Устранение нарушений в содержании дорог (прокурор-мэрия)



Дело № 2-1171/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ульяновск 04 марта 2011 года

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Волкова Н.Г.,

при секретаре Шабинской Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц в защиту государственных и общественных интересов к мэрии города Ульяновска о признании незаконным бездействия мэрии города Ульяновска, возложении обязанности устранить выявленные нарушения,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Ленинского района г. Ульяновска обратился в суд с иском к мэрии города Ульяновска о признании бездействия мэрии города Ульяновска незаконным, возложении обязанности устранить выявленные нарушения.

Исковые требования мотивированы следующим. Прокурорской проверкой соблюдения законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения в деятельности мэрии г.Ульяновска выявлены нарушения эксплуатационного состояния автомобильной дороги, расположенной по адресу: г.Ульяновск, ул.Л.Толстого.

В нарушение п.п. 3, 3.1.6 ГОСТ Р 50597-93, п.2.1. Руководства по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах, утвержденного распоряжением Минтранса РФ от 16.06.2003 № ОС-548-р, на всем протяжении проезжей части данной дороги имеется зимняя скользкость, снежный накат высотой от 5 до 20 см., ширина проезжей части заужена до 160 см. На пешеходных переходах сформированы снежные валы высотой до 120 см.

Данные нарушения создают угрозу для жизни и здоровья граждан, пользующихся указанными дорогами, так как они могут привести к дорожно-транспортным происшествиям.

В связи с вышеизложенным, прокурор Ленинского района г. Ульяновска просит признать незаконным бездействие мэрии г. Ульяновска и обязать мэрию г. Ульяновска устранить выявленные нарушения эксплуатационного состояния автомобильной дороги, расположенной по адресу: г. Ульяновск, ул. Л.Толстого, а именно: зимнюю скользкость, снежные валы на автомобильной дороге по ул.Л.Толстого; обязать мэрию г.Ульяновска организовать надлежащее содержание и уборку автомобильной дороги, расположенной по адресу: г. Ульяновск, ул.Л.Толстого.

В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г.Ульяновска Карабанов А.С. доводы иска поддержал. Пояснил, что выявленные нарушения не устранены до настоящего времени.

Представитель ответчика мэрии г. Ульяновска и третьего лица Комитета дорожного хозяйства и благоустройства мэрии г. Ульяновска по доверенности Карпова А.В. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В представленном отзыве исковые требования не признала и указала, что мэрия г.Ульяновска в лице структурного подразделения Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта наделена действующим законодательством полномочиями по организации содержания и строительства автомобильных дорог общего пользования на территории муниципального образования, но не обязана выполнять эту деятельность своими силами. Органы местного самоуправления для выполнения возложенных на них полномочий имеют право создавать муниципальные предприятия. Так, для содержания и ремонта городских дорог на основании распоряжения Мэра г.Ульяновска созданы УМУП «Асфальтобетонный завод», переименованное в 2007 году в МУП «Ульяновскдорремсервис», МУП «Благоустройство Заволжья», УМУС «АТП по уборке города». Реализуя свои полномочия, мэрия постоянно осуществляет контроль за уборкой автомобильных дорог г.Ульяновска, в т.ч. и ул.Л.Толстого. МУП «Ульяновскдорремсервис» представляет отчеты о проделанной работе. Ежедневные отчеты о проделанной работы предприятий подтверждают факт отсутствия бездействия со стороны мэрии г.Ульяновска по проведению работ по ликвидации снежной скользкости и снежных валов на автомобильной дороге по ул.Л.Толстого. Мэрией города Ульяновска заключен контракт на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог с МУП «Ульяновскдорремсервис». Данное предприятие несет ответственность за невыполнении и ненадлежащее выполнение условий контракта. Таким образом мэрия города Ульяновска является ненадлежащим ответчиком по данному гражданскому делу, надлежащим ответчиком является МУП «Ульяновскдорремсервис».

Представители третьих лиц УГИБДД УВД по Ульяновской области и ОГИБДД УВД по г.Ульяновску в судебное заседание не явились.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии со ст. ст. 21, 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Прокурор Ленинского района города Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, имеет право обратиться в суд с заявлением об устранении нарушений законодательства, угрожающих жизни и здоровью людей.

