иски о защите трудовых прав



Дело № 2-327/11

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 февраля 2011 года г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе

судьи А.М. Елистратова,

при секретаре Е.Н. Макушиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Завьялова И.И. к Комитету по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области о возложении обязанности произвести перерасчёт ежемесячной надбавки к должностному окладу

УСТАНОВИЛ

Завьялов И.И. обратился в суд с иском к Комитету по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области о возложении обязанности произвести перерасчёт ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет исходя из 30% в связи с зачётом периода военной службы с 04.08.1984г. по 30.06.1988г. из расчёта одни день военной службы за два дня государственной службы. Исковые требования мотивированы следующим.

Истец является государственным гражданским служащим Комитета по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области. В декабре 2010г. истец подал ответчику заявление о включении в стаж государственной гражданской службы периода военной службы с 04.08.1984г. по 30.06.1988г. Ответчик обязан был зачесть 1 год военной службы за 2 года государственной гражданской службы. Вместо этого ответчик необоснованно включил спорный период в стаж исходя из 1 года военной службы за 1 год государственной гражданской службы.

В период с 04.08.1984г. до 16.02.1988г. истец проходил службу в качестве курсанта военного училища. Приказом № от 16.02.1988г. истец был отчислен из училища и направлен для прохождения службы в воинскую часть №. Из военного училища истец отчислен в связи с нежеланием продолжить обучение. Уволен со службы истец 30.06.1988г. на основании приказа МО СССР № 119 от 25.03.1998г. Общий военный стаж составляет 3 года 10 месяцев 26 дней.

Согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву - один день военной службы за два дня работы.

В силу ч. 3 ст. 8 Закона СССР от 12.10.1967 "О всеобщей воинской обязанности" Солдаты, матросы, сержанты и старшины, проходящие действительную военную службу в пределах сроков, установленных настоящим Законом, считаются состоящими на действительной срочной военной службе, а проходящие действительную военную службу сверх установленных Законом сроков - состоящими на действительной сверхсрочной военной службе.

Согласно ч. 2 ст. 11 Закона граждане, принятые в военно-учебные заведения, состоят на действительной военной службе и именуются курсантами. На них распространяются обязанности, установленные для военнослужащих срочной службы. Они и их семьи пользуются правами, льготами и преимуществами, предусмотренными действующим законодательством для военнослужащих срочной службы и их семей.

Понятия «военная служба по контракту» и «военная служба по призыву» впервые введены с 1 марта 1993 года в связи с принятием Закона РФ от 11.02.1993 N 4455-1 "О воинской обязанности и военной службе".

До установления контрактной системы прохождения военной службы время учёбы курсантов в военно-учебных заведениях до присвоения офицерского звания должно засчитываться в трудовой стаж в двойном размере.

В судебное заседание истец не явился, направил заявление, в котором просил дело рассмотреть в его отсутствие, указал следующее.

Согласно ст. 35 Федерального Закона РФ от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане не проходившие военную службу, при зачислении в военные образовательные учреждения профессионального образования приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и заключают контракт о прохождении военной службы по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания первого курса обучения в указанных образовательных учреждениях.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 Закона СССР от 12.10.1967 "О всеобщей воинской обязанности" граждане, принятые в военно-учебные заведения состоят на действительной военной службе и именуются курсантами. Они и их семьи пользуются правами льготами и преимуществами, предусмотренными действующим законодательством для военнослужащих срочной службы и их семей.

Представитель ответчика Дворцова Н.Ф. просила в иске отказать, пояснила следующее. Согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы. Период обучения истца в военном училище должен быть приравнен к военной службе по контракту.

Представитель третьих лиц Правительства и Министерства финансов Ульяновской области Сергеева Е.И. в отзыве просила дело рассмотреть в её отсутствие, против удовлетворения иска не возражала.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Истец является государственным гражданским служащим Комитета по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области.

В декабре 2010г. истец подал ответчику заявление о включении в стаж государственной гражданской службы периода военной службы с 04.08.1984г. по 30.06.1988г.

В период с 04.08.1984г. до 16.02.1988г. истец проходил службу в качестве курсанта военного училища.

Приказом № от 16.02.1988г. истец был отчислен из училища и направлен для прохождения службы в воинскую часть №11047 где прослужил с 17.02.1988г. по 30.06.1988г.

Истец был уволен со службы 30.06.1988г. на основании приказа МО СССР № 119 от 25.03.1998г.

Разрешая исковые требования, суд принимает во внимание положения Гражданского кодекса Российской Федерации регулирующей действие гражданского законодательства во времени. Согласно ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Положения законодательства, регулирующие порядок учёта времени военной службы в стаж государственной службы, действовавшие в спорный период и в настоящее время различны.

В спорный период действовал Закон СССР от 12.10.1967 "О всеобщей воинской обязанности" Солдаты, матросы, сержанты и старшины, проходящие действительную военную службу в пределах сроков, установленных настоящим Законом, считаются состоящими на действительной срочной военной службе, а проходящие действительную военную службу сверх установленных Законом сроков - состоящими на действительной сверхсрочной военной службе.

Закон введен в действие с 1 января 1968 года в соответствии с пунктом 1 Постановления ВС СССР от 12.10.1967 N 1951-VII, утратил силу на территории Российской Федерации с 1 марта 1993 года в связи с принятием Закона РФ от 11.02.1993 N 4455-1 "О воинской обязанности и военной службе".

