Дело № 2-1087/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 февраля 2011 г.
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
Судьи Ибрагимовой Е.А.,
При секретаре Айметовой Л.И.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хазова Х.А.Я. к мэрии города Ульяновска о признании права на получение социальной выплаты для приобретения жилья,
У С Т А Н О В И Л :
Хазов И.В. обратился в суд с указанным иском, мотивируя следующим. Он является ветераном и инвалидом Великой Отечественной войны. Проживает со своей дочерью, зятем и двумя внучками в двухкомнатной квартире общей площадью 52,7 кв.м, жилой площадью 31,8 кв.м. Ему на праве собственности принадлежит 1/2 доля квартиры, другая 1/2 доля принадлежала супруге. Супруга Х.А.Я. ДД.ММ.ГГГГ умерла. На сегодняшний день в квартире по <адрес> зарегистрированы и проживают 5 человек: он, дочь Капустяк Т.И., зять Капустяк Н.Е., внучка Капустяк Е.Н., внучка Капустяк Е.Н.. В соответствии с решением Ульяновской Городской Думы от 13.07.2005г. № 136 учетная норма площади жилого помещения на человека составляет 12 кв.м общей площади. В их случае общая площадь жилого помещения на человека составляет 10,5 кв.м, а жилая площадь составляет чуть более 6 кв.м, что ниже нормы. 20.07.2010г. он обратился в отдел по учету и распределению жилой площади по вопросу включения его в список на получение субсидии для улучшения жилищных условий как ветерана Великой Отечественной войны. 02.08.2010г. получил отказ со ссылкой на то, что ему на праве собственности принадлежит 1/2 доля квартиры, в связи с чем он не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Полагает, данный отказ является неправомерным. Он воспользовался своим правом на приватизацию жилого помещения. В соответствии с Законом «О ветеранах», Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов», постановлением Правительства Ульяновской области № 138 от 02.05.2006г. основанием предоставления жилищной субсидии является отсутствие в собственности (пользовании) у ветерана ВОВ жилья равного или более учетной нормы жилой площади, установленной в конкретном регионе. Таким образом, единственным критерием, которому должен отвечать участник ВОВ - нуждаемость в улучшении жилищных условий. То обстоятельство, что часть квартиры находится у ветерана ВОВ в собственности, не свидетельствует об отсутствии нуждаемости в улучшении жилищных условий. Также ответчиком не учитывается, что ему 25.02.2011г. исполняется 86 лет и в силу возраста и имеющихся заболеваний (инвалид <данные изъяты> группы) он не может проживать самостоятельно без постоянного постороннего ухода. Просит признать его права на получение социальной выплаты из средств закона РФ от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» и Указа Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Обязать мэрию г. Ульяновска включить его в список лиц, имеющих право на получение социальной выплаты в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006г. № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений».
В судебном заседании истец Хазов И.В. не участвовал, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель истца Хазова И.В. - Андреев К.Г. в судебном заседании исковые требования поддержал, сославшись на доводы искового заявления.
Представитель ответчика мэрии г. Ульяновска Павлеева Е.А. в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что истец является собственником 1/2 доли квартиры, вторая часть квартиры до сих пор не оформлена, но истец тоже относится к числу наследников. Истец не является нуждающимся в улучшении жилищных условий, так как принадлежащая ему 1/2 доля квартиры по метражу более учетной нормы жилой площади.
Представитель третьего лица Министерства труда и социального развития Ульяновской области в судебном заседании не участвовал, извещался.
Третьи лица Капустяк Т.И., Капустяк Н.Е., Капустяк Е.Н., Капустяк А.Н. в судебном заседании не участвовали. Просили рассмотреть дело в свое отсутствие. С иском согласны.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что истец Хазов И.В. является инвалидом <данные изъяты> группы, участником, ветераном Великой Отечественной войны.
В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 года за №5-ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей получение и содержание жилых помещений.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 вышеназванного Федерального закона, инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Инвалиды, участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз и обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В силу ч. 1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ).
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 23.2 вышеуказанного Федерального закона объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: 2) по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.
По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации(в редакции Федерального закона от 21.12.2009 N 327-ФЗ).
В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.06 г. №138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений» полномочия по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на Департамент социальной защиты населения. Мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность.
07 мая 2008 года Президентом РФ принят Указ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» №714.
Из п. 1 данного Указа (в редакции от 09.01.2010 г.) следует, что президент РФ в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановил считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года за №5-ФЗ «О ветеранах».
Как установлено в судебном заседании истец Хазов И.В. является собственником 1/2 доли квартиры № № дома № № по ул. <адрес> в г. Ульяновске.
Собственником остальной 1/2 доли являлась его супруга Х.А.Я., которая умерла ДД.ММ.ГГГГ года.
До настоящего времени ее доля квартира в порядке наследования не оформлена.
Указанная квартира является двухкомнатной, общая площадь квартиры 52,70 кв.м, жилая площадь - 31,80 кв.м.
Согласно справки формы № 8 в квартире зарегистрированы: истец Хазов И.В. с ДД.ММ.ГГГГ года, его дочь Капустяк Т.И. с ДД.ММ.ГГГГ года, зять Капустяк Н.Е. с ДД.ММ.ГГГГ года, внучка Капустяк Е.Н. с ДД.ММ.ГГГГ года, внучка Капустяк Е.Н. с ДД.ММ.ГГГГ года.
Была зарегистрирована супруга Х.А.Я. с 7 мая 1974 года по 07.02.1997г.
Истец Хазов И.В. 20.07.2010г. обратился с заявлением в мэрию г. Ульяновска о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Ответом от 02.08.2010г. ему было отказано в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий на том основании, что он обеспечен учетной нормой жилого помещения, поскольку 1/2 доля квартиры составляет 26,35 кв.м.
Статья 51 Жилищного кодекса РФ предусматривает основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Так, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с решением Ульяновской Городской Думы № 136 от 13.07.2005 года учетная норма площади жилого помещения, в соответствии с которой гражданин признается нуждающимся в улучшении жилищный условий, составляет 12 кв.м. общей площади на одного человека.
В квартире истца проживает всего пять человек, и на каждого проживающего приходится по 10,5 кв.м общей площади жилого помещения, что менее учетной нормы.
Члены семьи истца и истец не имеют иных жилых помещений в собственности на основании договора социального найма, что подтверждается сведениями из БТИ и Управления Росреестра по Ульяновской области, следовательно, на истца приходится общей жилой площади менее учетной нормы.
Тот факт, что у истца в собственности находится 1/2 доля указанной квартиры, не свидетельствует о отсутствии нуждаемости истца в улучшении жилищных условий.
Таким образом, исковые требования Хазова И.В. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Хазова Х.А.Я. удовлетворить.
Обязать мэрию города Ульяновска включить Хазова Х.А.Я. в список лиц, имеющих право на получение социальной выплаты в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006г. № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений».
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска.
Судья: Е.А. Ибрагимова