица, имеющая статус ребенка, оставшегося в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, должна быть обеспечен жильем путем выдачи жилищного сертификата о выделении субсидии.
На дату настоящего судебного заседания истица находится в возрасте 18 лет и находится на обучении в Областном государственном образовательном учреждении начального профессионального образования профессиональное училище №.
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ предоставление жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке осуществляется органами местного самоуправления.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) - пп. 2 п.1 ст. 57 ЖК РФ.
Дополнительные гарантии прав детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
На уровне субъекта РФ- Ульяновской области принят Закон области от 06.05.2006г. № 60 - ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области», который распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01 января 2005г.
В соответствии с вышеуказанным Законом, Ульяновская область наделила органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ульяновской области на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
15 января 2008г. Правительством Ульяновской области принято постановление «Об обеспечении жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области» № 1-П, в соответствии с п. 3 которого право детей- сирот на обеспечение жилыми помещениями реализуется путем выделения субсидии на приобретение жилья. Право на получение субсидии удостоверяется жилищным сертификатом о выделении субсидии на приобретение жилья, срок действия которого не превышает шести месяцев с момента его выдачи.
В силу вышеизложенного суд считает возможным удовлетворить исковые требования Вольновой В.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., возложив на мэрию города Ульяновска обязанность по выдаче Вольновой В.В. жилищного сертификата о выделении субсидии на приобретение жилья.
Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Вольновой В.В. удовлетворить.
Обязать мэрию города Ульяновска предоставить Вольновой В.В. , ДД.ММ.ГГГГ г.р., относящейся к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилищный сертификат о выделении субсидии на приобретение жилого помещения.
Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд гор. Ульяновска.
СУДЬЯ: С.В. ПЕРШИНА