В силу ст. ст. 6, 8 Закона СССР от 12.10.1967 "О всеобщей воинской обязанности" граждане, состоящие на действительной военной службе, именуются военнослужащими. Солдаты, матросы, сержанты и старшины, проходящие действительную военную службу в пределах сроков, установленных настоящим Законом, считаются состоящими на действительной срочной военной службе, а проходящие действительную военную службу сверх установленных Законом сроков - состоящими на действительной сверхсрочной военной службе.

На действительную военную службу призываются граждане мужского пола, которым ко дню призыва исполняется 18 лет (ст. 10 Закона).

Граждане мужского пола, изъявившие желание учиться в военно-учебных заведениях, могут быть приняты в эти учебные заведения по достижении ими 17-летнего возраста или если им исполняется 17 лет в год поступления на учебу. Граждане, принятые в военно-учебные заведения, состоят на действительной военной службе и именуются курсантами. На них распространяются обязанности, установленные для военнослужащих срочной службы. Они и их семьи пользуются правами, льготами и преимуществами, предусмотренными действующим законодательством для военнослужащих срочной службы и их семей (ст. 11 Закона).

В соответствии со ст. 12 Закона курсанты военно-учебных заведений, отчисленные за плохую успеваемость, нежелание учиться или за недисциплинированность, если они до поступления в военно-учебные заведения не отслужили установленного срока действительной военной службы, направляются в воинские части для прохождения установленного срока действительной военной службы. При условии их безупречной службы в части не менее шести месяцев время обучения в военно-учебном заведении этим военнослужащим засчитывается в срок действительной военной службы в порядке, определяемом Министерством обороны СССР.

Из содержания ст. 12 Закона следует, что для курсантов военно-учебных заведений, отчисленных в связи с нежеланием учиться обязательным условием для зачёта в срок действительной военной службы времени обучения в военно-учебном заведении является несение после отчисления из военно-учебного заведения действительной военной службы в части не менее шести месяцев.

После отчисления из военно-учебного заведения истец прослужил в части 4 месяца.

Таким образом, оснований для вывода о том, что курсанту, отчисленному из военно-учебного заведения в связи с нежеланием учиться период учёбы должен быть засчитан в двойном размере, также как гражданам, достигшим 18 лет и проходившим действительную военную службу по призыву, не имеется.

Согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

Согласно ч. 2 ст. 11 Закона граждане, принятые в военно-учебные заведения, состоят на действительной военной службе и именуются курсантами. На них распространяются обязанности, установленные для военнослужащих срочной службы. Они и их семьи пользуются правами, льготами и преимуществами, предусмотренными действующим законодательством для военнослужащих срочной службы и их семей.

В силу ст. 35 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (в редакции, действующей в настоящее время) граждане, не проходившие военную службу, при зачислении в военные образовательные учреждения профессионального образования приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и заключают контракт о прохождении военной службы по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания ими первого курса обучения в указанных образовательных учреждениях.

Военнослужащие мужского пола, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться, а также отказавшиеся заключить контракт о прохождении военной службы, если к моменту отчисления из указанных образовательных учреждений они достигли возраста 18 лет, не выслужили установленного срока военной службы по призыву и не имеют права на увольнение с военной службы, на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу, направляются для прохождения военной службы по призыву. В этом случае в срок военной службы военнослужащим засчитываются:

продолжительность военной службы по призыву до поступления в военное образовательное учреждение профессионального образования;

продолжительность военной службы по контракту до поступления в военное образовательное учреждение профессионального образования из расчета два дня военной службы по контракту за один день военной службы по призыву;

продолжительность военной службы во время обучения в военном образовательном учреждении профессионального образования из расчета два дня военной службы в указанном образовательном учреждении за один день военной службы по призыву.

Таким образом, учёт ответчиком периода обучения истца в военном училище, до направления в воинскую часть, исходя из расчёта одни день обучения в военном образовательном учреждении за один день государственной службы, права ответчика не нарушает.

Исковые требования в части возложения на ответчика обязанности произвести перерасчёт надбавки к должностному окладу за выслугу лет исходя из 30% в связи с зачётом периода военной службы с 17.02.1988г. по 30.06.1988г. из расчёта одни день военной службы за два дня государственной службы суд находит обоснованными, поскольку в данный период истец проходил военную службу по призыву.

Согласно ст. 9 Закона Ульяновской области от 30.11.2004 N 085-ЗО "О государственной гражданской службе Ульяновской области" государственным гражданским служащим Ульяновской области предусмотрена ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, в том числе в размере 30% при стаже свыше 15 лет.

Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л

Исковые требования Завьялова И.И. к Комитету по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области удовлетворить частично.

Обязать Комитет по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области произвести Завьялову И.И. перерасчёт надбавки к должностному окладу за выслугу лет исходя из 30% в связи с зачётом периода военной службы с 17.02.1988г. по 30.06.1988г. из расчёта одни день военной службы за два дня государственной службы.

В остальном, в удовлетворении исковых требований Завьялова И.И. к Комитету по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области о возложении обязанности произвести перерасчёт надбавки к должностному окладу за выслугу лет исходя из 30% в связи с зачётом периода военной службы с 04.08.1984г. по 16.02.1988г. из расчёта одни день военной службы за два дня государственной службы отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение 10 дней.

Судья А.М.Елистратов