Согласно ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанность по ремонту и содержанию дорог, находящихся в муниципальной казне лежит на органах местного самоуправления.

В соответствии с ч.4 ст.6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. При этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

К числу полномочий мэрии г. Ульяновска в соответствии со ст. 36 Устава муниципального образования «город Ульяновск» относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» за № 196-ФЗ от 10.12.1995, определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.

Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Согласно указанному Федеральному закону, организация дорожного движения - комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.

Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии со ст. 12 указанного Федерального закона, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно перечня автодорог из реестра муниципальной собственности г.Ульяновска, автодорога по ул. Л.Толстого относится к муниципальной собственности г.Ульяновска, передана в оперативное управление Комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта мэрии г.Ульяновска.

Учитывая вышеприведенные положения законодательства, надлежащим ответчиком по делу будет являться именно мэрия г. Ульяновска, а не муниципальные предприятия по уборке города.

Согласно акту проверки эксплуатационного состояния автомобильных дорог и улиц в зимний период года от 07.02.2011, составленного государственными инспекторами по дорожному надзору отдела ГИБДД УВД по г. Ульяновску Сейфиным Р.Р., Вишняковым А.Е., с участием помощника прокурора Ленинского района г. Ульяновска, была проверена на предмет соблюдения обязательных требований государственного стандарта ГОСТ Р 50597-93 улица Л.Толстого в г.Ульяновске. Выявлены нарушения обязательных требований - эксплуатация дороги по ул.Л.Толстого не отвечает обязательным требованиям ГОСТ.

Так, в нарушение п.п. 3, 3.1.6 ГОСТ Р 50597-93 на проезжей части, остановочных пунктах и посадочных площадках имеется зимняя скользкость. Формирование снежных валов: на пересечениях улиц, на пешеходных переходах и ближе 5 метров, на остановочных пунктах общественного транспорта и ближе 20 метров, на тротуарах. На всем протяжении проезжей части по ул.Л.Толстого имеется колейность, наледь, высота снежного наката составляет от 5 до 20 см. сужение проезжей части до 160 см. На пешеходных переходах на пересечении улиц л.Толстого и 12 Сентября снежный накат составляет от 8 до 20 см., имеются снежные валы высотой до 120 см.

Требования Государственного стандарта «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (ГОСТ Р 50597-93), введенного в действие Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 №221, являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья граждан, на что прямо указано в ГОСТе.

Выявленные нарушения не только создают неудобства при передвижении, но и не обеспечивают безопасность жизни и здоровью граждан.

В связи с изложенным суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска о признании незаконным бездействия мэрии города Ульяновска, выразившегося в отсутствии надлежащей организации работ по ликвидации снежной скользкости на автомобильной дороге, расположенной по адресу: г.Ульяновск, ул.Л.Толстого, возложении на ответчика обязанности устранить нарушение требований ГОСТ Р 50597-93 и возложении обязанности организовать надлежащее содержание и уборку автомобильной дороги, расположенной по ул.Л.Толстого в г. Ульяновске.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Ленинского района г.Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия незаконным и возложении обязанности привести в соответствие с требованиями безопасности дорожного движения автомобильную дорогу удовлетворить.

Признать бездействие мэрии г.Ульяновска, выразившееся в отсутствии надлежащей организации работ по ликвидации зимней скользкости и снежных валов на автомобильной дороге, расположенной по адресу: г.Ульяновск, ул.Л.Толстого, незаконным.

Обязать мэрию г.Ульяновска устранить выявленные нарушения эксплуатационного состояния автомобильной дороги, расположенной по адресу: г.Ульяновск, ул.Л.Толстого, а именно - зимнюю скользкость и снежные валы на всем протяжении автомобильной дороги и на пешеходных переходах.

Обязать мэрию города Ульяновска организовать надлежащее содержание и уборку автомобильной дороги, расположенной по адресу: г.Ульяновск, ул.Л.Толстого.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Ульяновска.

Судья