Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 февраля 2011 г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд
В составе председательствующего судьи Першиной С.В.
При секретаре Алтусовой И.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Максимова И.Ю. к мэрии г. Ульяновска о выдаче жилищного сертификата о выделении субсидии на приобретение жилого помещения как лицу из числа детей, оставшемуся без попечения родителей,
У С Т А Н О В И Л:
Максимов И.Ю. обратился в суд с исковыми требованиями к вышеперечисленным ответчикам о выдаче жилищного сертификата о выделении субсидии на приобретение жилого помещения, указав в обоснование иска следующее.
Он родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ остался без попечения родителей и с указанного периода времени находился на полном государственном обеспечении в детских воспитательных учреждениях. Последним местом нахождения был Детский дом в <адрес>.
Постановлением Главы администрации Тереньгульского района от ДД.ММ.ГГГГ № при помещении в государственное учреждение для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за ним была сохранена жилая площадь в частном доме семьи Максимовых по адресу: <адрес>.
За время нахождения истца в государственных учреждениях дом, закрепленный за несовершеннолетними детьми Максимовых пришел в негодность и проживание в нем невозможно, что подтверждается актом соответствующей комиссии.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в ФГОУ СПО «Димитровградский механико- технологический колледж молочной промышленности» на очной форме обучения.
С ДД.ММ.ГГГГ постоянно проживает в г. Ульяновске, вместе с семьей- женой и дочерью проживает на частных квартирах. До ДД.ММ.ГГГГ был формально зарегистрирован в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ временно зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>.
На основании ФЗ от 21.12.1996г. № 159- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» он имеет право на обеспечение во внеочередном порядке жилым помещением не ниже установленных социальных норм, отвечающих санитарно- техническим требованиям.
На уровне субъекта РФ- Ульяновской области принят Закон от 06.05.2006г. № 60- ЗО «Об обеспечения жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области», которым определен порядок обеспечения жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа; утверждены нормы обеспечения- 18 кв.м. на одного человека.
Указывает на то, что ни в период пребывания в детском учреждении, ни в период обучения в ФГОУ СПО «Димитровградский механико- технологический колледж молочной промышленности» никто из воспитателей или преподавателей не разъяснял ему положений действующего законодательства о том, что дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей имеют право на обеспечение вне очереди жилым помещением за счет государства. Более того, никто из должностных лиц вышеуказанных государственных органов не проявил заботу о том, чтобы истец был своевременно постановлен на учет и включен в список лиц, нуждающихся в жилье.
Считает местом своего жительства город Ульяновск, в котором он проживает постоянно с ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании истец на удовлетворении исковых требований настаивал, дав суду аналогичные пояснения.
Представитель мэрии г. Ульяновска, Министерства финансов Ульяновской области, Министерства образования Ульяновской области в судебное заседание не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие.
Представитель Министерства финансов Ульяновской области в письменном отзыве указывает, что ФЗ от 21.12.1996г. № 159- ФЗ к детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным ФЗ право на дополнительные гарантии. Поскольку истцом не представлено доказательств обращения в органы исполнительной власти за предоставлением такой социальной поддержки до 23 лет, а также нахождения на регистрационном учете для получения жилья как относящегося к категории «дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей», истцом утрачено право на получение жилого помещения от органов исполнительной власти.
В письменном отзыве Министерства образования Ульяновской области изложена аналогичная правовая позиция.
Представитель Финансового Управления мэрии г. Ульяновска Муртакова М.Г. оставляет решение на усмотрение суда.
Проверив материалы дела, выслушав мнение участников процесса, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 ФЗ от 21.12.1996г. № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов; отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
лица из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,- лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим ФЗ право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии со ст. 121 СК РФ опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей
(пункт 1 статьи 121 настоящего Кодекса РФ), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.
Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно ст. 147 СК РФ детям, находящимся на полном государственном попечении в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, опекуны (попечители) не назначаются. Выполнение их обязанностей возлагается на администрации этих учреждений.
При этом защита прав выпускников учреждений возлагается на органы опеки и попечительства.
Из материалов дела следует, что Максимов И.Ю. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ остался без попечения родителей и с указанного периода времени находился на полном государственном обеспечении в детских воспитательных учреждениях. Последним местом нахождения был Детский дом в <адрес>.
Постановлением Главы администрации Тереньгульского района от ДД.ММ.ГГГГ № при помещении в государственное учреждение для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за ним была сохранена жилая площадь в частном доме семьи Максимовых по адресу: <адрес>.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в ФГОУ СПО «Димитровградский механико- технологический колледж молочной промышленности» на очной форме обучения.
В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ от 21 декабря 1996г. № 159- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находившиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданина постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 2 того же закона граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Материалы дела свидетельствуют о том, что город Ульяновск не являлся местом проживания Максимова И.Ю. и не может быть признан таковым судом в рассматриваемом деле по следующим основаниям.
До помещения в государственное учреждение для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Максимов И.Ю. проживал в <адрес>. На время пребывания истца в детском доме за ним было закреплено жилое помещение в <адрес>, занимаемое его семьей. До ДД.ММ.ГГГГ истец значился зарегистрированным по адресу: <адрес>, которое в соответствии с вышеприведенными нормами права следует считать в указанный период времени местом жительства истца. Доказательств обратного, подтверждающих, в частности, что регистрация истца в период с августа
ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> носила формальный характер и не была связана с фактическим вселением истца в жилое помещение, суду не представлено.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец значится зарегистрированным по месту пребывания по адресу: <адрес>. Жилое помещение по указанному адресу представляет собой однокомнатную квартиру, общей площадью 38.24 кв.м., в которой вместе с истцом, зарегистрировано 43 человека. Данное жилое помещение местом жительства истца также не является, поскольку в соответствии со ст. 2 вышеуказанного закона от 25.06.1993г. № 5242-1 местом пребывания может служить гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно.
Установив, таким образом, что город Ульяновск не являлся местом жительства Максимова И.Ю., оснований для возложения на органы исполнительной власти субъекта- МО «город Ульяновск» обязанности по обеспечению его жилой площадью не ниже установленных социальных норм, не имеется.
Следует также отметить, что согласно ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» статус ребенка- сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей сохраняется за лицом до 23 лет. Истцу в настоящее время исполнилось 26 лет, поэтому социальные гарантии по обеспечению жилым помещением, предусмотренные ФЗ от 21.12.1996г. на него распространяться в настоящее время не могут.
Доводы истца о том, что в ДД.ММ.ГГГГ он обращался с соответствующим пакетом документов в администрацию муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области по вопросу постановки на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением как лица, оставшегося без попечения родителей, не нашли своего подтверждения в судебном заседании. Администрация МО «Тереньгульский район» данный факт не подтвердила.
Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Максимова И.Ю. к мэрии г. Ульяновска о выдаче жилищного сертификата о выделении субсидии на приобретение жилого помещения как лицу из числа детей, оставшемуся без попечения родителей оставить без удовлетворения.
Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ульяновской областного суда через Ленинский районный суд г. Ульяновска.
СУДЬЯ: С.В. ПЕРШИНА